Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1015271-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части установления дополнительных гарантий потребителей" внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым и О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1015271-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части установления дополнительных гарантий потребителей", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым и О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроектом в целях усиления гарантий потребителей при различных нарушениях их прав со стороны изготовителей (исполнителей, продавцов) вносятся изменения в ряд статьей Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), которыми в частности, предусматривается:
повысить ответственность продавца (исполнителя) за непредставление потребителю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуги) (возмещение в размере двукратной цены приобретенного товара (работы, услуги);
повысить ответственность за причиненные потребителю убытки (возмещение в пятикратном объеме помимо неустойки (пени);
повысить размер возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) (возмещение вреда в десятикратном объеме или стократное возмещение стоимости товара (работы, услуги);
установить двойную имущественную ответственность предпринимателя в случае уклонения от исполнения законных требований потребителя;
установить право требования о возврате пятикратной стоимости товара (работы, услуги) в случае расторжения договора купли-продажи при обнаружении в товаре (работе, услуге) недостатков;
установить право требования о пятикратном возмещении убытков за нарушение сроков устранения недостатков товара (работы, услуги).
Следует отметить, что предлагаемый законопроектом подход к возмещению убытков, причиненных потребителю, в пятикратном размере сверх неустойки (пени) противоречит ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой "лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере". Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность требовать возмещения убытков в полном либо в меньшем объеме, но не в размере, превышающем реальный.
При этом, размер подлежащих возмещению убытков должен определяться судом с учетом обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности совершенному нарушению. В связи с чем, считаем неправомерным на уровне закона предопределять и подменять судебные решения, поскольку суд рассматривает и выносит судебное решение исходя из доказательств, фактов, наступивших последствий и других аспектов каждого конкретного дела. Вводить на законодательном уровне единообразно высокую ответственность вне зависимости от тяжести наступивших последствий представляется ошибочным.
Кроме этого, законопроект не соответствует основам гражданского законодательства и, в частности, статье 10 "Пределы осуществления гражданских прав" Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предполагается добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий и не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, что прослеживается в законопроекте.
Комитет отмечает, что при установлении новых способов защиты прав потребителей необходимо распределять возможные обременения таким образом, чтобы, не нарушая баланс прав и законных интересов потребителей и предпринимателей, при безусловном соблюдении принципа преимущественной защиты интересов потребителей, учитывался также принцип правовой справедливости и соблюдались интересы всех сторон регулируемых правоотношений.
Предлагаемые же законопроектом меры повышенной ответственности являются необоснованно завышенными и несоразмерными последствиям правонарушения, что противоречит одному из основополагающих принципов законодательства - принципу разумности и соразмерности при назначении наказания.
Между тем, предлагая настолько серьезное усиление ответственности субъектов хозяйственной деятельности, авторы законопроекта не привели достаточных аргументов или каких-либо обоснований для предлагаемых изменений, в материалах к законопроекту отсутствуют результаты анализа правоприменительной практики и выявленные изъяны действующего правового регулирования в данной сфере, не определена их недостаточность.
Помимо прочего, не учитываются правовые последствия принятия законопроекта. Принятие законопроекта может привести к злоупотреблениям потребителей своими правами (потребительский экстремизм), спровоцировать их на недобросовестное поведение и побудить к умышленным противоправным деяниям.
Законом РФ N 2300-1 установлен достаточно эффективный механизм защиты прав и интересов граждан-потребителей, однако представляется, что меры (размер) ответственности должны устанавливаться специальными законами, к которым относится Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или, в силу наступления серьезных последствий, законы в сфере уголовного права.
Обращаем внимание, что в соответствии с позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 мая 2012 года N 11-П "федеральный законодатель призван обеспечить правовую определенность, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень взаимного доверия между субъектами экономической деятельности и создавая все необходимые условия для эффективной защиты права собственности и иных имущественных прав".
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает законопроект и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.