Межгосударственный авиационный комитет
Авиационные правила
Часть 33
"Нормы летной годности двигателей воздушных судов"
4-е издание, с поправками 1 - 3
(утв. Постановлением 36-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 15 марта 2018 г.)
Лист учета изменений
N п/п |
Обозначение изменения |
|
N п/п |
Обозначение изменения |
1 |
Поправка 33-1 введена 05.09.03
33.1 - изменен 33.3 - изменен 33.5 - заголовок, (a), (a)(2) - изменены 33.7(b)(1) - (b)(3), (b)(4)(i), (b)(6), (b)(7), (c)(1) - (c)(3), (c)(7), (c)(8), (с)(11), (с)(14) - изменены; (c)(1)(ix), (с)(1)(х), (1*), (2*), (3*) - введены; (с)(12) - изъят 33.8(a) - изменен
33.14 - изменен 33.15 - изменен 33.15А - введен 33.17(a), (b) - изменены; (b)(i), (b)(ii), (b)(iii), (b)(iv), (A), (B), (С) - изъяты; (a*), (b*), (c*), (d*), (e*) - введены 33.19(a) - изменен, (А)-(Е) - изъяты, (a)(1*) - (a)(5*) - введены 33.23 - заголовок изменен 33.25 - изменен 33.27(c) - изменен; (а*), (b*), (с*) - введены 33.28 - введен 33.29(a) - изменен; (с) - введен
Д33.С.1 - изъят 33.31А - введен 33.33 - изменен 33.35(c) - изменен 33.39(a) - изменен Д33.С.2 - изъят 33.39А - введен
33.42 - изменен 33.42А - введен 33.49(a), (b)(7), (c)(5), последний абзац (с), (е) вводный текст, (e)(1)(iii) - изменены 33.51 - изменен 33.53 - изменен
Дополнение D33.ОЛВС - заголовок, D33.ОЛВС.3 - изменены
33.61 - изменен 33.62 - изменен |
|
33.63 - изменен 33.66(а*) - введен 33.67 заголовок, (b)(2), (b)(4), (b)(5) - изменены; (d) - введен; (А), (В) - изъяты 33.67А - введен 33.67В - введен 33.68 - изменен 33.71(a), (b)(1), (b)(2), (b)(3), (c)(5) - изменены 33.74 - введен 33.75 - изменен; (А) - изъят 33.76 - введен 33.77 - заголовок и текст изменены 33.78 - введен
33.82 - изменен 33.82А - введен 33.83 - изменен 33.87(a)(6), (a)(7), (a)(8), заголовок (b)(1), заголовок (b)(2), (b)(5), (b)(6), (с), (c)(1), (c)(4)-(c)(6), (d), (d)(1), (d)(2)(i), (d)(5)-(d)(7), (e)(1) - изменены; (f) - введен; (А) - изъят 33.88 - изменен; (а), (b), (с), (d) - введены 33.89(a)(3) - изменен 33.92 - заголовок и текст изменены 33.93 - изменен 33.95(a)(1), (a)(2) - изменены; (А), (В) изъяты; (а*), (b*) - введены 33.96 - заголовок, вводный текст, (а) - изменены 33.97(a) - изменен
А.33.1 (b) - изменен А.33.3 вводный текст, (a)(4) - изменены А.33.4 - изменен
Приложение В - введено
Дополнение D33.1 - изменено
Дополнение D33.2 Дополнение D33.2 - изменено
Дополнение D33.3 Дополнение D33.3 - введено |
|
2 |
Поправка 33-2 введена 17.02.12
33.1(b) - изменен 33.4 - изменен 33.5(a)(4) - (a)(6) - введены; (а)(1*) - (а)(3*) - введены; (b)(4), (b)(5), (с) - введены 33.7(a), (b)(1)(i), (b)(1)(ii), (b)(7), (c)(1), (с)(1)(i) - (с)(1)(ix), (с)(8), (с)(16) - изменены; (с)(17), (с)(18) - введены; (с)(3*) - изменен; (d) - введен 33.8(b) - изменен
