Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, утверждению национальных стандартов, реализации пилотных проектов по переводу транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива в государствах - участниках СНГ (Информация прилагается).
2. В целях организации дальнейшей работы по реализации Комплекса мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств - участников СНГ на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года, просить правительства государств - участников СНГ поручить профильным министерствам и ведомствам:
усилить координацию совместных действий по использованию природного газа в качестве моторного топлива, в том числе в производственной кооперации в этой сфере;
организовать статистическое наблюдение в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива, в том числе учет объектов газозаправочной инфраструктуры (по видам) и транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива (по видам транспорта);
определить потенциальный объем парка транспортных средств для их перевода на использование газомоторного топлива и строительства объектов газозаправочной инфраструктуры.
От Азербайджанской Республики
---------
От Республики Армения
Вице-премьер-министр,
Министр международной
экономической интеграции и реформ
В. Габриелян
От Республики Беларусь
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Беларусь
в Российской Федерации,
специальный представитель
Республики Беларусь
по вопросам интеграционного
сотрудничества в рамках
Союзного государства,
Евразийского экономического
союза, Содружества Независимых
Государств, Организации
Договора о коллективной
безопасности по совместительству,
Полномочный представитель
Республики Беларусь при
Экономическом совете СНГ
И. Петришенко
От Республики Казахстан
Полномочный представитель
Республики Казахстан
в Комиссии по экономическим
вопросам при Экономическом
совете СНГ
О. Песков
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
О. Панкратов
От Республики Молдова
---------
От Российской Федерации
Первый заместитель
Председателя Правительства
И. Шувалов
От Республики Таджикистан
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Таджикистан
в Российской Федерации,
полномочный представитель
Республики Таджикистан
в Комиссии по экономическим
вопросам при Экономическом
совете СНГ
И. Сатторов
От Туркменистана
От Республики Узбекистан
От Украины
Содружество Независимых Государств
Исполнительный комитет
Информация
о развитии рынков газомоторного топлива государств - участников СНГ
Москва, 2016 год
Введение
В современном мире особое место занимают вопросы, касающиеся эффективности использования энергоресурсов, снижения стоимости транспортных перевозок, улучшения экологической ситуации, особенно в крупных городах.
Природный газ является одним из самых экологически чистых видов топлива. Его активное использование позволяет серьезно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах. Немаловажным фактором является и цена. Газовые виды топлива значительно дешевле традиционных, таких как бензин и дизельное топливо.
Таким образом, развитие рынка газомоторного топлива не только позволяет улучшить экологическую обстановку, но и снизить затраты на транспорт. В настоящее время газовые виды топлива активно используются более чем в 80 странах мира. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на газомоторном топливе в мире составляет 26%.
При подготовке материала использовались данные, представленные государствами - участниками СНГ, информация официальных сайтов профильных министерств и ведомств государств - участников СНГ, информация официального сайта ООО "Газпром газомоторное топливо".
Использование природного газа в качестве моторного топлива в мире
Использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается более чем в 80 странах мира. Широкое применение природный газ получил в таких странах, как Бразилия, Германия, Иран, Италия, Китай, Пакистан, США. Мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, ежегодно увеличивается на 25-30%. В декабре 2001 года Европейская экономическая комиссия ООН приняла резолюцию, предусматривающую перевод к 2020 году на природный газ 10% парка автотранспортных средств в странах Европы, т.е. около 23,5 млн автомобилей.
К основным мерам стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива в мире можно отнести:
запрет на использование дизельного топлива на автомобилях малой и средней грузоподъемности/пассажировместимости (действует в Пакистане, Республике Корея и Бразилии);
запрет на использование нефтяных видов моторных топлив на общественном и коммунальном транспорте (действует во Франции);
запрет на строительство новых заправочных станций без блока заправки природным газом (действует в Италии);
разрешение на строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в черте городской застройки (действует в Турции, Австрии и Республике Корея);
выплата владельцам единовременных премий или компенсация части затрат на переоборудование автомобиля для работы на природном газе (в Италии) или на покупку нового автомобиля, использующего природный газ (в Германии);
освобождение владельцев от платежей за парковку (в Швеции);
освобождение импортного газозаправочного и газоиспользующего оборудования от ввозных таможенных пошлин (действует в государствах Европейского союза и Иране);
отказ от ценовой привязки природного газа к нефтяному топливу (в государствах Европейского союза), что позволяет устранить внерыночный механизм регулирования стоимости природного газа и способствует развитию рынка природного газа независимо от рынка нефтяных топлив.
