Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 73-АПГ16-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" о признании недействующими пунктов 12, 13 приложения к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28 декабря 2015 г. N 1/62 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" на решение Верховного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В., представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Степановой С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" обратилось в Верховный суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 12, 13 приложения к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28 декабря 2015 г. N 1/62 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями".
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещено в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с пунктами 41, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Из материалов дела следует, что оспариваемым приказом с 1 января по 31 декабря 2016 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями согласно приложению, в том числе для смежных сетевых организаций ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" - ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" (пункт 12), ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" - ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" (пункт 13).
По мнению административного истца, орган регулирования необоснованно завысил объем полезного отпуска электрической энергии из сетей общества ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", определив его в размере 19,239 млн. кВтч, тогда как плановый объем полезного отпуска на 2016 год в размере 10,520 млн. кВтч, основанный на фактических данных 2015 года, согласован с гарантирующим поставщиком ОАО "Читаэнергосбыт".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что расчеты Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия выполнены в соответствии с положениями действующего законодательства, в том числе Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется в соответствии с пунктом 40(1) данного документа, который содержит формулу расчета уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации.
Одним из показателей этой формулы является уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (пункт 38 Основ ценообразования).
Согласно пункту 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.
При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
По общему правилу тарифная выручка рассчитывается как произведение установленных органом регулирования тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям, и объема полезного отпуска.
Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, и определяемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний, представляет собой разность между тарифной выручкой сетевой организации и необходимой валовой выручкой.
Согласно договору от 31 июля 2014 г., заключенному между ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" и ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ", плановый объем передачи электрической энергии из сети ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" в сеть ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" составил 21,312 млн.кВтч.
В соответствии с предложением ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" по прогнозному балансу на 2016 год поступление электроэнергии в сеть составило 22,0982 млн.кВтч, потери - 2,1479 млн.кВтч (9,7%), полезный отпуск - 19,95503 млн.кВтч.
Данная заявка общества рассмотрена Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, согласована Федеральной антимонопольной службой и учтена в сводном прогнозном балансе на 2016 год.
По мнению суда апелляционной инстанции, расчет индивидуальных тарифов выполнен в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Приказом органа регулирования от 10 декабря 2015 г. N 1/32 необходимая валовая выручка ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" на 2016 год установлена в размере 8 304,90 тыс. руб.
Расходы на компенсацию потерь на 2016 год рассчитаны в размере 2 409,74 тыс. руб. исходя из норматива технологического расхода (потерь) электроэнергии, который принят на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, утвержденных приказом органа регулирования от 28 ноября 2014 г. N 1/20.
Необходимая валовая выручка ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" на 2016 год с учетом расходов на оплату потерь равна 10 714,53 тыс. руб. (8 304,90 + 2 409,74).
Величина заявленной мощности на 2016 год составила 2,842 МВт.
Объем электрической энергии на компенсацию потерь на 2016 год составил 9,73% от поступления в сеть (21,312 * 9,73% = 2,073 млн.кВтч).
Объем полезного отпуска определен как разность между объемом передачи электрической энергии (поступлением в сеть) и ее потерями ( 21,312 - 2,073 = 19,239 млн.кВтч).
Как установлено судом первой инстанции и не отрицается административным истцом, электрическая энергия, поступающая в его сеть от гарантирующего поставщика (21,312 млн.кВтч), передается потребителям только наполовину (10,520 млн.кВтч).
Фактические потери электрической энергии (более 50% от поступления в сеть) связаны с деятельностью регулируемой организации (изношенность сетей и пр.). Такие потери восполняются обществом путем дополнительного приобретения электрической энергии.
Однако действующим законодательством не предусмотрена компенсация ненормативных потерь в составе тарифа.
Однако действующим законодательством не предусмотрена компенсация ненормативных потерь в составе тарифа.
В связи с этим расчет индивидуальных тарифов исходя из норматива технологического расхода (потерь) электрической энергии соответствует действующему законодательству и направлен на соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 73-АПГ16-16
Текст определения официально опубликован не был