Раздел В - заголовок изменен 33.14 - изменен Примечание - изъято; 33.15А(1)(а), (1)(b) - введены; (2), (4) - изменены; (5), (6) введены 33.17(а) - (е) - изменены; (е)(1*), (e)(2*), (f), (g) - введены; (а*), (b*) - изменена нумерация; (d*), (е*), (1*) - (3*) - изъяты 33.17А - введен 33.19(a), (2*) - изменены; (2*)(i*), (2*)(ii*) - введены: (3*) - (5*) - изменены; (5*)(i*) - (iii*), (6*) - введены: (b) - изменен 33.21 - изменен 33.23(b), (b)(1), (b)(2), (1*) - изменены; (а*) - введен 33.25 - изменен; 33.25(1*) - введена нумерация; (2*), (2*)(i*), (2*)(ii*) - введены: (3*) - (5*) - введена нумерация; (6*) - введен 33.27(a), (b), (c)(2)(i) - (c)(2)(iv) - изменены; (1*), (2*) - изменены, изменена нумерация; (c)(2)(vi) - изменен 33.28 - заголовок и текст изменены 33.29(c), (с)(1) - (с)(3) - изменены; (c)(4), (d) - (h) - введены; (h)(1) - (h)(3) - введены 33.30 - введен 33.30А - введен
33.33 - изменен 33.34 - введен 33.37(а*) - введена нумерация; (b*) - введен 33.37А - введен 33.39(a) - (с) - изменены; (а*), (b*) - введены 33.39А - изменен; (a) - (d) - изменены 33.39В - введен
33.42 - изменен; (a*) - (d*) - введены |
|
33.47 - изменен, изменен заголовок; 33.49 - изменен заголовок; (а) - изменен; (а)(1*) - (а)(4*) - введены; (a)(4*)(i*) - (a)(4*)(iii*) - введены; (5*) - введена нумерация; (6*) - введен; (b) - изменен; (b)(3) - (b)(6) - изменены; (c) изменен; (с)(1) - (с)(3), (c)(5) - (c)(8), (с)(10) - изменены; (d) - изменен; (d)(2) - (d)(6) - изменены; (е) - изменен; (e)(1)(i) - (e)(1)(iii) - изменены; (e)(2)(i) - (e)(1)(vi) - изменены 33.51 - изменен, изменен заголовок; 33.51А - введен 33.51В - введен 33.51С - введен 33.51D - введен 33.51Е - введен 33.51F - введен 33.51G - введен 33.51Н - введен 33.53 - изменен 33.55 - изменен 33.57(a) - изменен
D33.ОЛВС.3 - изменен заголовок;
33.62 - изменен 33.64 - введен 33.64А - введен 33.64В - введен 33.67(a) - изменен; (b)(6)(1*), (b)(6)(1*)(i) - (b)(6)(1*)(ii) - введены; (d) - изменен 33.67А - изъят 33.67А - изменена нумерация; (с*) - введен 33.67В - введен 33.68(а)(1*) - (а)(5*) - изменена нумерация; (а*) - введен 33.69(a*) - (d*) - введены 33.70 - введен 33.71(a), (c)(4), (с)(9) - изменены 33.73(а*), (а*)(1*) - (а*)(2*)(b*), (b*)(1*) - (b*)(3*) - введены 33.74 - заголовок и текст изменены 33.75 - изменен 33.76(a), (а)(1) - (а)(3), (a)(6), (b), (b)(3), Таблица 1, (с), (c)(2), (c)(5) - изменены; (c)(6)(ix) - изменен, введена нумерация; (c)(8)(vi) - изменен, введена нумерация; Таблица 2, Таблица 3 - изменены; (d) - введен; Таблица 4 - введена |
|
|
33.82 - изменен; (а*)-(f*) - введены 33.83 - изменен заголовок; (b) - изменен 33.84 - введен 33.87 - изменен заголовок; (а), (а)(1) - (а)(6) - изменены; (a)(6)(i) - (a)(6)(iii) - введены; (a)(7), (a)(8), (b), (b)(1) - (b)(4), (b)(6), (с), (с)(1) - (с)(3) - изменены; (c)(4) - введен; (c)(5) - изменен, изменена нумерация; (c)(6) - изменена нумерация; (c)(7) - изменен, изменена нумерация; (d), (d)(1) - (d)(7), (e), (e)(1), (e)(2), (f), (f)(1) - (f)(8) - изменены 33.88(a) - изменен; (b) - изменен, изменена нумерация; (c) - изменена нумерация 33.89 изменен заголовок; 33.90 - заголовок и текст изменены 33.91(c) - изменен 33.92 - изменен; (b), (с) - изменены 33.93(a), (a)(2), (b), (с) - изменены 33.94(a), (a)(1), (a)(2) - изменены; (а*) - введен 33.95 - изменен, изменен заголовок 33.96(d) - изменен 33.97(a) - изменен 33.99(a) - изменен
