Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенному членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, А.Д. Башкиным, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.В. Говориным, Р.К. Хуснулиным, А.В. Маграмовым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новыми статьями 171.3 и 171.4, устанавливающими ответственность за незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, изменения вносятся в статьи 104.1, 170.2, 171, 327.1 УК РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения подсудности и подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных проектируемыми статьями.
Частью первой проектируемой статьи 171.3 УК РФ предлагается установить ответственность за производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой и шестой статьи 171.1 УК РФ. Учитывая, что частями пятой и шестой статьи 171.1 УК РФ предусматривается ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, редакция проектируемой статьи 171.3 требует уточнения.
Обращаем внимание, что под действие проектируемой статьи 171.3 УК РФ не подпадает розничная продажа спиртосодержащей продукции, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) такой вид деятельности не подлежит лицензированию.
Проектируемой статьей 171.4 УК РФ предлагается установить ответственность за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенную неоднократно. В соответствии с примечанием к указанной статье незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции признается совершенной неоднократно, если она совершена в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16), нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (14.17), использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18), нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19), производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ст. 15.12), искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (ст. 15.13). При этом в КоАП не установлена ответственность физического лица за указанные правонарушения (за исключением части 2.1 статьи 14.16 и части 4 статьи 15.12). В этой связи в примечании к проектируемой статье необходимо указать, какие именно административные правонарушения должны учитываться при определении неоднократности совершения правонарушения.
Обращаем внимание, что в диспозиции проектируемой статьи 171.4 УК РФ отсутствует указание на незаконность продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, из представленной редакции статьи не ясно, какие конкретно деяния образуют состав преступления, предусмотренного указанной статьей, поскольку, статьей 171.1 УК РФ предусмотрена ответственность за продажу немаркированной алкогольной продукции, а проектной статьей 171.3 - за оборот (в том числе розничную продажу) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии.
Формулировка части второй проектируемой статьи 171.4 УК РФ "лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица" нуждается, на наш взгляд, в уточнении, поскольку в Законе к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, помимо индивидуальных предпринимателей относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства.
В отношении терминологии части второй проектируемой статьи 171.4 УК РФ отмечаем, что в Законе используется понятие "напитки, изготавливаемые на основе пива", которое в дальнейшем для целей указанного закона сокращается как "пивные напитки" (подпункт 13.2 статьи 2 Закона). В других законодательных актах Российской Федерации формулировка "пивные напитки" не используется.
Следует также отметить, что при установлении нижнего предела санкции в виде штрафа, исчисляемого в денежном выражении, должен быть также установлен нижний предел санкции в виде штрафа, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. В редакции проектируемых статей 171.3 (часть первая), 171.4 (часть вторая), а также проектируемых частей пятой и шестой статьи 327.1 УК РФ этот принцип не соблюден. Обращаем также внимание, что проектируемой частью шестой статьи 327.1 УК РФ предусмотрена санкция в виде заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести лет, что противоречит части второй статьи 46 УК РФ, в соответствии с которой наказание в виде штрафа, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного, не может превышать пяти лет.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.