Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 973780-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике",
внесенному Государственным Советом Республики Коми
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - проект) вводит определение распределительных устройств производителя электрической энергии, исключает из числа объектов электросетевого хозяйства распределительные устройства производителей электрической энергии и устанавливает запрет на использование распределительных устройств производителя электрической энергии для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям.
Как следует из пояснительной записки, проект внесен с целью исключения рисков дополнительной тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии вследствие создания территориальных сетевых организаций на базе активов генерирующих компаний.
Вместе с тем нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 N 989 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций" направлены на решение указанного вопроса.
Также обращаем внимание на статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", согласно которой юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Предложенная проектом норма должна быть соотнесена с принципом технологического единства электроэнергетики (статья 6), понятиями, используемыми в Федеральном законе N 35-ФЗ (в частности, энергетическая система, субъекты электроэнергетики, объекты электроэнергетики, объекты электросетевого хозяйства (статья 3), и с иными положениями указанного Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих данную сферу, в том числе по вопросам ценообразования, тарифообразования, а также согласована с возможностью (необходимостью) владения объектами электросетевого хозяйства субъектами электроэнергетики в зависимости от осуществляемых ими видами деятельности. При этом установление запретов не должно содержаться в статье 3 Федерального закона, определяющей основные понятия.
Следует также отметить отсутствие в действующем законодательстве разграничения объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется передача электроэнергии, от объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется распределение электроэнергии, наряду с отсутствием самих определений таких объектов, что влечет различное правоприменение, о чем свидетельствует судебная практика (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11 и от 16.04.2013 N 12848/12). С учетом изложенного полагаем необходимым введение в законе понятий таких объектов и критериев отнесения их к установленным видам деятельности в сфере электроэнергетики.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.