А.33.4 - заголовок и текст изменены
Примечание к рис. В1 - изменено
D33.1.1 - D33.1.3, D33.1.6 - D33.1.7, D33.1.13 - D33.1.16, D33.1.19, D33.1.25 - D33.1.27, D33.1.29, D33.1.32, D33.1.34, D33.1.36 - изменены; D33.1.41 - D33.1.52 - введены
Дополнение D33.2 Дополнение D33.2 - изменен заголовок; D33.2.1, D33.2.1(1) - D33.2.1(3) - изменены; Примечания - введены; D33.2.2, D33.2.3 - изменены; D33.2.4 - введен
Дополнение D33.3 D33.3(2), (5) - изменены |
|
3 |
Поправка 33-3 введена 15.03.18
33.5(a)(4) и (a)(6) - изменены 33.7(b)(1), (2), (7); (с)(1), (2), (8) и (d) - изменены; (b)(1*) - введен 33.8(b) - изменен
33.11 - изменен 33.14 - изменен 33.15(b) - изменен 33.15А(b) - изменен 33.17 - изменен 33.19(a) - изменен 33.21 - изменен 33.23(b)(1*) и (а*) - изъяты 33.25 - изменен 33.27 - изменен 33.28(b)(1)(ii), (g), (i)(1*) - изменены; (h)(1*) - введен
33.37А(а) - изменен 33.39А Заголовок - изменен
33.42А(b) - изменен 33.45(a) - изменен 33.49(b)(2), (c)(5), (e)(2)(vi) - изменены 33.51А(b) переобозначен как (b)(1), (b)(2), (3), (4) - введены 33.51В(а) - изменен 33.51D - изменен 33.51Е - изменен 33.51F(a) - изменен 33.53 - изменен 33.55(b) - изменен 33.57(a) - изменен
33.64(a)(1) и (a)(2)(i) - изменены 33.64В Заголовок и текст - изменены 33.65 - изменен 33.67А Пункты (а*), (b*) и (с*) переобозначены как (а), (b) и (с), (с) - изменен 33.68 Заголовок и (а) - изменены, (b) и (а*) переобозначены как (d) и (е); (b) и (с) - введены 33.69 - изменен 33.70 Вводный текст - изменен 33.71(c)(4) - изменен 33.74 - изменен 33.75(a)(3), (c), (d), (g)(2)(ii) - изменены |
|
33.76(a), (b)(3), (с), (d)(2), (4)(i), (5), (7) - изменены 33.77 - изменен 33.78(a)(1), (b), (d) - изменен
33.82(d*) - изменен 33.83 - изменен 33.84(a)(1), (b)(2) - изменены 33.87(a)(5), (6)(ii), (iii), (7), (c)(1), (d)(1), (е), (f) вводный текст, (f)(4) - изменены; (b)(1*) и (b)(2*) - введены 33.88 Заголовок, (а) и (b) - изменены 33.89 (a)(3) - изменен 33.90 Вводный текст - изменен, 33.91 Заголовок, (а), (b) - изменены 33.93 (a)(1), (b), (с) - изменены 33.94 (а), (b) вводный текст, (b)(2) - изменены 33.95 (а*) - изменен 33.96 Вводный текст и (b) - изменены 33.99 (а) - изменен
Раздел G - введен 33.201 - введен 33.203 - введен
А.33.1. (с) - изменен А.33.3. (a)(4) - (6), (8); (b)(3), (4) - изменены, (с) - введен А.33.4. Заголовок и (а) - изменены
Приложение С - введено
Приложение D - введено
D33.1.5 - изменен; D33.1.54., D33.1.55., D33.1.56., - введены
ДОПОЛНЕНИЕ D33.2 Дополнение D33.2 - изъято
ДОПОЛНЕНИЕ D33.3 Дополнение D33.3 - изъято |
|
|
|
Введение
Настоящее 4-е издание Части 33 Авиационных правил "Нормы летной годности двигателей воздушных судов" (АП-33) включает в себя поправки 33-1 - 33-3 к изданию АП-33 1994 года.