Мировой опыт свидетельствует о том, что перевод транспорта на природный газ является одним из приоритетных направлений в части обеспечения устойчивого экономического развития и экологической безопасности страны.
Рынок газомоторного топлива в Государствах - участниках СНГ
Решением Экономического совета СНГ от 16 марта 2001 года была утверждена Межгосударственная программа "Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001- 2005 годы", направленная на надежное обеспечение топливом автотранспортных средств и решение экологических задач. Информация об итогах реализации указанной программы была одобрена на заседании Экономического совета СНГ 16 декабря 2005 года. В развитие данной программы, а также Соглашения о сотрудничестве в области использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств от 26 мая 1995 года Исполнительным комитетом СНГ был подготовлен Комплекс мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств - участников СНГ на период до 2020 года (далее - Комплекс мер).
Комплекс мер был утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года, которое подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
Комплекс мер включает разработку государственных программ по созданию и развитию газозаправочной инфраструктуры, серийного производства транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, по производству оборудования для производства, транспортировки, хранения и выдачи газомоторного топлива. Также предполагаются мероприятия по строительству сервисных центров для обслуживания газобаллонного оборудования и транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
Актуальным является вопрос подготовки квалифицированных специалистов в области использования природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива. На заседании Совета глав правительств СНГ 21 мая 2010 года было подписано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области использования природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива, статьей 10 которого предусмотрено создание соответствующего международного научно-учебного центра.
В целях реализации Соглашения от 21 мая 2010 года и пункта 2.4 Комплекса мер Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года был создан Международный учебный центр по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов государств - участников СНГ в области производства, транспортировки, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива на базе Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. Был назначен руководитель центра, разработан учебный бизнес-план по переводу муниципального транспорта г. Москвы на газомоторное топливо, подготовлены видеолекции для дистанционного обучения.
29 апреля 2016 года в Министерстве энергетики Российской Федерации прошло тридцать четвертое заседание Рабочей группы по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива при Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития ТЭК. В заседании приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ПАО "Газпром", ООО "Газпром газомоторное топливо", ПАО "КАМАЗ", ОАО "РЖД", НИУ "Высшая школа экономики", ФГУП "Почта России", ОАО "НК "Роснефть", Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Исполнительного комитета СНГ. Участники заседания обсудили реализацию корпоративных проектов по переводу транспорта государственных компаний и компаний с государственным участием на использование газомоторного топлива. Особое внимание было уделено интеграционным процессам в этой области в государствах - участниках СНГ.
В ходе заседания было решено рекомендовать Исполнительному комитету СНГ рассмотреть вопрос о создании при Совете по промышленной политике государств - участников СНГ рабочей группы по координации исполнения мероприятий Комплекса мер и информированию о принятых национальных нормативных правовых актах и нормативных технических документах в государствах - участниках СНГ по газомоторному топливу. Данное предложение было поддержано на заседании Совета по промышленной политике государств - участников СНГ 29 сентября 2016 года.
Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года заинтересованным министерствам и ведомствам государств - участников СНГ было поручено принять необходимые меры по реализации Комплекса мер, а Совету по промышленной политике государств - участников СНГ - обеспечивать координацию и контроль их выполнения, ежегодно рассматривать итоги на своих заседаниях и докладывать Экономическому совету СНГ. Для подготовки соответствующей Информации Исполнительным комитетом СНГ были направлены письма в правительства государств - участников СНГ (N 5-4/0528 от 17.05.16 и N 5-4/0818 от 15.08.16). Полученная информация от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан обобщена и представлена ниже.
Республика Армения
В Республике Армения более 340 АГНКС (в начале 90-х годов - 4, в 2005 году - 80), т.е. на каждых 100 кв. км территории действует одна газонаполнительная станция. Более 77% автомобилей республики оснащены газобаллонными установками для использования газомоторного топлива. Налажено производство цельнометаллических, металлопластиковых и композитных баллонов для газомоторного топлива емкостью 40-200 литров, а также блоков емкостей для газозаправочных станций и передвижных газозаправочных станций.
