Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет", внесенным депутатами В.Ф. Рашкиным, В.Г. Поздняковым, Н.Н. Ивановым и др., предлагается включить в перечень направлений государственной политики в области содействия занятости населения создание условий для трудоустройства граждан в возрасте до 25 лет. Для реализации этого направления государственной политики предлагается установить механизм содействия работодателям в трудоустройстве указанной категории граждан, предполагающий разработку и реализацию субъектами Российской Федерации региональных программ по их трудоустройству и территориальной мобильности.
Согласно законопроекту данный механизм предусматривает заключение соглашения между соответствующим субъектом Российской Федерации и работодателем об участии в региональной программе, а также выдачу последнему сертификата на трудоустройство граждан, гарантирующего оказание государственных мер поддержки.
Покрытие расходов на реализацию региональных программ содействия трудоустройству молодежи предполагается осуществлять на условиях софинансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Вместе с тем, статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) в действующей редакции, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения уже отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
Кроме того, статьей 22.2 Закона о занятости населения уже установлен механизм содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов, предусматривающий реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Данные меры поддержки, оказываемые в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, практически идентичны мерам поддержки граждан в возрасте до 25 лет, содержащимся в законопроекте. Граждане в возрасте до 25 лет могут быть трудоустроены в рамках указанного выше механизма, установленного действующим законодательством, что исключает необходимость создания дополнительных мер для отдельной категории граждан.
Таким образом, действующим Законом о занятости населения уже предусмотрены меры по содействию трудоустройству молодежи и территориальной мобильности работников в Российской Федерации.
В пояснительной записке указано, что многие молодые люди не могут найти работу после окончания образовательных учреждений из-за отсутствия опыта (эта проблема усиливается в условиях кризиса), им сложно менять работу, чтобы найти более выгодные условия.
В то же время, как показывает анализ, одной из основных причин отказа работодателей в приеме на работу граждан данной категории и причин отсутствия у них работы является несоответствие квалификации таких граждан требованиям работодателей и отсутствие достаточного количества достойных рабочих мест.
Компенсационные выплаты из государственного бюджета, предусмотренные законопроектом, способны лишь временно снизить издержки работодателя на трудовые ресурсы, в результате чего работодателю будет выгодно заменить нынешних работников гражданами в возрасте до 25 лет, особенно в организациях, в которых используется низко квалифицированный труд. Таким образом, расходы государственных средств на реализацию мер, указанных в законопроекте, не только не приведут к созданию новых рабочих мест, но также не снизят уровня безработицы, а лишь изменят ее возрастной состав.
Статьей 7.1-1 Закона о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
В качестве дополнительных мер по содействию трудоустройству молодежи во многих субъектах Российской Федерации приняты законы субъектов Российской Федерации.
Так, например, законом Волгоградской области от 06.07.2010 N 2070-ОД установлена квота для приёма на работу молодежи в возрасте от 18 до 30 лет. В Архангельской области действуют областные законы от 20.09.2005 N 83-5-ОЗ "О молодежи и молодежной политике в Архангельской области" и от 21.11.2011 N 387-26-ОЗ "О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодежи в Архангельской области".
В рамках реализации указанных полномочий на территории Самарской области действует Закон Самарской области от 06.07.2015 N 76-ГД "О молодом специалисте в Самарской области", предусматривающий комплекс мер поддержки молодых специалистов, а также работодателей, сохраняющих и (или) создающих новые рабочие места для молодых специалистов в Самарской области.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы, говорится о том, что предлагаемые законопроектом изменения по созданию условий для трудоустройства граждан Российской Федерации до 25 лет уже урегулированы Законом.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона. В отзыве, поступившем от Комитета, сказано, что проблему безработицы среди молодежи следует решать иным путем. Необходимо разрабатывать дополнительные инструменты согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований через развитие института стажерства и др.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона не поддержали.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.