Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Н.Н. Павлихиной и С.Ю. Павлихиной вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Н.Н. Павлихина и С.Ю. Павлихина оспаривают конституционность части второй статьи 200 "Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда" ГПК Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении искового заявления Н.Н. Павлихиной и С.Ю. Павлихиной к гражданке К. о признании утратившей право на долю в праве общей собственности на жилое помещение и об обязании истцов в равных долях выплатить ответчику денежную компенсацию за эту долю в размере 1 333 332 рубля (по 666 666 рублей с каждой). Апелляционным определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Впоследствии истцы обратились в суд апелляционной инстанции с заявлением об исправлении арифметической ошибки, допущенной в апелляционном определении, в части определения размера денежной компенсации, утверждая, что в тексте поданного ими в суд искового заявления размер этой компенсации указан неверно и должен был составлять всего 666 666 рублей (т.е. по 333 333 рубля с каждой). Определением суда апелляционной инстанции в удовлетворении данного заявления было отказано с указанием на отсутствие каких-либо явных арифметических ошибок в решении суда.
По мнению заявительниц, часть вторая статьи 200 ГПК Российской Федерации противоречит статьям 19, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет судам произвольно толковать содержащиеся в ней понятия "описки" и "явные арифметические ошибки" в зависимости от того, кем допущены описки или явные арифметические ошибки - судом или лицами, участвующими в деле.
Кроме того, заявительницы просят Конституционный Суд Российской Федерации снизить присужденный судом апелляционной инстанции размер компенсации к пользу К. до 666 662 рублей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами. К таким федеральным законам относится и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, положение части второй статьи 200 которого предоставляет суду право по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в решении суда описки или явные арифметические ошибки.
Вопреки содержащемуся в жалобе утверждению, часть вторая статьи 200 ГПК Российской Федерации не содержит неопределенности относительно того, кем могут быть допущены подлежащие исправлению описки и явные арифметические ошибки в решении суда, поскольку полномочия по осуществлению правосудия и принятию решения по делу предоставлены статьей 5 указанного Кодекса только суду.
В силу действующего в гражданском судопроизводстве принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), на него возлагается обязанность по формулированию своего требования и расчету взыскиваемых или оспариваемых сумм в соответствующем исковом заявлении (пункты 4 и 6 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации). Суд, в свою очередь, обязан принять решение по заявленным истцом требованиям и вправе выйти за их пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации).
Как усматривается из материалов, приложенных к жалобе, истцы и их представитель присутствовали в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций и не были лишены возможности изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований на основании статьи 39 ГПК Российской Федерации, однако этим правом не воспользовались.
Таким образом, нельзя утверждать, что часть вторая статьи 200 ГПК Российской Федерации нарушает конституционные права заявительниц, перечисленные в жалобе, в указанном ими аспекте; выполнение же иных заявленных ими требований к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Павлихиной Надежды Николаевны и Павлихиной Светланы Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 176-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Павлихиной Надежды Николаевны и Павлихиной Светланы Юрьевны на нарушение их конституционных прав частью второй статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)