Решение Верховного Суда РФ от 16 января 2017 г. N АКПИ16-1161
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N АПЛ17-82 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецТехника" о признании недействующим пункта 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258, установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258 утверждён Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Порядок).
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 октября 2012 г., регистрационный номер 25656, и опубликован в "Российской газете" 16 ноября 2012 г., N 265. Приложение N 3 к Порядку (образец схемы транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется осуществлять перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием размещения такого груза) размещено на официальном сайте "Российской газеты" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.rg.ru.
Согласно пункту 22 Порядка в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецТехника" (далее - ООО "СпецТехника") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22 Порядка, ссылаясь на его противоречие части 3 статьи 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Требование мотивировано тем, что применение оспариваемого нормативного положения приводит к тому, что в связи с неполучением ответа на межведомственный запрос уполномоченного органа от одного из лиц, согласующих перевозку, оказание государственной услуги не возобновляется и не продолжается до завершения. Действующая редакция пункта 22 Порядка связывает снятие приостановления процедуры оформления специального разрешения с вероятностным событием (получение согласования маршрута транспортного средства) и не ограничивает приостановление оказания государственной услуги предельным сроком. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение нарушает его право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, препятствует в реализации прав и законных интересов в предпринимательской деятельности как хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Министерство транспорта Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление просило в его удовлетворении отказать, считая, что Порядок утверждён в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В письменных объяснениях Министерство юстиции Российской Федерации полагало требование административного истца подлежащим удовлетворению, указав на то, что приостановление оформления специального разрешения в связи с неполучением согласования от владельцев автомобильных дорог создаёт условия, препятствующие реализации прав владельцев транспортных средств на рассмотрение их заявлений; нормативный правовой акт, регулирующий такой порядок, должен содержать положения о предельных сроках согласования маршрута транспортного средства владельцами автомобильных дорог.
В судебном заседании представитель ООО "СпецТехника" Главнова Н.А. поддержала заявленное требование.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации Коновалов Д.В., Колыбанов А.А. не признали административный иск.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Башилова В.Е. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя административного истца Главновой Н.А., возражения представителей Министерства транспорта Российской Федерации Коновалова Д.В., Колыбанова А.А., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Башиловой В.Е., консультацию специалиста Черткова А.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым заявленное требование удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Пунктом 13.1 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 1, 2 и 9 статьи 31 названного федерального закона порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности, является Министерство транспорта Российской Федерации, которое вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, включая порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (пункт 1, подпункты 5.2, 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).
Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определённым маршрутам (часть первая статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого нормативного правового акта).
Таким образом, оспариваемый в части Порядок утверждён Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение предписаний федеральных законов с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта.
Данный нормативный правовой акт определяет правила приёма, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из условий получения специального разрешения является согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в порядке, установленном частью 7 этой же статьи.
В частности, орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений, инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводится согласование с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения (часть 7 статьи 31).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 1).
По своему содержанию деятельность, связанная с выдачей специального разрешения уполномоченными органами, перечисленными в пунктах 1-6 части 10 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является государственной или муниципальной услугой.
Статьёй 7.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с которыми согласно части 8 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется информационное взаимодействие органа, выдающего специальное разрешение, с владельцами автомобильных дорог (за исключением владельцев частных автомобильных дорог), по которым проходит маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
При этом частью 6 статьи 7.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами, а стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает помимо прочего результат и срок предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1 части 1 статьи 6, пункты 3-4 статьи 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Результатом предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, является выдача специального разрешения или отказ в выдаче специального разрешения (пункт 13 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 марта 2013 г. N 107).
Анализ пункта 22 Порядка позволяет сделать вывод, что его содержание противоречит изложенным выше законоположениям и не соответствует требованиям определённости правового регулирования.
Так, в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями сроков согласования оспариваемое нормативное положение предусматривает не установленное законом приостановление уполномоченным органом оформления специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
Согласно оспариваемому пункту такое приостановление предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги носит неограниченный точным временным периодом характер, поскольку не содержит указания на его предельный срок, а возобновление оформления специального разрешения зависит от вероятностного события, которое может и не наступить, например, в случае непредставления согласования (неполучения ответа).
В связи с этим являются обоснованными и доводы административного истца, приведённые в судебном заседании его представителем, о том, что содержание пункта 22 Порядка не исключает приостановления оформления специального разрешения в том случае, когда уполномоченный орган не получает ответа от ошибочно определённого им владельца автомобильных дорог или согласующей организации, которым был направлен запрос о согласовании маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
В специальном разрешении, выдаваемом владельцу транспортного средства или его представителю, содержится кроме прочего информация о количестве разрешённых поездок и сроке их выполнения (пункт 3 Порядка), которые указываются изначально в заявлении на получение такого разрешения (пункт 8 Порядка).
Неограниченное по длительности приостановление может приводить и к ситуации, когда несвоевременно полученное согласование маршрута стало неактуальным ввиду начала течения или окончания указанного заявителем срока выполнения планируемой поездки (перевозки).
Пункт 22 Порядка не содержит указания о том, какие действия соответствующий заявитель может или должен предпринять в данной ситуации, а уполномоченный орган для обеспечения возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги, что, по сути, делает правовое регулирование отношений заявителя и уполномоченного органа неопределённым.
Соответственно, по своему правовому содержанию оспариваемое нормативное положение нарушает права владельцев транспортных средств на получение необходимой государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), без предусмотренных законом оснований создаёт препятствия для реализации прав лиц, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и фактически может освобождать уполномоченный орган от обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги без принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения.
При изложенных обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пункт 22 Порядка подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до указанного времени он применялся и на его основании реализовывались права физических и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ООО "СпецТехника" уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей согласно платёжному поручению от 17 октября 2016 г. N 3402.
Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Министерства транспорта Российской Федерации в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СпецТехника" удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 22 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 г. N 258.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "СпецТехника" расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВС РФ счел незаконной одну из норм Порядка выдачи спецразрешения на движение по автодорогам транспорта, перевозящего тяжеловесный и (или) крупногабаритный груз.
Согласно этой норме оформление такого спецразрешения приостанавливается в случае нарушения сроков согласования владельцами автодорог или соответствующими организациям.
Как пояснил ВС РФ, указанное приостановление носит неограниченный точным временным периодом характер, т. к. нормы не указывают его предельный срок.
При этом возобновление оформления спецразрешения зависит от вероятностного события, которое может и не наступить, например, в случае непредставления согласования (неполучения ответа).
Нормы не исключают приостановления оформления в том случае, когда уполномоченный орган не получает ответа от ошибочно определенного им владельца автодорог или организации, которым был направлен запрос о согласовании маршрута.
Кроме того, неограниченное по длительности приостановление может приводить к ситуации, когда несвоевременно полученное согласование маршрута становится для заявителя неактуальным.
Нормы не указывают, что может или должен сделать заявитель в такой ситуации приостановления.
Подобное регулирование является неопределенным и нарушает права владельцев транспорта.
Решение Верховного Суда РФ от 16 января 2017 г. N АКПИ16-1161
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N АПЛ17-82 настоящее решение оставлено без изменения