Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2017 г. N 89-КГ16-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Рыженкова А.М. и Горохова Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тюмени в интересах Чуфряковой Т.А., Чуфряковой Я.В., Чуфрякова С.В. к администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения вне очереди, заключении договора социального найма,
по кассационной жалобе администрации г. Тюмени на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., выслушав объяснения представителей администрации г. Тюмени по доверенности Красновой Е.А., Крымовой Т.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор г. Тюмени обратился в суд с иском в интересах Чуфряковой Т.А., Чуфряковой Я.В., Чуфрякова С.В. к администрации г. Тюмени (с учетом уточненных требований) о возложении обязанности на администрацию г. Тюмени обеспечить предоставление Чуфряковой Т.А., имеющей ребенка-инвалида Чуфрякову Я.В., вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, находящегося на территории г. Тюмени, общей площадью не менее кв. м, с возложением обязанности по заключению с Чуфряковой Т.А. договора социального найма жилого помещения на состав семьи из трех человек.
В обоснование иска указано, что Чуфрякова Я.В. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелым стойким хроническим расстройством (код заболевания ...). Истцы проживают в жилом помещении, принадлежащем Вязьмину А.Ф., в собственности жилья не имеют. С 1 июля 2015 г. Чуфряковы состоят на учете в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 3 человека по категории "малоимущие". Также семья включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, номер очереди 24. Поскольку Чуфрякова Т.А. является матерью ребенка-инвалида, а также имеет на иждивении еще одного несовершеннолетнего ребенка, который не может проживать отдельно, прокурор просил предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек площадью ... кв. м из муниципального жилищного фонда.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 8 февраля 2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 мая 2016 г. указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене оспариваемого судебного постановления ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М. от 21 декабря 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что дочь Чуфряковой Т.А. Чуфрякова Я.В., ... года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (л.д. 36, 37).
Чуфрякова Т.А. также имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Чуфрякова С.В., ... года рождения (л.д. 29).
Приказом департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от 13 июля 2015 г. N 1454 Чуфрякова Т.А. с составом семьи из трех человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", номер очереди 1494, кроме того, на основании заключения врачебной комиссии от 16 января 2015 г. семья Чуфряковых включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, номер очереди 24 (л.д. 10-11, 14, 18).
Как установлено судом, в четырехкомнатной квартире общей площадью ... кв. м, жилой - ... кв. м по адресу: ..., ..., принадлежащей Вязьмину А.Ф. на праве собственности, зарегистрированы и проживают Чуфрякова Т.А., ее сын Чуфряков С.В., дочь Чуфрякова Я.В., отец Вязьмин А.Ф., мать Вязьмина М.Л., бабушка Вязьмина М.Т., истцы в собственности либо на ином праве своего жилья не имеют (л.д. 30-34, 44-46).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 г., органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Поскольку представитель прокуратуры настаивал на требованиях именно к данному ответчику, на замену ответчика не согласился, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, судебная коллегия пришла к выводу, что решение об отказе в удовлетворении иска по мотиву необходимости возложения обязанности по обеспечению семьи ребенка-инвалида жилым помещением на субъект Российской Федерации является ошибочным ввиду неверного толкования и применения статей 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку из содержания указанных правовых норм следует, что истцы, как вставшие на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма после 1 января 2005 г. и по нескольким основаниям, имеют право на предоставление жилого помещения администрацией г. Тюмени из муниципального жилищного фонда.
Принимая во внимание несовершеннолетний возраст Чуфряковой Я.В., имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, наличие у нее соответствующего тяжелого хронического заболевания, предопределяющего необходимость совместного проживания ребенка с семьей, наличие в семье несовершеннолетнего Чуфрякова С.В., 14 апреля 2014 года рождения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что семья Чуфряковых, состоящая из трех человек, подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее ... кв. м (по норме предоставления 18 кв. м на каждого члена семьи).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится несовершеннолетняя Чуфрякова Я.В.
Иные члены семьи Чуфряковых таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Чуфряковых, состоящей из трех человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, только Чуфрякова Я.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Ссылка суда апелляционной инстанции на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи Чуфряковых в составе трех человек жилым помещением по договору социального найма необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Между тем требования приведенных выше правовых норм судом апелляционной инстанции не были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом не установлены, а вывод суда о том, что с учетом имеющегося у Чуфряковой Я.В. заболевания семья истца в составе трех человек подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, противоречит закону.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 мая 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Юрьев И.М. |
Судьи |
Рыженков А.М. |
|
Горохов Б.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2017 г. N 89-КГ16-15
Текст определения официально опубликован не был