Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 60-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Камчатский газоэнергетический комплекс" об оспаривании в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 5 ноября 2015 г. N 201 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО "Камчатский газоэнергетический комплекс" потребителям в 2016 году" по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Камчатский газоэнергетический комплекс" на решение Камчатского краевого суда от 19 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей публичного акционерного общества "Камчатский газоэнергетический комплекс" Кольцовой И.Е., Гавриковой Е.В. по доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиля О.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края, тарифный орган) 5 ноября 2015 г. принято постановление N 201 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО "Камчатский газоэнергетический комплекс" потребителям в 2016 году" (далее - Постановление N 201).
Публичное акционерное общество "Камчатский газоэнергетический комплекс" (далее - ПАО "КамГЭК", Общество) обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления N 201 с момента издания в части введения с 1 января 2016 г. в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) ПАО "КамГЭК", производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на второе полугодие 2016 года в размере 1,981 руб./квт.ч (приложение N 1) и в части введения с 1 января 2016 г. в действие цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ПАО "КамГЭК" другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующим на розничных рынках в размере 2 537 руб./квт.ч (приложение N 2).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что при утверждении оспариваемых тарифов тарифным органом необоснованно уменьшена величина необходимой валовой выручки, заявленная ПАО "КамГЭК" по статьям расходов "оплата труда" и "амортизация основных средств и нематериальных активов", что привело к установлению на второе полугодие 2016 г. экономически необоснованного тарифа.
По мнению административного истца, Постановление N 201 противоречит статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 2, 7, 12, 16, 18, 26, 27 и 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктам 16, 19, 22.1, 41 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее - Методические указания N 20-э/2) и пунктам 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики".
Решением Камчатского краевого суда от 19 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочным выводам относительно соблюдения РСТ Камчатского края методики расчета расходов на оплату труда, приняв во внимание положения нормативных правовых актов, не регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, и не оценил то обстоятельство, что тарифный орган необоснованно сократил заявленный Обществом размер указанных расходов, не опровергнув достоверность расчетов Общества. ПАО "КамГЭК" также указывает на неверный вывод суда о правомерном исключении из необходимой валовой выручки амортизационных отчислений, не использованных на реализацию мероприятий инвестиционной программы 2014 года, поскольку данные отчисления подлежат учету вне зависимости от их использования Обществом.
Прокуратурой Камчатского края и РСТ Камчатского края представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Постановление N 201 принято РСТ Камчатского края в установленной форме на заседании Правления 5 ноября 2015 г. при наличии необходимого кворума (пункты 1.1, 2.1, пункт 3.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 424-П). Представитель Общества присутствовал на заседании Правления.
Постановление N 201 опубликовано 17 ноября 2015 г. в "Официальных ведомостях", N 230-233.
Таким образом, оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В силу пунктов 12, 15, 16 и 17 Основ ценообразования одним из методов, применяемых при регулировании цен (тарифов), является метод экономически обоснованных расходов (затрат), в соответствии с которым регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в которую включаются в том числе планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы).
К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг), относятся расходы на оплату труда и страховые взносы, а также расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (подпункты 6 и 7 пункта 18 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Как усматривается из экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов на производство и передачу электрической энергии ПАО "КамГЭК" на 2016 год, подготовленного РСТ Камчатского края, и выписки из протокола заседания Правления тарифного органа, размер расходов на оплату труда, заявленный Обществом на 2016 год, уменьшен на 37 666 тыс. руб.
Размер указанных расходов рассчитан РСТ Камчатского края исходя из документально подтвержденной фактической среднесписочной численности работников Общества в количестве 95 человек, равной фактической численности работников в 2014 году, а также фактического объема фонда оплаты труда в 2014 году, последовательно увеличенного на индекс потребительских цен, установленный Минэкономразвития России на 2015/2016 годы, что не противоречит пункту 26 Основ ценообразования. Данный расчет был проверен 26 мая 2016 г. ФАС России в рамках рассмотрения разногласий между ПАО "КамГЭК" и РСТ Камчатского края, которая является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным на утверждение методических указаний (методик) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) (пункт 5.2.9.22.2 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331), и признан обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет расходов на оплату труда должен быть произведен тарифным органом в соответствии с пунктом 41 Методических указаний N 20-э/2 в формате таблицы П 1.16 с заполнением всех ее граф, не может быть принят во внимание, так как такое требование не содержится ни в указанном пункте Методических рекомендаций, ни в пункте 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила), которым определено содержание экспертного заключения регулирующего органа.
Иные доводы апелляционной жалобы по данной статье расходов не свидетельствуют о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, приведшие к принятию неправильного решения.
Также необходимая валовая выручка ПАО "КамГЭК" была уменьшена на 63 679 тыс. руб. в связи с исключением тарифным органом экономически необоснованного дохода за 2014 год, образовавшегося у Общества за счет неиспользованных средств финансирования инвестиционной программы.
В соответствии с приложением N 4 к приказу РСТ Камчатского края от 15 августа 2013 г. N 216-ОД, которым Обществу утверждена инвестиционная программа на 2014 год, источником ее финансирования являлись амортизационные отчисления в размере 77,6 млн руб., в том числе отчисления, учтенные в тарифе в сумме 48,4 млн руб., и недоиспользованные отчисления прошлых лет в сумме 29,2 млн руб. Мероприятия инвестиционной программы выполнены Обществом на сумму 19,3 млн руб., в связи с чем тарифный орган, руководствуясь требованиями пункта 7 Основ ценообразования, уменьшил необходимую валовую выручку ПАО "КамГЭК" на неиспользованную сумму.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что РСТ Камчатского края действовала в соответствии с буквальным толкованием абзаца четвертого пункта 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
Отказ суда в удовлетворении ходатайства административного истца об уточнении иска путем заявления дополнительных требований о возложении на РСТ Камчатского края обязанности принять новый нормативный правовой акт, исходя из заявленных Обществом сумм по оспариваемым статьям расходов, не повлиял на правильность решения суда первой инстанции, поскольку в удовлетворении основных требований по иску было отказано.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 19 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Камчатский газоэнергетический комплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 60-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был