Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию АО "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации АО "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" просит признать не соответствующими статьям 8, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 34 (часть 2), 35 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации":
часть шестую статьи 62, согласно которой за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава;
часть вторую статьи 99, устанавливающую, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 данного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Как следует из представленных материалов, решениями арбитражного суда, оставленными без изменения судами вышестоящих инстанций, были частично удовлетворены исковые требования к АО "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" о взыскании штрафов по договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При принятии решений суд исходил из доказанности факта задержки вагонов с момента подачи вагонов под погрузку, а также принадлежности вагонов перевозчику.
По мнению заявителя, указанные законоположения в силу неопределенности своего нормативного содержания в части понятия "вагонов, принадлежащих перевозчику" допускают по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, возможность неоднозначного истолкования и неограниченного усмотрения, что позволяет АО "РЖД", являющемуся перевозчиком, взыскивать штраф за задержку вагонов, не принадлежащих ему на праве собственности или ином вещном праве, на пути необщего пользования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Оспариваемые положения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", устанавливающие ответственность грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика, направлены на стимулирование своевременного исполнения обязательств в сфере перевозки грузов и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
Установление же оснований для взыскания штрафа связано с исследованием фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод", поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 192-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" на нарушение конституционных прав и свобод частью шестой статьи 62 и частью второй статьи 99 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)