Для обеспечения эксплуатационной безопасности транспортных средств, работающих на природном газе, Министерством транспорта и связи были подготовлены и внесены на рассмотрение правительства проекты законов "О внесении изменений и дополнений в следующие законы: "Об обеспечении безопасности дорожного движения", "Об административных правонарушениях" и "О внесении изменений и дополнений в Решение Правительства Республики Армения от 28 сентября 2005 года N 2388-Н".
Национальной статистической службой ведется статистический учет в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств, в том числе по количеству объектов газозаправочной инфраструктуры и объектов реализации природного газа, количеству и видам транспортных средств, использующих природный газ.
Компания ООО "Грант" специализируется на производстве газовых баллонов высокого давления для различных видов легковых и грузовых автомобилей. Качество изготовляемых баллонов соответствует международным стандартам ISO. Продукция завода реализуется в Беларусь, Болгарию, Грузию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Узбекистан, Украину. Годовой объем производства завода составляет 60 тыс. баллонов.
Предприятие ООО "Джи-Джи Солюшнс" специализируется на проектировании, производстве и монтаже газозаправочных станций.
В целях дальнейшего стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива Республика Армения предлагает рассмотреть вопрос о целесообразности кооперации предприятий государств - участников СНГ с ООО "Грант" и ООО "Джи-Джи Солюшнс" в сфере выпуска газобаллонных установок и обеспеченности газозаправочными станциями.
Республика Беларусь*
Постановлением Министерства экономики Республика Беларусь от 29 апреля 2013 года N 28 утвержден Комплекс мер по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива. В 2015 - 2016 годах в автопарке г. Минска осуществлялась опытная эксплуатация 10 газомоторных автобусов в условиях реальных пассажирских перевозок.
Белорусскими производителями созданы образцы газомоторной техники. Продолжаются разработки по расширению модельного ряда автомобилей, тракторов, автобусов с двигателями, использующими природный газ в качестве моторного топлива, ведутся работы по созданию сельскохозяйственной, карьерной и другой техники с такими двигателями.
В целях популяризации использования газомоторной техники организации Министерства промышленности участвуют в различных выставках, проводимых на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации. Проводилась опытная эксплуатация автобуса МАЗ-203 в г. Казани, Тольятти, Кирове. Информация о технике, работающей на газомоторном топливе, размещена на сайтах производителей и ООО "Газпром газомоторное топливо".
По состоянию на октябрь 2016 года в организациях Республики Беларусь эксплуатируется 9 654 единицы транспортных средств, использующих газомоторное топливо, в том числе 1 207 единиц - с использованием компримированного природного газа, 8 447 единиц - с использованием сжиженного углеводородного газа. Прогнозируется, что к 2020 году количество единиц транспортных средств, использующих газомоторное топливо, составит 10 802.
Министерством энергетики совместно с ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" и унитарным предприятием "Инженерный центр" общественного объединения "Белорусское общество инженеров-механиков" разрабатывается проект технического кодекса установившейся практики "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных газонаполнительных компрессорных станций".
ОАО "Новогрудский завод газовой аппаратуры" реализует инвестиционный проект "Организация производства и выпуск мини-АГНКС и передвижных автомобильных газовых заправщиков компримированным природным газом". В настоящее время заводом завершены работы по изготовлению пилотных образцов передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ) и контейнерной АГНКС для заправки транспортных средств компримированным природным газом (КПГ). На предприятии освоено производство ряда узлов и деталей для комплектов газотопливной аппаратуры для КПГ (регуляторы давления, устройства заправочные, газовые клапаны высокого давления электромагнитные, вентили баллонные с электромагнитным клапаном, фильтры газа, рамы для крепления баллонов).
Представители республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов принимают участие в деятельности рабочей группы для обеспечения развития рынка газомоторного топлива, состав которой утвержден распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 16 июля 2015 года N 241р, а также рабочей группы по проведению анализа и оценки экономической эффективности эксплуатации опытных образцов автомобильной техники с двигателями, работающими на КПГ, созданной приказом Министерства экономики от 2 марта 2015 года N 35.
Республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами осуществляется взаимодействие с ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" в реализации мероприятий проекта "Дорожная карта по развитию рынка газомоторного топлива на территории Республики Беларусь", утвержденного ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" и ООО "Газпром газомоторное топливо" 28 ноября 2014 года.
