Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II Стадийность проектирования, состав и содержание разделов проектной документации
5 Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительства, задавая стадию "рабочий проект"?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
С введением в действие Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, законодательно установлено двухстадийное проектирование с разработкой, соответственно, проектной документации и рабочей документации, т.е. проектный документ "рабочий проект" утратил легитимность.
Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 на государственную экспертизу представляется "проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 13), т.е. в объёме, установленном Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Ответ в актуализированной редакции
Поскольку существующий ответ на вопрос 5 основан на действующей в настоящее время законодательной и нормативной правовой базе, его пересмотр не предусматривается.
6 Нужна ли для проектирования линейной части наружной сети инженерного обеспечения объекта капитального строительства отдельная проектная документация на линейный объект?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Анализ установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 понятий "сети инженерно-технического обеспечения" и "точка подключения" позволяет сделать следующие выводы:
а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка проектируется в составе раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;
б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ земельного участка проектируются в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства.
Ответ в актуализированной редакции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, утратили силу с 1 марта 2014 г., и в этой связи ответ на вопрос 6 представляется в измененной редакции.
"Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (пункт 2), установлены понятия:
"сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами;
точка подключения - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения".
По мнению Минрегиона России (письмо от 19.02.2010 N 6180-ИП/08):
"Сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация.
...
В случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации.
Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым по определению можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)".
Представляется, что компетентное мнение органа исполнительной власти следует учитывать в практической деятельности, что позволяет сделать следующие выводы:
а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах земельного участка или планировочной структуры (квартал, микрорайон) проектируется в составе раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;
б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ планировочной структуры (квартал, микрорайон) проектируются в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства. Сети инженерного обеспечения двух и более объектов капитального строительства могут рассматриваться как отдельный линейный объект, к которым по определению можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)".
7 В выдаваемых технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и коммуникациям общего пользования присутствует запись о необходимости дополнительного согласования проектной документации организациями, выдавшими технические условия. Не является ли указанная запись о дополнительном согласовании проектной документации организациями, выдавшими технические условия, нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Положением пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, установлено: "в соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.
Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации". Каких-либо иных согласований проектной документации указанным Положением не установлено.
Данное положение не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что "Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации".
Ответ в актуализированной редакции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, утратили силу с 1 марта 2014 г., в связи с чем ответ на вопрос 7 представляется в измененной редакции.
"Как указано в пункте 24 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861:
"В случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором (соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), сетевая организация обязана согласовать с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) представленную заявителем на согласование сетевой организации проектную документацию по выполнению технических условий, а также отступления от выданных заявителю технических условий".
Согласно подпункту 1 пункта 16 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161: "Оказываемая оператором сети связи услуга присоединения включает в себя: ... согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика".
Аналогично в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2006 N 760:
"Оказываемая оператором сети связи телерадиовещания услуга присоединения сетей связи телерадиовещания включает в себя: ... согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору сети связи телерадиовещания для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сети связи телерадиовещания и пропуска сигналов телерадиопрограмм".
В числе особенностей подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, предусмотрено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление с приложением, в том числе, ряда документов, таких как (пункт 90): ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта; топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями; информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта; баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод; сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений. Как видим, перечисленные материалы являются неотъемлемой частью проектной документации (см. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87).
В случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их организацией с последующей корректировкой технических условий (см., например, пункт 23 Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; пункт 19 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317; пункты 46 - 51 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 и др.)
Таким образом, действительно, рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации установлена необходимость согласования проектной документации в процессе проектирования и подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Это обстоятельство не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что "Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации".
8 Можно ли при необходимости пропускать в пояснительной записке подразделы, не относящиеся к конкретному проектируемому объекту (например, для общественных зданий, жилья), включать другие подразделы, наименование подразделов давать согласно содержащихся в них информации?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), законодательно установлен состав и содержание разделов проектной документации для объектов как производственного, так и непроизводственного назначения (пункт 2 Положения). При этом обязательность исполнения дополнительных требований Положения для какого-либо отдельного вида объектов указана в соответствующих подпунктах (например, для объектов производственного назначения); в остальных случаях выполнение требований Положения к текстовой и графической части разделов и подразделов проектной документации обязательно применительно ко всем объектам капитального строительства.
Поскольку требования Положения к очередности изложения текстовой части разделов проектной документации в виде обозначенных буквенно подпунктов установлены законодательно, представляется, что такой порядок следует соблюдать для всех видов зданий (в том числе для общественных и жилых зданий). Включение дополнительных разделов является оправданным, если это обусловлено для конкретных видов объектов капитального строительства документами технического регулирования (техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил) или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.
