Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 78-АПГ16-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик Рус" о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28 декабря 2015 г. N 450-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р" в части по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик Рус" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик Рус" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28 декабря 2015 г. N 450-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 625-р" в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2016 год, для диапазона напряжения СН-П по двухставочному тарифу в виде ставки за содержание электрических сетей в 1 полугодии 2016 года в размере 945 983,73 руб./кВт.мес., во 2 полугодии - 1 091 371,79 руб./кВт.мес.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест" обратилось в суд с ходатайством о присоединении к указанному административному исковому заявлению, ходатайство удовлетворено.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество "Европолис Балтик Рус" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Административный истец указал, что за период с января 2015 года по январь 2016 года значительно повышены тарифы на электрическую энергию, в частности, для указанного диапазона напряжения СН-И тариф в виде ставки за содержание электрических сетей увеличен более чем в два раза, что противоречит основополагающим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, нарушает баланс интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Петербургская сбытовая компания" и обществом "Европолис Балтик Рус" заключен договор энергоснабжения от 14 апреля 2014 г. N 02922 с оплатой платежей за поставленный ресурс по ценам (тарифам), установленным регулирующим органом.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 г. N 625-р установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Санкт-Петербурга на 2015-2019 годы с календарной разбивкой, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 год.
Единые (котловые) тарифы рассчитаны исходя из предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2015 год, установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 9 декабря 2014 г. N 296-э/2.
Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2015 год, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2014 г. N 276-э/1, величина заявленной мощности потребителей Санкт-Петербурга на 2015 год установлена в размере 3 414 МВт (в том числе по группе потребителей "Прочие" 2734 МВт).
С учетом экономической ситуации и в целях недопущения негативных социально-экономических последствий на территории Санкт-Петербурга, в том числе для крупных промышленных потребителей, оплачивающих услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу, Комитетом принято решение об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2015 год с учетом роста средней ставки за содержание электрических сетей исходя из заявленной мощности 4 545 МВт.
Причиной изменения установленных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2015 год явились требования Федеральной службы по тарифам (затем Федеральной антимонопольной службы) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при установлении данных тарифов, выявленных по результатам досудебного урегулирования споров, изложенные в том числе в приказах от 22 апреля 2015 г. N 802-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Ленэнерго" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (N ФСТ-23756-27 от 02.09.2014)", от 28 апреля 2015 г. N 833-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Петербургская сбытовая компания" о рассмотрении спора с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (N ФСТ-2138-27 от 28.01.2015)", от 28 апреля 2015 г. N 834-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении АО "Санкт-Петербургские электрические сети" о рассмотрении спора с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (вх. N ФСТ-6384-27 от 05.03.2015)".
В целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством Комитет распоряжением от 30 апреля 2015 г. N 29-р внес изменения в распоряжение от 30 декабря 2014 г. N 625-р, увеличив ставки на содержание двухставочного тарифа на передачу электрической энергии на 21%, что в итоге привело к увеличению тарифов на 5%. Распоряжение распространило свое действие на отношения, возникшие с 1 мая 2015 г.
Федеральной службой по тарифам также издан приказ от 24 июня 2015 г. N 1268-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Ленэнерго" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (N ФСТ-15183-27 от 20.05.2015)", согласно которому органу регулирования необходимо осуществить пересмотр утвержденных единых (котловых) ставок на содержание двухставочного тарифа на передачу электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой для прочих потребителей на 2015 год, рассчитанных исходя из уровня среднегодовой заявленной мощности по региону, утвержденной в прогнозном балансе на 2015 год в размере 3414 МВт (в том числе по группе потребителей "Прочие" 2734 МВт); пересмотр и утверждение единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой для прочих потребителей на 2015 год, утвержденных распоряжением Комитета от 30.04.2015 N 29-р, при увеличении составляющих выручки на передачу электрической энергии на 2015 год с учетом полного включения компенсации выпадающих/излишне полученных доходов регулируемой организации за 2013 год, возникших в результате отклонения фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии на территории Санкт-Петербурга, в размере 4 040 213 тыс. руб.
Согласно пояснениям административного ответчика указанная величина является экономически необоснованными расходами, не учтенными при тарифном регулировании в 2013 году в связи с несоответствием фактической мощности и планового уровня заявленной мощности, утвержденной сводным прогнозным балансом.
Распоряжением Комитета от 31 июля 2015 г. N 76-р в распоряжение от 30 декабря 2014 г. N 625-р внесены соответствующие изменения: пересмотрены необходимая валовая выручка на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2015 год.
В целях защиты интересов промышленных потребителей и поддержки предприятий оборонной промышленности города - Комитетом принято решение о частичном исполнении предписания Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2015 г. N 1268-д, а именно - ограничено увеличение средней ставки за содержание двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для промышленных и приравненных к ним потребителей до уровня 20% с введением в действие распоряжения Комитета с 1 декабря 2015 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду приказ Федеральной службы по тарифам от 24 июня 2015 г. N 1268-д
Вместе с тем в адрес Комитета от Федеральной антимонопольной службы (правопреемника Федеральной службы по тарифам) поступили требования о необходимости исполнения распоряжения федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов в полном объеме и прекращении нарушений действующего законодательства в сфере электроэнергетики со сроком до 15 ноября 2015 г
Распоряжением Комитета от 13 ноября 2015 г. N 226-р предписание Федеральной службы по тарифам исполнено в полном объеме. Ставки на содержание двухставочного тарифа на передачу электрической энергии в среднем увеличились на 73% (суммарный рост к уровню на 1 мая 2015 г. составил 120%). Рост двухставочных тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей с 1 декабря 2015 г. в среднем составил 18% (суммарный рост к уровню на 1 января 2015 г. - 37%).
Указанные приказы федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов не оспаривались и исполнены Комитетом при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Обязанность органа регулирования исполнять решения Федеральной антимонопольной службы, принятых по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, в целях приведения решений об установлении цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации, предусмотрена пунктом 7 Основ ценообразования.
Довод общества "Европолис Балтик Рус" об ограничении изменения тарифов 12-месячным сроком, предусмотренным пунктом 7 Правил регулирования, является несостоятельным, поскольку в соответствии с абзацем третьим названного пункта его действие не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга установлены исходя из экономически обоснованной валовой выручки региона в размере 39 954,3 млн. руб., полезного отпуска электрической энергии в размере 18 991,3 млн. кВтч, заявленной мощности 3486,7 МВт, утвержденных сводным прогнозным балансом.
В связи с неисполнением утвержденных инвестиционных программ на 2014 год учтена отрицательная величина корректировки необходимой валовой выручки в отношении ПАО "Ленэнерго", ЗАО "Курортэнерго", ОАО "ОЭК", АО "Санкт-Петербургские электрические сети".
Оспариваемые тарифы первого полугодия 2016 года установлены в размере тарифов, утвержденных по состоянию на второе полугодие 2015 года (предшествующего годового периода регулирования) в соответствии с пунктом 11.1 Основ ценообразования.
В апелляционной жалобе каких-либо доводов, свидетельствующих об установлении оспариваемых тарифов на 2016 год в экономически необоснованном размере, не приведено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик Рус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2017 г. N 78-АПГ16-33
Текст определения официально опубликован не был