Настоящая Часть 33 Авиационных правил "Нормы летной годности двигателей воздушных судов", включающая поправки 33-1 - 33-3 к изданию АП-33 1994 года, утверждена Постановлением 36-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 15.03.2018 г.
АП-33 с поправками 33-1 - 33-3 гармонизированы с соответствующими разделами и приложениями Норм летной годности США 14 CFR Part 33 с поправками по 33-34 включительно и с требованиями Европейских норм летной годности CS-E с поправками по Е-4 включительно.
Перечень введенных изменений приведен в Листе учета изменений. Индексация изменений содержит: номер параграфа, номер пункта (подпунктов) и характер изменения (введен, изъят, изменен). Например: 33.28(b)(1) и (2) - введены.
4-е издание АП-33 состоит из разделов А, В, С, D, E, F, G, Приложений А, В, С и D, Дополнений D33.ОЛВС, D33.1.
Дополнения D33.ОЛВС, D33.1 имеют отдельную нумерацию.
D33.ОЛВС содержит требования к проектированию и конструкции, комплекс испытаний и требования к двигателям для очень легких самолетов;
D33.1 содержит определения основных терминов, используемых в АП-33;
В настоящем издании при введении дополнительных относительно 14 CFR Part 33 параграфов в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С...), дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (а*, b*, с*...), а дополнительные подпункты - арабскими цифрами и символами i, ii, iii... со звездочками (1*, 2*, 3*...; i*, ii*, iii*...; i**, ii**).
Дополнение D33.ОЛВС - Двигатели для очень легких воздушных судов (ОЛВС).
Проектирование и Конструкция. Комплекс испытаний
D33.ОЛВС.1. Применимость
В данном Дополнении изложены требования к проектированию, конструкции и комплексу испытаний поршневых двигателей с искровым зажиганием и зажиганием от сжатия, устанавливаемых на очень легких воздушных судах.
D33.ОЛВС.2. Общие положения
Двигатели указанного типа должны удовлетворять применимым требованиям, изложенным в 33.4; 33.5; 33.7(a), (b); 33.8; 33.15; 33.17(a), (b), (с), (е), (a*); 33.19(a); 33.21; 33.23; 33.33; 33.35; 33.39; 33.39А; 33.43(a), (с); 33.45; 33.47; 33.51; 33.53; 33.55; 33.57 данной Части.
D33.ОЛВС.3. Длительное испытание
(a) Двигатель для очень легких воздушных судов должен подвергаться длительному испытанию (с представительным воздушным винтом) общей продолжительностью 50 ч, состоящему из 2-часовых этапов, содержание которых предписано в п. (b) данного параграфа, с учетом изложенных в 33.49(a) методических указаний.
(b) Каждый этап должен проводиться следующим образом:
Последовательность |
Продолжительность, мин |
Режимы работы |
1 |
5 |
Запуск, малый газ |
2 |
5 |
Установленная взлётная мощность |
3 |
5 |
Малый газ (охлаждение) |
4 |
5 |
Установленная взлётная мощность |
5 |
5 |
Малый газ (охлаждение) |
6 |
5 |
Установленная взлётная мощность |
7 |
5 |
Малый газ (охлаждение) |
8 |
15 |
75% установленной максимальной продолжительной мощности |
9 |
5 |
Малый газ (охлаждение) |
10 |
60 |
Установленная максимальная продолжительная мощность |
11 |
5 |
Малый газ (охлаждение) |
|
|
Останов |
Всего: |
120 |
|
Примечание: К категории ОЛВС относятся самолеты с одним поршневым двигателем, с количеством людей на борту - не более двух, взлетной массой - не более 750 кг и скоростью сваливания - не более 85 км/ч.