Ответ в актуализированной редакции
Поскольку существующий ответ на вопрос основан на действующих в настоящее время требованиях и нормах Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, пересмотр представленной редакции ответа не предусматривается.
9 При проектировании установки на опасных производственных объектах сертифицированного оборудования (прокатных станов, агрегатов покрытий, машин непрерывной разливки стали и др.), в которых размещаются измерительные устройства, содержащие закрытые радионуклидные источники, в чьи обязанности входит получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию по объектам, содержащим источники ионизирующего излучения?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Статьей 30 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в редакции статьи 9 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено:
"Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности".
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, подготовленное Роспотребнадзором в соответствии с СП 2.6.1.799-99 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Основные правила обеспечения радиационной безопасности", является одним из исходно-разрешительных документов, копия которого (оформляется в установленном порядке) прикладывается к Пояснительной записке (см. подпункт "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87).
Как указано в пункте 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации:
"По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: ...
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ".
Следовательно, получение упомянутого заключения Роспотребнадзора в порядке, установленном законодательством, является прямой обязанностью подрядчика, т.е. проектировщика, которую следует закреплять условиями договора подряда.
В случае приёмки заказчиком от проектировщика проектной документации без этого заключения, он может поручить получение данного заключения проектировщику или выполнить эту работу собственными силами.
Ответ в актуализированной редакции
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2010 N 124 СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)" признаны утратившими силу с момента введения СП 2.6.1.2612-10.
В этой связи ответ на вопрос 9 сформирован в измененной редакции.
"Статьей 30 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлено:
"Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности".
Согласно пункту 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)":
"Все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица".
Как указано в пункте 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
"Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц".
Исходя из изложенного представляется, что выдаваемое Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологическое заключение является в рассматриваемом случае необходимым документом, который следует отнести к исходно-разрешительным документам, прикладываемым в виде копии (оформляется в установленном порядке) к Пояснительной записке (см. подпункт "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87).
Как указано в пункте 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации:
"По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:...
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ".
Следовательно, получение упомянутого заключения Роспотребнадзора в порядке, установленном законодательством, является прямой обязанностью подрядчика, т.е. проектировщика, которую следует закреплять условиями договора подряда.
В случае приемки заказчиком от проектировщика проектной документации без этого заключения, он может поручить получение данного заключения проектировщику или выполнить эту работу собственными силами".
10 Разработанная субподрядной организацией проектная документация прошла проверку генерального подрядчика на соответствие выданному заданию на проектирование с соответствующим согласованием (штамп согласования на чертежах). Необходимо ли требуемое заказчиком согласование генеральным подрядчиком расчётов принятых технических решений?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, а также между генеральным подрядчиком и субподрядчиками регулируются гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации "Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком".
В случае если при приёмке работ заказчиком обнаружены недостатки, тогда согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации "заказчик, обнаруживший недостатки в работе при её приёмке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приёмку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении" (пункт 2); а "при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза" (пункт 5).
Как видим:
а) генеральный подрядчик несёт ответственность за качество работ, выполненных субподрядчиком;
б) согласование выполненных субподрядчиком расчётов может быть осуществлено в случае, если это согласование предусмотрено договором подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком;
в) решение спорных вопросов между заказчиком и генеральным подрядчиком должно осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации путём проведения экспертизы.
Ответ в актуализированной редакции
Существующий ответ на вопрос 10 основан на действующих статьях Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому пересмотр данного ответа не предусматривается.
11 Действует ли в связи с отменой СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" и вступлением в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, разработанное ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" в 2000 году "Пособие по охране окружающей среды"?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
В связи с тем, что установленные Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, состав и требования к содержанию разделов проектной документации в значительной степени повторяют положения СНиП 11-01-95, пособия, разработанные ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" к указанным строительным нормам и правилам, вполне могут быть использованы при разработке отдельных разделов проектной документации в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, "Пособие по охране окружающей среды" также может найти практическое применение при разработке раздела 8 проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды".
Ответ в актуализированной редакции
Поскольку существующий ответ на вопрос 11 не противоречит действующей в настоящее время законодательной и нормативной правовой базе, его пересмотр не предусматривается.