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина и белорусский Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения "ГАЗ-ИНСТИТУТ" реализуют образовательные программы в области использования КПГ. Осуществляется сотрудничество между ОАО "Новогрудский завод газовой аппаратуры" и Национальной газомоторной ассоциацией Российской Федерации по вопросам расширения использования КПГ в качестве моторного топлива для транспортных средств.
ОАО "Новогрудский завод газовой аппаратуры" готов к обсуждению вопросов поставки АГНКС, ПАГЗ, а также узлов и деталей для комплектов газотопливной аппаратуры для КПГ в государства - участники СНГ.
Министерства и ведомства Республики Беларусь считают целесообразным значительное расширение сети АГНКС на территории государств - участников СНГ и полагают необходимым создание равных условий доступа производителей газомоторной техники государств - участников СНГ на всей территории СНГ. В целях информирования и принятия актуальных управленческих решений по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива отмечается необходимость предоставления обобщенной информации о реализации Комплекса мер в государствах - участниках СНГ.
Республика Казахстан
В Республике Казахстан идет разработка трех национальных стандартов на основе стандартов ISO по вопросам строительства и эксплуатации заправочных станций КПГ и СПГ, а также проекта малотоннажного завода по сжижению природного газа на основе соответствующего российского стандарта.
Еще один стандарт проектирования мультитопливной автомобильной заправочной станции (АЗС) с модулем КПГ будет разработан в 2016 году за счет средств АО "КазТрансГаз". С 2015 года в действии предварительные национальные стандарты по требованиям к устройству и безопасной эксплуатации ПАГЗ, транспортированию, хранению и реализации СПГ, а также к СПГ как топливу для энергетических установок.
К 2018 году планируется принятие нормативного правового или нормативно-технического документа в целях упорядочения и повышения квалификационных требований к компаниям по установке и сервисному обслуживанию газобаллонного оборудования, усиления контроля качества и безопасности работ по переоборудованию автотранспорта на газ.
В 2015 году внесены изменения в санитарные правила и нормы Республики Казахстан по сокращению санитарно-защитной зоны газозаправочных объектов с 300 до 100 м.
Отмечается, что для создания благоприятных условий развития рынка газомоторного топлива необходимо обновление действующих технических регламентов по вопросам пожарной безопасности и нормам проектирования АГНКС, в связи с тем что некоторые их положения не отражают достижений и современного уровня научно-технического прогресса в этой сфере, устарели и требуют изменений и дополнений.
Учет количества объектов АГНКС и объемов реализации природного газа осуществляет ТОО "КазТрансГаз Онимдери", однако единого национального статистического наблюдения по видам газозаправочных объектов и видам транспорта, использующего разные виды газов в качестве моторного топлива, не ведется. Предполагается, что организация раздельного учета транспорта по газу будет осуществляться Комитетом административной полиции Министерства внутренних дел.
Проводится обмен информацией с ООО "Газпром газомоторное топливо" о принятых нормативных правовых актах и нормативно-технических документах по использованию КПГ.
ТОО "КазТрансГаз Онимдери" совместно с ООО "Газпром газомоторное топливо" разработана дорожная карта о развитии производственно-сбытовой инфраструктуры КПГ в Российской Федерации и Республике Казахстан в рамках приграничного сотрудничества и транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай".
В марте 2016 года на основе документов о казахстанско-татарстанском сотрудничестве состоялся обмен информацией о действующих в Республике Казахстан нормативно-технических документах по применению КПГ с ООО "РариТЭК" - одним из ведущих российских холдингов по изготовлению автотранспорта с газобаллонным оборудованием на КПГ.
По предложению Правительства Республики Казахстан Азиатским банком развития разработан национальный проект NAMA (национально приемлемые меры по смягчению воздействия на климат посредством перевода отдельных секторов экономики на низкоуглеродный путь развития) "Стимулирование использования природного газа в транспортном секторе Казахстана". Проект охватывает все направления развития рынка газомоторного топлива и может на льготных условиях в значительной степени финансироваться международными институтами. Актуальность и поддержка глобальными экологическими институтами данного проекта связана с тем, что его реализация обеспечивает сокращение выбросов парниковых газов от транспорта в атмосферу по сравнению с уровнем выбросов при использовании транспортом традиционных видов моторного топлива.
В Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике" и Концепции развития газового сектора Республики Казахстан до 2030 года в разделе развития рынка газомоторного топлива предусматривается перевод общественного транспорта и транспорта коммунально-дорожных служб в г. Астане и Алматы до 30% и в областных центрах до 10% к 2020 году.
