Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 41-АПП6-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузьменко В.Б. о признании недействующим приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/105 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области" недействующим в части установления норматива на отопление по апелляционной жалобе Кузьменко В.Б. на решение Ростовского областного суда от 31 августа 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Варламовой А.В., Остарковой И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кузьменко В.Б. обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/105 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области" недействующим в части установления норматива на отопление (пункт 3 приложения).
В обоснование заявленного требования истец указал на то, что норматив на отопление, установленный обжалуемым актом, является завышенным, экономически необоснованным и установлен с нарушением требований законодательства в сфере газоснабжения.
Решением Ростовского областного суда от 31 августа 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального права, поскольку суд не учел, что при установлении оспариваемого тарифа регулирующим органом не произведен расчет норматива в соответствии с Методикой расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, которая утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональной службой по тарифам Ростовской области принято постановление от 24 августа 2012 г. N 29/105 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области", которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению.
В соответствии с пунктом 3 приложения к указанному нормативному правовому акту установлен норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений (при отсутствии централизованного отопления) в размере 6,2 куб.м/(кв.м х мес.). Постановление от 24 августа 2012 г. N 29/105 опубликовано 25 сентября 2012 г. в издании "Наше время", N 537.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 октября 2012 г. N 39/4 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/105 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области" внесены изменения в приложение к оспариваемому постановлению, пункт 3 изложен в новой редакции, устанавливающей норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений (при отсутствии централизованного отопления) в размере 6,2 куб.м/1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц календарного года; 12,4 куб.м/1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода. Данное постановление опубликовано 25 октября 2012 г. в издании "Наше время", N 613-614.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12 августа 2014 г. N 42/2 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.08.2012 N 29/105 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях при использовании природного газа на территории Ростовской области" в приложение к указанному постановлению вновь внесены изменения путем исключения в строке 3 слов "6,2 куб.м/1 кв.м общей площади жилых помещений в месяц календарного года". Постановление от 12 августа 2014 г. N 42/2 опубликовано 19 августа 2014 г. в газете "Наше время", N 320, и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 августа 2014 г.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 12,4 куб.м/1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц отопительного периода на территории Ростовской области установлен ответчиком правомерно.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В порядке пункта 47 Правил N 306 нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых: для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83 утверждена Методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Согласно данной Методике нормы (объем) потребления газа населением устанавливаются расчетным методом (теплотехническим расчетом) по следующим направлениям его использования: приготовление пищи и горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемый истцом норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению определен ответчиком с применением расчетного метода.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Анализ перечисленных норм права свидетельствует о том, что регулирующий орган при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Определением Судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. судебное разбирательство отложено в целях предоставления административным ответчиком документов, подтверждающих обоснование невозможности применения метода аналогов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Региональная служба по тарифам Ростовской области представила доказательства, подтверждающие указанное обстоятельство.
Невозможность применения органом регулирования метода аналогов обусловлена отсутствием данных приборов учета потребления коммунальных услуг, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как следует из представленных документов, единственным исполнителем коммунальных услуг по газоснабжению в Ростовской области является ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону", которому орган регулирования направил запрос о предоставлении данных приборов учета потребления коммунальной услуги по газоснабжению, отвечающих условиям представительности выборки.
ООО "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" представило информацию с приложением подтверждающих документов о проведении работы по выборке групп многоквартирных домов и жилых домов, которые являются потребителями природного газа, в том числе на нужды отопления, и которые оборудованы приборами учета газа.
По результатам данной работы установлено отсутствие возможности предоставления сведений о данных приборного учета потребления коммунальной услуги по газоснабжению, поскольку многоквартирные и жилые дома абонентов оборудованы одним прибором учета газа; большая часть объектов является индивидуальной малоэтажной застройкой (уникальные характеристики не позволяют осуществить выборку). Кроме того, Ростовская область имеет шесть выделенных климатических сельскохозяйственных зон с различающимися характеристиками по температуре и атмосферному давлению.
С учетом изложенного Региональная служба по тарифам Ростовской области сделала вывод о недостаточности данных, необходимых в соответствии с Правилами N 306 для применения метода аналогов, в связи с чем использовала расчетный метод.
При расчете норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление его величина составила 5,2 куб.м/кв.м.
Вместе с тем приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 для Ростовской области установлена минимально допустимая среднегодовая норма потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, используемого для отопления, в размере 6,2 куб.м/кв.м.
Поскольку рассчитанный Региональной службой по тарифам Ростовской области норматив составил величину, которая ниже минимально допустимой нормы потребления газа в субъекте Российской Федерации, орган регулирования утвердил норматив потребления в размере минимально допустимой величины, то есть 6,2 куб.м/кв.м.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ростовского областного суда от 31 августа 2016 г. оставить без изменения, административное исковое заявление Кузьменко В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2017 г. N 41-АПП6-11
Текст определения официально опубликован не был