12 Допускается ли в проектной документации выполнять технологические планировки в масштабе 1:200?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
В соответствии с приказом Минрегиона России от 02.04.2009 N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации" до утверждения соответствующих национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов СПДС и ЕСКД в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как указано в пункте 4.3 национального стандарта ГОСТ Р 21.1001-2009 "СПДС. Общие положения" (вводится в действие с 1 марта 2010 года) "Установленные стандартами СПДС общие требования, правила и условные обозначения распространяются на: ... проектную документацию объектов производственного и непроизводственного назначения и линейных объектов".
В этой связи представляется возможным на основании пункта 4.2 ГОСТ 21.401-88 "Технология производства. Основные требования к рабочим чертежам" планы и разрезы чертежей расположения оборудования и трубопроводов в проектной документации представлять в масштабе 1:200.
Ответ в актуализированной редакции
Приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2288-ст ГОСТ Р 21.1001-2009 "Система проектной документации для строительства. Общие положения" отменен с 1 января 2015 г. Взамен введен в действие ГОСТ 21.001-2013 "Система проектной документации для строительства. Общие положения".
Кроме того, в последнем абзаце существующего ответа присутствуют неточности в обозначении стандарта и в ссылке на пункт 4.2.
В этой связи ответ на вопрос 12, начиная со второго абзаца, следует изложить в измененной редакции.
"Как указано в пункте 4.1 ГОСТ 21.001-2013 "Система проектной документации для строительства. Общие положения":
"Система проектной документации для строительства - комплекс взаимосвязанных межгосударственных и национальных стандартов, содержащих общие требования и правила по разработке, оформлению и обращению проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения".
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 ГОСТ 21.401-88 "Система проектной документации для строительства. Технология производства. Основные требования к рабочим чертежам":
"4.2. В состав чертежей расположения включают планы, разрезы, сечения, фрагменты планов и разрезов, узлы, достаточные для подготовки и производства монтажных работ.
4.3. Планы и разрезы чертежей расположения выполняют в масштабе 1:50, 1:100 или 1:200, фрагменты планов и разрезов - в масштабе 1:50, узлы - в масштабе 1:10, 1:25".
Исходя из изложенного представляется возможным планы и разрезы чертежей расположения оборудования и трубопроводов в проектной документации представлять в масштабе 1:200".
13 Какими документами следует руководствоваться при разработке проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Анализ законодательной и нормативно-технической базы в области проектирования объектов капитального строительства показывает, что единых правил подготовки проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов не существует.
В сложившихся условиях рекомендуется руководствоваться отдельными требованиями действующих нормативных технических документов, разработанных в отношении конкретных объектов, для которых консервация и ликвидация предусматривается по технологическим соображением, т.е. планируется при создании объекта, или должна осуществляться при невозможности по каким-либо причинам дальнейшей эксплуатации существующего объекта, установленными, например, в следующих документах:
"Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами", утв. постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.99 N 33 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.99, регистрационный N 1816);
РД 08-492-02 "Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования устьев стволов", утв. постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2002, регистрационный N 3759);
ПБ 08-624-03 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" (пункт 3.4.7), утв. постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 56 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2003, регистрационный N 4812);
ПБ 03-428-02 "Правила безопасности при строительстве подземных сооружений" (раздел 18), утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02.11.2001 N 49 (Согласно письму Минюста России от 24.12.2001 N 07/12467ЮД настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации);
РД 09-390-00 "Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов", утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 04.01.2000 N 64 и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Федерального горного и промышленного надзора России следует читать как "04.11.2000"
Ответ в актуализированной редакции
Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 постановление Ростехнадзора от 05.06.2003 N 56 "Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" (ПБ 08-624-03) признано не подлежащим применению по истечении шести месяцев после официального опубликования названного приказа. Согласно приказу Ростехнадзора от 12.01.2015 N 1 "О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101" Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД 08-492-02) не подлежит применению. Постановление Ростехнадзора от 04.11.2000 N 64 "Об утверждении "Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов" утверждено 04.11.2000, а не 04.01.2000.
Кроме того, вступил в действие ряд норм и правил в области промышленной безопасности, в которых нашли отражение вопросы проектирования консервации и ликвидации опасных производственных объектов; Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" внесены изменения, касающиеся, в том числе, консервации и ликвидации объектов, которые следует учитывать при проектировании. Вступили в силу Правила проведения консервации объекта капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, а также Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, в котором отражены требования к проектированию сетей газораспределения и газопотребления на этапе консервации и ликвидации; действуют иные нормативные документы, связанные в той или иной степени с проектированием консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
В следствии этого, ответ на вопрос 13 излагается в измененной редакции.
