Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 5-АПУ17-7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кулябина В.М.
судей Шмотиковой С.А. и Борисова О.В.,
при секретаре Воронине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агаева Д.Б.о. ... Республики на постановление Московского городского суда от 9 января 2017 года, которым его жалоба на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 30 ноября 2016 года о его выдаче правоохранительным органам Азербайджанской Республики оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кулябина В.М., выступление Агаева Д.Б., его защитника адвоката Баранова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Щукиной Л.В. об оставлении постановления суда без изменения, Судебная коллегия установила:
30 ноября 2016 года заместителем Генерального прокурора РФ вынесено постановление о выдаче Агаева по запросу Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики для осуществления уголовного преследования по ст. 179.3.2 УК Азербайджанской Республики.
Постановлением Московского городского суда от 9 января 2017 года жалоба Агаева на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Агаев Д.Б. просит отменить судебное решение, указывая, что в Азербайджане он будет преследоваться незаконно. На территории Российской Федерации он проживал открыто и на законных основаниях, вместе с женой и детьми, имеющими гражданство РФ. Намерений скрываться не имел. В настоящее время обратился с заявлением о признании беженцем, однако процедура его рассмотрения еще не завершена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит постановление суда законным, обоснованным и мотивированным.
Согласно статьи 56 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Согласно ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основании принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Как следует из материалов дела запрос Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики о выдаче Агаева полностью соответствует требованиям ст.ст. 1 и 12 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года, а также ст. 58 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Правоохранительными органами Азербайджанской Республики Агаев привлекается к уголовной ответственности за совершение деяний на территории Азербайджанской Республики - хищение в период с октября 2014 по март 2015 года с использованием служебного положения денежных средств, эквивалентных 1841177 рублям, квалифицируемых по ст. 179.3 УК Азербайджанской Республики, которые также являются наказуемыми уголовным законодательством Российской Федерации и соответствуют ч. 4 ст. 160 УК РФ, санкция которой предусматривает наказание на срок свыше одного года.
Сроки давности привлечения Агаева к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Азербайджанской Республики не истекли.
Агаев является гражданином Азербайджана, гражданства Российской Федерации не имеет, на территории Российской Федерации за то же деяние не преследуется.
Доводы жалобы о том, что после своего задержания Агаев обратился с заявлением о предоставлении ему временного убежища, не являются основаниями для отмены постановления суда, поскольку из материалов дела следует, что каких-либо сведений о признании Агаева беженцем или о предоставлении ему политического или временного убежища на территории РФ не имеется.
По смыслу статьи 463 УПК РФ, вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение лица в компетентные органы с ходатайством о предоставлении ему временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не обусловливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (ст. 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, ст. 33 Конвенции о статусе беженцев, статьи 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Генеральная прокуратура Азербайджанской Республики предоставила гарантии соблюдения условий выдачи: Агаев будет преследоваться только за указанное в запросе преступление, не будет выслан, передан либо выдан третьему государству без согласия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с нормами международного права Агаеву будут предоставлены все возможности для защиты, в том числе с помощью адвокатов, он не будет подвергаться жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания. После окончания уголовного преследования либо судебного разбирательства, а в случае вынесения обвинительного приговора - после отбытия наказания, он сможет свободно покинуть территорию Азербайджанской Республики.
Доводы жалобы, оспаривающие существо обвинения, не подлежат рассмотрению, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 463 УПК РФ в ходе рассмотрения вопроса об экстрадиции суд не обсуждает вопросы виновности лица, подавшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия законодательству и международным договорам Российской Федерации решения о выдаче данного лица.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии препятствий для выдачи Агаева Азербайджанской Республике является правильным. Оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.20, 389.28 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Московского городского суда от 9 января 2017 года об отказе в удовлетворении жалобы Агаева Д.Б.о. на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 30 ноября 2016 года в отношении Агаева Д.Б.о. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кулябин В.М. |
Судьи |
Шмотикова С.А. |
|
Борисов О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 5-АПУ17-7
Текст определения официально опубликован не был