Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)",
внесенный членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, А.Д. Башкиным, депутатами Государственной Думы А.И. Голушко, А.И. Петровым, А.Г. Сидякиным, А.В. Маграмовым, И.И. Гильмутдиновым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 февраля 2017 года (протокол N 26, пункт 83) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), внесенный членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, А.Д. Башкиным, депутатами Государственной Думы А.И. Голушко, А.И. Петровым, А.Г. Сидякиным, А.В. Маграмовым, И.И. Гильмутдиновым.
В целях совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ), Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ под спиртосодержащей продукцией понимается пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ)
Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (подпункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).
Исходя из смысла указанных понятий в любом случае содержание этилового спирта составляет более 0,5 процента объема готовой продукции.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).
При этом следует отметить, что в отношении алкогольной продукции законодательством предусмотрен целый ряд требований к розничной продаже и потреблению (распитию), а также ограничений и запретов (статьи 12, 13, 16 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).
Так, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно пояснительной записке по данным отчета Роспотребнадзора за 2014 год в структуре острых отравлений химической этиологии, в том числе острых отравлений со смертельными исходами, ведущее место занимают отравления спиртосодержащей продукцией. Показатель острых отравлений от всей спиртосодержащей продукции составил 33,6 случаев на 100 тыс. человек, рост острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом по сравнению с 2013 годом увеличился на 2,1 %.
При этом в 2014 году показатель острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом выше среднероссийского уровня зарегистрирован в 43 субъектах Российской Федерации, наибольший уровень отмечен в Костромской, Новгородской, Калининградской, Кировской, Кемеровской, Пензенской, Воронежской, Новосибирской, Курской, Саратовской, Тульской, Магаданской, Омской, Томской, Ульяновской, Рязанской, Липецкой, Московской, Ленинградской, Архангельской, Курганской областях, в Республиках Алтай, Марий Эл, Коми, Хакасия, Бурятия, Чувашия, Карелия, в Пермском, Забайкальском, Красноярском краях, Чукотском автономном округе.
Также авторами законодательной инициативы обращается внимание на тот факт, что в настоящее время все большее распространение получает продажа под видом медицинских спиртосодержащих настоек, а также определенных видов косметических средств дешевого суррогатного алкоголя, который не может быть отнесен к алкогольной продукции, а соответственно, не подпадает под определенные запреты и ограничения, предусмотренные для алкогольной продукции.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ наряду с ограничениями, предусмотренными указанным Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.
В связи с чем, по мнению Комитета, проектируемое изменение может быть поддержано. Вместе с тем представляется целесообразным предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи не только спиртосодержащей непищевой продукции, а вообще любой спиртосодержащей продукции.
Также Комитетом отмечается, что согласно пункту 2 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены целым рядом полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако решение вопросов в указанной сфере деятельности не отнесено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 или в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи (пункт 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Тем самым, по мнению Комитета, в целях исключения правовой коллизии положений указанных федеральных законов представляется целесообразным внести соответствующее изменение и в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, определив для органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того следует отметить, что статьей 4 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ. Однако большинство его положений вступили в силу 1 января 2017 года. Тем самым, предлагаемые авторами законопроекта изменения целесообразно вносить не в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ, а непосредственно в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.
Вместе с тем указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в части вопросов ведения полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.