"Анализ законодательной и нормативно-технической базы в области проектирования объектов капитального строительства показывает, что единых правил подготовки проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов в настоящее время не существует.
В сложившихся условиях рекомендуется руководствоваться отдельными требованиями действующих нормативных правовых актов Российской федерации по проведению консервации объектов капитального строительства, а также нормативных технических документов, разработанных в отношении конкретных опасных производственных объектов, для которых консервация и ликвидация предусматривается по технологическим соображением, т.е. планируется при создании объекта, или должна осуществляться при невозможности по каким-либо причинам дальнейшей эксплуатации существующего объекта.
Так, следует учесть, что пунктами 7, 8 и 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 установлено:
"7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).
9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки".
В пунктах 82, 83 и 85 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, в частности, указано:
"82. Консервация сети газораспределения и сети газопотребления предусматривает осуществление мероприятий, обеспечивающих их промышленную и экологическую безопасность, материальную сохранность и предотвращение их разрушения, а также восстановление работоспособности сетей газораспределения и газопотребления после расконсервации.
83. На период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии объектов, входящих в состав сетей газораспределения и газопотребления.
...
85. В проектной документации на консервацию сети газораспределения и сети газопотребления должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность образования предельно допустимой взрывоопасной концентрации газовоздушной смеси".
Для учета специфики проектирования консервации и ликвидации отдельных опасных производственных объектов рекомендуется руководствоваться, например, следующими документами:
РД 07-291-99 "Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.99 N 33;
ПБ 03-428-02 "Правила безопасности при строительстве подземных сооружений" (раздел 18), утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02.11.2001 N 49;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утв. приказом Ростехнадзора от 15.07.2013 N 306;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утв. приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности подземных хранилищ газа", утв. приказом Ростехнадзора от 22.11.2013 N 561;
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утв. приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96;
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утв. приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218;
РД 07-225-98 Инструкция о порядке ликвидации и консервации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (см. пункт 5.24.11 СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003. Метрополитены");
РД 09-390-00 "Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов", утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 04.11.2000 N 64 и др.".
14 Допускается ли разработка рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся объектов в составе документации, выполненной для строительства под одной базовой серией, либо она должна выдаваться отдельным проектом под другой базовой серией?
Ответ, представленный в Сборнике 2010 года
Правила подготовки и оформления рабочей документации на консервацию опасного производственного объекта не установлены. В случае если заранее известно, что объект капитального строительства или его часть по каким-либо причинам подлежит консервации, то рабочая документация на консервацию может разрабатываться в составе рабочей документации на строительство объекта; в случае, когда необходимость консервации объекта возникает в процессе или при завершении его строительства, рабочая документация на консервацию выполняется в виде отдельного проекта.
Ответ в актуализированной редакции
В связи с необходимостью нормативного обоснования существующего ответа на вопрос 14 и учета действующих норм и требований в отношении порядка выполнения проектных работ по консервации и ликвидации объекта капитального строительства, в том числе введенных в действие Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, представляется целесообразным изложить ответ на данный вопрос в измененной редакции.
"Как показывает анализ законодательной и нормативной правовой базы, порядок консервации объекта капитального строительства имеет свои особенности.
Согласно части 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
"9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Порядок консервации объекта капитального строительства установлен Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил:
"На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов".
Как видим, для осуществления работ по консервации объекта требуется наличие готовой проектной документации.
Согласно пункту 8 Правил:
"После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком)".
В пункте 84 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, указано: "Консервация сети газораспределения и сети газопотребления производится на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке", а в пункте 86 данного Технического регламента определено: "Ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должна производиться в соответствии с проектной документацией на ликвидацию сетей газораспределения или газопотребления, утвержденной в установленном порядке".
Анализ нормативных технических документов, касающихся вопросов проектирования консервации и ликвидации объектов и разработанных в отношении конкретных опасных производственных объектов, показывает, что приведенные требования отличаются от требований, установленных Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
При этом в ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", основанном на нормах и требованиях Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, определены основные требования к проектной и рабочей документации для строительства объектов различного назначения, где понятие "строительство" включает в себя новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов капитального строительства, т.е. данный стандарт не распространяется на оформление проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию объектов.
Таким образом, представляется, что проектные работы по консервации и ликвидации объектов капитального строительства следует осуществлять с разработкой проектной документации раздельно на строительство, консервацию и на ликвидацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.