Предпринимаются меры по созданию национального центра по подготовке среднего персонала для газомоторной отрасли на базе Алматинского колледжа менеджмента и сервиса при содействии объединения юридических лиц "Газомоторная ассоциация Казахстана" и проекта ГЭФ-ПРООН "Устойчивый транспорт в г. Алматы".
Научные вопросы поиска новых возможностей использования природного газа рассматриваются на заседаниях научно-технического совета АО "КазТрансГаз", в том числе в 2016 году - вопросы использования КПГ для газификации населенных пунктов, удаленных от газопроводов. В декабре 2014 года создан научно-технический совет ТОО "КазТрансГаз Онимдери", рассматривающий вопросы внедрения инновационных технологий в сферу производства КПГ.
Определение количества муниципальных транспортных средств и коммунально-дорожной техники для перевода на использование газомоторного топлива проводится в рамках Комплексного плана развития рынка газомоторного топлива Республики Казахстан до 2020 года акиматами мегаполисов и областных центров по согласованию с АО "КазТрансГаз" для формирования необходимого количества газозаправочных объектов.
В целях популяризации использования природного газа в качестве моторного топлива проводятся презентации и круглые столы. 27 мая 2016 года в г. Алматы проведен круглый стол на тему "Компримированный природный газ в транспортном секторе города Алматы: опыт, проблемы, перспективы. Подготовка специалистов газомоторной отрасли".
Для обоснования возможности сокращения противопожарных расстояний от объектов АГНКС до иных объектов предлагается в рамках Комплекса мер запросить содействие представителей Российской Федерации в предоставлении отчетов по соответствующим научным исследованиям отраслевых и специализированных институтов, выполненных в истекший период для аналогичных целей, которые могут быть приняты во внимание уполномоченным органом Республики Казахстан при рассмотрении предложений о пересмотре противопожарных норм.
Кыргызская Республика
Рынок газомоторного топлива Кыргызской Республики представлен двумя видами топлива: сжиженным углеводородным газом (СУГ) и КПГ. В настоящее время спрос на СУГ динамично растет, но, несмотря на существенные темпы роста, объемы его потребления остаются незначительными - 0,6% общего потребления моторного топлива в Кыргызской Республике по итогам 2015 года. СПГ в качестве моторного топлива в Кыргызской Республике в настоящее время не используется.
Парк автотранспортных средств Кыргызской Республики без учета мототранспорта и прицепов составляет 1 млн единиц.
Динамика парка автомобильного транспорта в Кыргызской Республике в 2012-2014 годах
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
Количество, единицы |
Доля, % |
Количество, единицы |
Доля, % |
Количество, единицы |
Доля, % |
|
Легковые автомобили |
518 314 |
83 |
795 956 |
83 |
881 390 |
30 |
Грузовые автомобили |
77 174 |
12 |
126 986 |
13 |
140 305 |
35 |
Автобусы |
30 244 |
5 |
35 169 |
4 |
37 547 |
11 |
Итого |
625 732 |
|
958 111 |
|
1 059 242 |
|
По итогам 2014 года сегмент легковых автомобилей является наиболее многочисленным и занимает 83% в структуре совокупного парка транспортных средств Кыргызской Республики.
Существующий парк техники на КПГ оценивается в 2 000 единиц и представлен в основном грузовыми транспортными средствами.
Автозаправочный комплекс Кыргызской Республики насчитывает около 725 заправочных пунктов и представлен следующими видами объектов:
АЗС для заправки бензином и дизельным топливом;
автомобильные газозаправочные станции для заправки СУГ;
АГНКС для заправки КПГ.
На АЗС приходится 95,6% объектов заправочного комплекса. Заправочная инфраструктура для СУГ занимает 3,6% и, как правило, совмещена с инфраструктурой АЗС. Заправочная инфраструктура для КПГ занимает 0,8% количества объектов заправочного комплекса и состоит из обособленных комплексов АГНКС, среди которых 4 действующих и 2 недействующих.
Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 30 января 2015 года N 22-р утверждена Генеральная схема газоснабжения и газификации Кыргызской Республики до 2030 года, разработанная ОАО "Газпром промгаз", в соответствии с которой планируются реконструкция существующих АГНКС, строительство новых и перспективных АГНКС, организация реализации КПГ с двух единиц ПАГЗ.
