Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 93-КГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 5 апреля 2016 года по административному делу по административному иску Лисянского В.А. об оспаривании заключения межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области и возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области обязанностей устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области Песковой Ю.В. и Тузаева Р.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно оспариваемому заключению по результатам проверки государственной регистрации транспортных средств, утверждённому начальником отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области 29 апреля 2015 года, старший государственный инспектор межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела принял решение об аннулировании регистрации принадлежащего Лисянскому В.А. транспортного средства.
Письмом указанного регистрационно-экзаменационного отдела от 26 мая 2015 года Лисянский В.А. уведомлен об аннулировании регистрации принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства.
Данное решение об аннулировании регистрации транспортного средства принято на основании прекращения действия сертификата соответствия этого транспортного средства требованиям технических регламентов Российской Федерации.
Лисянский В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным вышеназванного заключения, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что аннулирование сертификата не подтверждает несоответствие принадлежащего ему транспортного средства требованиям технических регламентов Российской Федерации.
Административный истец утверждал, что сведение об экологическом классе транспортного средства подлежит внесению в паспорт транспортного средства. При этом таможенный орган самостоятельно определяет экологический класс, в том числе, на основании сертификата соответствия. На момент таможенного декларирования транспортного средства и выдачи паспорта транспортного средства сертификат соответствия являлся действующим. По мнению административного истца, сертификат соответствия - это не единственный источник установления экологического класса, и таможенный орган вправе самостоятельно определить экологический класс из других источников.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2016 года административный иск Лисянского В.А. удовлетворён.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 5 апреля 2016 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области просит судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что одним из оснований для выдачи паспорта принадлежащего Лисянскому В.А. транспортного средства являлось наличие сертификата соответствия данного транспортного средства требованиям технических регламентов Российской Федерации, который в этот момент являлся действующим. Административный ответчик никакой проверки, кроме сверки номера сертификата соответствия с реестром аннулированных сертификатов, не проводил. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания паспорта транспортного средства недействительным.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что возложение на Лисянского В.А., как добросовестного приобретателя транспортного средства, рисков, связанных с компетентностью лиц, осуществляющих сертификацию транспортных средств, является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами не согласна, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Как видно из материалов дела, Лисянский В.А. является собственником самосвала производства Китайской Народной Республики 2011-го года изготовления.
На данное транспортное средство обществом с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" 23 сентября 2011 года выдан сертификат его соответствия требованиям технических регламентов Российской Федерации. Согласно этому сертификату транспортное средство соответствует четвёртому экологическому классу.
Также согласно паспорту указанного транспортного средства, выданного Благовещенским таможенным постом 30 сентября 2011 года, транспортное средство соответствует четвёртому экологическому классу.
По результатам проведённой 14-16 ноября 2012 года Федеральной службой по аккредитации проверки деятельности общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" по сертификации транспортных средств действие вышеназванного сертификата соответствия прекращено, о чём 17 декабря 2012 года общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" приняло решение.
26 мая 2015 года Лисянский В.А. уведомлен регистрационно-экзаменационным отделом об аннулировании регистрации принадлежащего ему транспортного средства на основании прекращения действия сертификата соответствия этого транспортного средства требованиям технических регламентов Российской Федерации.
Исходя из оспариваемого заключения старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения от 29 апреля 2015 года, поводом для аннулирования регистрации принадлежащего Лисянскому В.А. транспортного средства послужила информация, поступившая из Федеральной службы по аккредитации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и опубликованная на сайте по адресу fsa.gov.ru, об аннулировании сертификата соответствия, на основании которого Благовещенским таможенным постом был выдан паспорт указанного транспортного средства, и на основании которого данное транспортное средство было зарегистрировано в регистрационно-экзаменационном отделе.
Согласно пунктам 1, 6 и 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого приказами МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года NN 496/192/134, паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таможенными органами, уполномоченными Федеральной таможенной службой, паспорта транспортных средств выдаются на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
Наличие паспортов транспортных средств, оформленных в порядке, установленном главой II настоящего положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Пунктом 70 вышеназванного положения (в редакции, действующей на момент выдачи паспортов транспортных средств по настоящему административному делу) было предусмотрено, что заполнение строки "Экологический класс" паспортов транспортных средств осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся, в том числе, в сертификатах соответствия.
При невозможности определения экологического класса транспортного средства в соответствии с порядком, установленным в абзаце первом настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609, паспорта транспортных средств не выдаются.
Из приведённых норм следует, что сертификат соответствия является одним из документов, на основании которых выдаётся паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 72 вышеназванного положения (в действующей редакции) выданный паспорт признаётся недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными). При этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции. Несданные паспорта выставляются в розыск.
Из материалов административного дела видно, что сертификат соответствия принадлежащего административному истцу транспортного средства впоследствии, после выдачи паспорта этого транспортного средства, был признаны недействительным (необоснованно выданным).
В этой связи, в силу пункта 72 вышеназванного положения, недействительным, вопреки суждениям судов первой и апелляционной инстанций, являлся и паспорт принадлежащего административному истцу транспортного средства.
При таких обстоятельствах основания для регистрации данного транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении отсутствовали.
Согласно пунктам 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", не подлежат регистрации в Госавтоинспекции транспортные средства без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Таким образом, регистрационно-экзаменационный отдел принял законное решение об аннулировании регистрации принадлежащего Лисянскому В.А. самосвала производства Китайской Народной Республики 2011-го года выпуска.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 5 апреля 2016 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Лисянского В.А. об оспаривании заключения межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области и возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области обязанностей устранить допущенное нарушение прав отказать.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2017 г. N 93-КГ16-5
Текст определения официально опубликован не был