Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 января 2017 г. N 03-03-06/1/3813
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, содержащее предложения по повышению эффективности налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в связи с принятием 30.11.2016 Федерального закона N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и сообщает следующее.
По разделу I предложений экспертов РСПП по повышению эффективности налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость.
Предлагается исключить из перечня операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, операции по выдаче поручительств (гарантий), осуществляемые налогоплательщиком, не являющимся банком, а также операции, осуществляемые банками и банком развития - государственной корпорацией по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, и включить операции по выдаче поручительств (гарантий) в перечень операций, не признаваемых реализацией товаров, работ, услуг.
По мнению экспертов РСПП, применяемое с 01.01.2017 освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении операций по выдаче поручительств (гарантий), осуществляемых налогоплательщиком, не являющимся банком, предусмотренное подпунктом 15.3 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), приводит к признанию этих операций услугой для целей налогообложения данным налогом и, соответственно, доначислению налога за предшествующие налоговые периоды, а также увеличению документооборота и трудозатрат по ведению раздельного учета.
В связи с этим следует отметить, что до 01.01.2017 операции по выдаче поручительств (гарантий), осуществляемые налогоплательщиком, не являющимся банком, в целях применения налога на добавленную стоимость рассматривались как услуги на основании пункта 5 статьи 38 НК РФ и, соответственно, признавались объектом налогообложения данным налогом согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ. В связи с этим суммы вознаграждений за выдачу поручительств, получаемые таким налогоплательщиком до указанной даты, облагались налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, принятие положительного решения о включении операций по выдаче поручительств (гарантий) в перечень операций, не признаваемых операциями по реализации услуг, не освободит налогоплательщика, не являющегося банком, от обязанности доначислить налог по таким операциям, осуществленным до 01.01.2017, в случае, если налогоплательщиком налог не начислялся.
Что касается раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, то пунктом 4 статьи 170 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по ведению раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам в случае их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения. При этом на основании вывода, содержащегося в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 1407/11, предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ, в том числе операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с данной главой НК РФ.
Учитывая изложенное, принимать вышеуказанное предложение нецелесообразно.
По разделу II предложений экспертов РСПП по повышению эффективности налогового законодательства в части налога на прибыль организаций.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 251 НК РФ дополнен подпунктом 55, вступившим в силу с 01.01.2017.
Согласно подпункту 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде услуг, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ, то есть доходы от сделок по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
Учитывая, что при предоставлении налогоплательщику поручительства (гарантии) доход возникает у него только в случае получения такой услуги безвозмездно, основания для внесения изменений в статью 270 НК РФ отсутствуют.
В то же время полагаем целесообразным уточнить положения подпункта 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ в части указания на безвозмездность получения налогоплательщиком поручительства (гарантии).
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрено обращение, содержащее предложения по повышению эффективности налогового законодательства в части НДС и налога на прибыль организаций.
По мнению Минфина России, принятие положительного решения о включении операций по выдаче поручительств (гарантий) в перечень операций, не признаваемых операциями по реализации услуг, не освободит налогоплательщика, не являющегося банком, от обязанности доначислить налог по таким операциям, осуществленным до 1 января 2017 г., в случае, если налогоплательщиком налог не начислялся.
Что касается раздельного учета сумм НДС, то НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по ведению раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам в случае их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения. При этом на основании постановления Президиума ВАС РФ (от 05.07.2011 N 1407/11) ведение раздельного учета сумм НДС касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции по любым основаниям, предусмотренным НК РФ, в т. ч. операции, не признаваемые объектом налогообложения.
Согласно НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в т. ч. доходы от сделок по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
Учитывая, что при предоставлении налогоплательщику поручительства (гарантии) доход возникает у него только в случае получения такой услуги безвозмездно, основания для внесения изменений в НК РФ, по мнению Минфина России, отсутствуют.
В то же время Минфин России полагает целесообразным уточнить положения НК РФ в части указания на безвозмездность получения налогоплательщиком поручительства (гарантии).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 января 2017 г. N 03-03-06/1/3813
Текст письма официально опубликован не был