Основная причина незначительного использования природного газа в качестве моторного топлива заключается в старении существующего парка транспортных средств, а также низком уровне развития заправочной сети.
Дальнейшее развитие рынка газомоторного топлива в Кыргызской Республике может быть связано с повышением удельного показателя количества автомобилей на душу населения.
Российская Федерация
Правительством Российской Федерации утвержден Комплексный план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива от 14 ноября 2013 года N 6819п-П9. В настоящее время из 17 пунктов Комплексного плана выполнены 8, на исполнении находятся 4, выполнены не в полном объеме 5 пунктов.
Целевые установки развития рынка производства компримированного природного газа до 2020 года
Потребление КПГ к 2020 году достигнет 1,26 млрд куб. м. Его реализация будет осуществляться более 700 объектами газозаправочной инфраструктуры.
Министерством транспорта совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями подготовлен проект государственной программы внедрения газомоторной техники с отдельными подпрограммами по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения (сельскохозяйственной, погрузо-разгрузочной и т.д.).
В рамках реализации Программы по разработке национальных стандартов Российской Федерации на 2014 год утверждены следующие национальные стандарты:
ГОСТ Р 56217-2014 "Автомобильные транспортные средства, использующие газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования к эксплуатации на сжиженном природном газе, техника безопасности и методы испытаний";
ГОСТ Р 56218-2014 "Автомобильные транспортные средства, работающие на сжиженном природном газе. Криогенные системы питания";
ГОСТ Р 56021-2014 "Газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания и энергетических установок. Технические условия".
Данной Программой также предусмотрена разработка проектов национальных стандартов, касающихся общих технических условий газовых моторных топлив на основе метана для двигателей внутреннего сгорания транспортных средств; методов расчета термодинамических свойств, отбора проб СПГ; оценки эффективности потоковых аналитических систем природного горючего газа.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 года N 1027 в период 2014-2015 годов на софинансирование закупки субъектами Российской Федерации газомоторных автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства из федерального бюджета выделено 6,7 млрд рублей. Правительством Российской Федерации принято решение о продлении на 2016 год Программы софинансирования закупок автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в объеме 3 млрд рублей.
В субъектах Российской Федерации ведется разработка и утверждение региональных программ по расширению использования газомоторного топлива, вносятся соответствующие изменения в действующие региональные программы. В 50 субъектах Российской Федерации утверждены документы стратегического планирования в сфере развития рынка газомоторного топлива.
Министерство транспорта на основе анализа информации от субъектов представило в Правительство Российской Федерации сводный отчет об объеме парка колесных транспортных средств для перевода на использование газомоторного топлива. Сформирован перечень из 23 субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуются пилотные проекты по переводу транспорта и техники на использование природного газа в качестве моторного топлива
В целях подготовки программ перевода транспорта на использование газомоторного топлива с учетом проведенных оценок по регионам страны НИУ "Высшая школа экономики" по заказу ООО "Газпром газомоторное топливо" разработана модельная государственная программа субъекта Российской Федерации "Стимулирование использования газомоторного топлива и развития газозаправочной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации на 2015-2023 годы". В 21 пилотном субъекте Российской Федерации утверждены государственные программы/подпрограммы по расширению использования газа в качестве моторного топлива.
По данным ПАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть" и других производителей газа, в пилотных субъектах Российской Федерации к 2018 году для обеспечения природным газом муниципального транспорта общего пользования и парка сельскохозяйственной техники планируется строительство 73 АГНКС и размещение 36 модулей КПГ на действующих автозаправочных станциях. В настоящее время ведется строительство и реконструкция 105 объектов газозаправочной инфраструктуры. В 2016 году в строительство объектов газозаправочной инфраструктуры нефтегазовыми компаниями планируется инвестировать более 3,5 млрд рублей.
В 2015 году пилотными субъектами Российской Федерации из федерального бюджета получено субсидий на приобретение автобусов и техники дорожно-коммунальных служб на сумму более 2,5 млрд рублей, что позволит в 2016 году дополнительно ввести в эксплуатацию более 1 200 единиц газомоторной техники.
Министерством промышленности и торговли совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ведется разработка проекта Программы стимулирования производства оборудования, предназначенного для производства, хранения и использования газомоторного топлива промышленными предприятиями. Определена концепция Программы, формируются ее целевые показатели, прорабатывается перечень мероприятий, направленных на стимулирование производства соответствующего оборудования.
