Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1117575-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по установлению предельных (максимальных) индексов изменения размера взноса на капитальный ремонт по каждому субъекту Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1117575-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, а также А.В. Руденко, А.А. Шеиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению предельных (максимальных) индексов изменения размера взноса на капитальный ремонт по каждому субъекту Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает возможным отметить следующее. В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Методическими рекомендациями по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденные приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года N 454/пр, рекомендуется устанавливать соответствующий размер взносов на капитальный ремонт исходя из следующих принципов:
- определение минимального размера взноса на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный частями 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- доступность минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- достаточность финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации субъекты Российской Федерации при установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт обязаны руководствоваться указанными методическими рекомендациями (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 г. N 65-АПГ15-6, от 23.09.2015 г. N 87-АПГ15-4).
Законопроект не учитывает необходимость соблюдения названных принципов, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации при установлении взносов на капитальный ремонт. Вместе с тем их соблюдение позволяет обеспечить обоснованный расчет необходимого и доступного взноса на капитальный ремонт в каждом субъекте Российской Федерации.
Кроме того, согласно разделу 6 Методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденные приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года N 454/пр, при изменении минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта. Для обоснованного установления минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта субъекту Российской Федерации рекомендуется через каждые три года (до начала очередного трехлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта) осуществлять переоценку значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с указанными методическими рекомендациями и устанавливать минимальный размер взноса на основе проведенной переоценки.
Таким образом, установление предельного (максимального) индекса изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт приведет к невозможности сближения минимального размера взноса на капитальный ремонт с необходимым размером взноса.
Следствием приведенных Комитетом опасений может стать недофинансирование региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с недостаточной наполняемостью фондов капитального ремонта. А это значит, что региональными операторы не смогут соблюдать сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленных в региональных программах. Учитывая, что субъект Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах при таких обстоятельствах расходные обязательства субъектов Российской Федерации могут существенно увеличиться.
В заключение Комитет обращает внимание на то, что принятие данного законопроекта потребует разработки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым утверждаются предельные (максимальные) индексы изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт по субъектам Российской Федерации. Содержание данного нормативного правового акта в настоящее время не представляется возможным оценить ввиду отсутствия соответствующего проекта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 1117575-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Заместитель председателя Комитета |
П.Р. Качкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.