Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан С.В. Гущанской и В.С. Дюминой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане С.В. Гущанская и В.С. Дюмина, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.Д. Гущанского и А.Д. Дюминой, оспаривают конституционность пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (в жалобе ошибочно указан пункт 94 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 565), согласно которому военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы с установлением соответствующих формулировок.
По мнению заявителей, оспариваемое нормативное положение противоречит статьям 2, 7, 39 и 41 Конституции Российской Федерации, пункту "а" статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях членам семей военнослужащих, умерших при исполнении обязанностей военной службы от заболевания, полученного в период службы.
Оспариваемая норма была применена в деле заявителей судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", которое принято в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пункт 94 названного Положения, определяя круг оснований, обусловливающих вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы (военных сборов, а также службы в органах, указанных в пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе), в системе действующего правового регулирования направлен на обеспечение социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в равной мере распространяется на всех военнослужащих и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителей.
Разрешение же вопроса о возможности подтверждения причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца заявителей - Д.А. Дюмина, с исполнением им обязанностей военной службы другими документами, в том числе вступившим в силу решением суда о взыскании ежемесячной денежной компенсации членам его семьи и ежемесячного пособия детям, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В полномочия Конституционного Суда Российской Федерации также не входит и разрешение вопросов о соответствии оспариваемого нормативного положения Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, разъяснении его применения, внесении в него изменений.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гущанской Светланы Владимировны и Дюминой Веры Степановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 90-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гущанской Светланы Владимировны и Дюминой Веры Степановны на нарушение их конституционных прав и конституционных прав несовершеннолетних Гущанского Михаила Дмитриевича и Дюминой Анны Дмитриевны пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)