Поддержка проектов, направленных на исследование использования природного газа в качестве моторного топлива на различных видах транспортных средств и на создание новых современных образцов техники, работающей на газомоторном топливе, осуществляется Министерством образования и науки в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства".
В настоящее время по данному направлению реализуются пять проектов:
разработка и исследование комплексной низкотемпературной адсорбционной системы аккумулирования природного газа с повышенной пожаровзрывобезопасностью и энергоэффективностью;
разработка и исследование адсорбционной системы аккумулирования природного газа с повышенной пожаровзрывобезопасностью и энергоэффективностью;
поиск архитектурных решений, расчетно-теоретические исследования и разработка экспериментального образца системы нейтрализации токсичных компонентов двигателей транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, до уровня перспективных экологических норм;
создание семейства двигателей КАМАЗ на альтернативных видах топлива и потенциалом выполнения перспективных экологических требований;
перспективные экологичные колесные транспортные средства с высокими потребительскими свойствами и низким уровнем эксплуатационных затрат.
Общий объем финансирования указанных проектов на период до 2020 года составит 1,391 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 0,72 млрд рублей.
Республика Таджикистан
В целях улучшения экологического состояния окружающей среды путем уменьшения выбросов вредных веществ в Таджикистане разработаны и утверждены шесть нормативно-технических актов об использовании альтернативного вида топлива в двигателях внутреннего сгорания и порядке установки газобаллонного оборудования на автотранспортные средства.
В учреждениях Министерства транспорта, финансируемых из средств республиканского бюджета, в рамках разработанного плана мероприятий в полном объеме завершено переоборудование служебных автомашин, предназначенных для работы на природном газе.
Заключение
Потенциал развития рынка газомоторного топлива государств - участников СНГ довольно велик.
В государствах - участниках СНГ осуществляются различные мероприятия по выполнению Комплекса мер, основными из которых являются:
совершенствование нормативно-правовой базы;
разработка и утверждение национальных стандартов;
реализация пилотных проектов;
подготовка совместных образовательных программ;
проведение специализированных выставок и конференций с целью популяризации использования газомоторного топлива.
Лидером среди государств - участников СНГ по использованию газомоторного топлива является Российская Федерация. Развитой сетью АГНКС обладает Республика Армения. В Республике Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива, в Республике Казахстан переход на экологический вид моторного топлива входит в число приоритетных направлений государства. Утверждена генеральная схема газоснабжения и газификации Кыргызской Республики, в соответствии с которой планируются реконструкция существующих и строительство новых АГНКС.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие использования газомоторного топлива в государствах - участниках СНГ, является недостаточное развитие инфраструктуры. Актуальными задачами остаются создание новых современных конкурентоспособных производств и внедрение новых технологий.
Возможными направлениями эффективного сотрудничества в области газомоторного топлива могут стать кооперация предприятий государств - участников СНГ в области газокомпрессорного оборудования, расширение сети АГНКС на территориях государств - участников СНГ, создание равных условий доступа производителей газомоторной техники на территориях государств - участников СНГ.
Одной из общих проблем в сфере развития рынка газомоторного топлива государств - участников СНГ является отсутствие актуальных данных о количестве транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива; количестве объектов газозаправочной инфраструктуры. Для решения этих задач необходимо организовать статистическое наблюдение в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива; определить потенциальный объем парка транспортных средств для перевода на использование газомоторного топлива и строительства необходимого числа объектов газозаправочной инфраструктуры.
Представляется целесообразным регулярное предоставление Исполнительным комитетом СНГ заинтересованным министерствам и ведомствам обобщенной информации о реализации Комплекса мер в государствах - участниках СНГ в целях координации совместных действий.
Развитие сотрудничества государств - участников СНГ в данной области позволит ускорить дальнейшее становление отрасли. Целесообразно учитывать опыт Российской Федерации по гармонизации законодательства в сфере стимулирования строительства газозаправочных станций и применения природного газа в качестве моторного топлива в части налоговых льгот, мер таможенно-тарифного регулирования и субсидирования покупки газомоторной техники.
_____________________________
* По материалам, предоставленным Министерством энергетики, Министерством промышленности, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Белорусским государственным концерном по нефти и химии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств от 9 декабря 2016 г. "О развитии рынков газомоторного топлива государств - участников СНГ"
Текст решения официально опубликован не был