Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в главу 54 "Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), связанные с уточнением процедуры выдачи лица, находящегося на территории Российской Федерации, по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора.
В соответствии с проектной редакцией нового пункта 4 статьи 462 УПК РФ в случае, если имеются основания полагать, что на территории иностранного государства существует угроза применения к лицу, выдача которого запрашивается иностранным государством, пыток, жестокого бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания, смертной казни, его преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, такое лицо может быть выдано, если иностранное государство может гарантировать отсутствие на его территории угрозы применения к этому лицу указанных видов обращения или наказания. При этом неясен механизм предоставления и содержание подобного рода гарантий запрашивающей стороны.
Между тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 464 УПК РФ в проектной редакции наличие достаточных оснований полагать, что лицо, выдача которого запрашивается иностранным государством, будет подвергнуто в запрашивающем государстве указанным видам обращения и наказания является безусловным основанием отказа в выдаче лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 10 статьи 464" следует читать "пунктом 10 части 1 статьи 464"
В этой связи также отмечаем, что согласно подпункту б) пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 1999 года N190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного Протокола и второго дополнительного Протокола к ней" Российская Федерация оставляет за собой право отказать в выдаче, "если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения_". При этом о возможности выдачи лица в случае предоставления каких-либо гарантий речи не идет. Такая же позиция закреплена и в двусторонних международных договорах Российской Федерации о выдаче с такими странами, как Республика Панама, Ангола, Объединенные Арабские Эмираты и другими.
Проектом предлагается статью 462 УПК РФ дополнить частью восьмой, предусматривающей, что международные конвенционные органы могут рекомендовать воздержаться от выдачи в связи с рассмотрением жалобы соответствующего лица. Полагаем необходимым уточнить, о каких органах идет речь, с целью установления компетенции подобных органов давать такие рекомендации. Так, например, в Регламенте Европейского Суда по правам человека прямо указано право Суда принимать подобные обеспечительные меры.
Кроме того, в проектируемой части восьмой статьи 462 УПК РФ необходимо корректно указать наименование Конвенции - Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Используемую в проектной редакции части шестой статьи 463 УПК РФ терминологию, касающуюся определения форм недопустимого обращения, следует привести в соответствие с терминологией проектных пункта 4 части третьей статьи 462 и пункта 10 части первой статьи 464 УПК РФ.
Обращаем внимание, что в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц; актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности; лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания; с лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость (статья 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, постановления об объявлении амнистии от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД, 18 декабря 2013 года N 3500-6 ГД, 02 июля 2013 года N 2559-6 ГД и др.). Таким образом, субъектом акта об амнистии являются лица, совершившие те или иные преступления, а не сами преступления, как это предусмотрено проектным пунктом 6 части первой статьи 464 УПК РФ.
Проектом устанавливается возможность не выдавать лицо, являющееся несовершеннолетним, если его выдача несовместима с мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних или перевоспитания (пункт 6 части второй статьи 464 УПК РФ). При этом в большинстве двусторонних международных договорах Российской Федерации о выдаче нет каких-либо ограничений, связанных с выдачей несовершеннолетних. Следовательно, в случае поступления запроса о выдаче несовершеннолетнего и в случае соответствия запроса всем необходимым требованиям международного договора и отсутствия оснований для отказа в выдаче, Российская сторона будет обязана выдать несовершеннолетнего, не имея при этом возможности ссылаться на нормы внутреннего законодательства, ограничивающего возможность выдачи данной категории лиц.
Что касается включения в УПК РФ такого основания для возможного ограничения выдачи лица, как наличие оснований полагать, что его выдача может повлечь серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья, следует учитывать, что несмотря на то, что Российская Федерация при ратификации Европейской конвенции о выдаче сделала соответствующую оговорку, отмечаем, что сфера действия данной конвенции распространяется только на европейские государства, являющиеся ее участниками, и не затрагивает другие государства, с которыми у Российской Федерации имеются двусторонние договоры о выдаче, большинство из которых не содержат подобных норм, а предусматривают возможность отложить передачу лица, чье состояние здоровья не позволяет осуществить эту передачу.
По проекту федерального закона имеются следующие замечания юридико-технического характера.
В наименовании проекта федерального закона необходимо снять скобки.
В подпункте "а" пункта 1 проекта:
абзац второй изложить в следующей редакции:
пункт 1 после слова "закон дополнить словами "Российской Федерации", слова "свыше одного" заменить словами "от одного";
в абзаце четвертом после слов "видов обращения или наказания" перед последними кавычками необходимо поставить точку.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.