Дополнение D33.1 - Определения основных терминов, используемых в АП-33
D33.1.1. [Зарезервирован]
D33.1.2. [Зарезервирован]
D33.1.3. Основные детали авиационного газотурбинного двигателя - детали, разрушение которых или последствия этого разрушения могут привести к опасным, связанным с двигателем, последствиям согласно 33.75.
D33.1.4. Ожидаемые условия эксплуатации (ОУЭ) двигателя - условия, включающие в себя параметры (режимы) полета, параметры состояния и факторы воздействия на двигатель внешней среды и эксплуатационные факторы.
D33.1.5. Компоненты двигателя:
- составные части систем двигателя, входящие в его типовую конструкцию, устанавливаемые на нем и/или на воздушном судне: агрегаты, оборудование (включая соединительное) и другие комплектующие (готовые) изделия.
D33.1.6. Установившийся режим - режим работы двигателя при неизменном положении РУД, при котором его параметры не изменяются во времени при неизменных значениях давления и температуры атмосферного воздуха на входе или изменения не выходят за пределы допусков, указанных в технической Документации.
D33.1.7. Одобренная - подтвержденная на соответствие требованиям АП-33 и одобренная в результате сертификации величина параметра, характеристика, конструкция, версия программного обеспечения (ПО) и др.
D33.1.8. Установленные - одобренные и указанные в Карте данных Сертификата типа двигателя, применительно к определенным условиям на входе в двигатель, величины тяги, мощности и других характеристик двигателя.
D33.1.9. Установленная максимальная продолжительная мощность - применительно к поршневым, турбовинтовым и турбовальным двигателям - одобренная тормозная мощность, развиваемая на земле (в статических условиях) или в полете на определенной высоте при стандартных атмосферных условиях и утвержденная для использования в течение неограниченных периодов времени в пределах ограничений, указанных в 33.7.
D33.1.10. Установленная максимальная продолжительная тяга - применительно к турбореактивным двигателям - одобренная тяга, развиваемая на земле (в статических условиях) или в полете на определенной высоте при стандартных атмосферных условиях, без впрыска жидкости и без сжигания топлива в отдельной камере сгорания и утвержденная для использования в течение неограниченных периодов времени в пределах ограничений, указанных в 33.7.
D33.1.11. Установленная взлетная мощность - применительно к поршневым, турбовинтовым и турбовальным двигателям - одобренная тормозная мощность, развиваемая на земле (в статических условиях) при стандартных атмосферных условиях на уровне моря и утвержденная для взлета с ограничением периода непрерывного использования не более 5 мин в пределах ограничений, указанных в 33.7.
D33.1.12. Установленная взлетная тяга - применительно к турбореактивному двигателю - одобренная тяга, развиваемая на земле (в статических условиях) при стандартных атмосферных условиях на уровне моря, без впрыска жидкости и без сжигания топлива в отдельной камере сгорания и утвержденная для осуществления взлета с ограничением периода непрерывного использования не более 5 мин в пределах ограничений, указанных в 33.7.
D33.1.13. Установленная 30-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным газотурбинным двигателям (ГТД) - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных согласно 33.7, и утвержденная для одноразового непрерывного использования в течение не более 30 мин после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.
D33.1.14. Установленная 2,5-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных согласно параграфу 33.7, и утвержденная для периодов непрерывного использования в течение не более 2,5 мин после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.
D33.1.15. Установленная 2-минутная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, установленных двигателю, для продолжения одного полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета, с использованием в одном полете до трех периодов продолжительностью не более 2 мин каждый, и с последующим обязательным контролем двигателя и проведением предписанных работ по техническому обслуживанию.
D33.1.16. Установленная 30-секундная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений установленных двигателю, для продолжения одного полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета, с использованием в одном полете до трех периодов продолжительностью не более 30 с каждый и с последующим обязательным контролем двигателя и проведением предписанных работ по техническому обслуживанию.
D33.1.17. Переменный процесс - процесс изменения по времени параметров двигателя между двумя установившимися режимами (запуск, полная и частичная приемистость, дросселирование, останов).
D33.1.18. Дросселирование - переменный процесс снижения тяги (мощности) двигателя вследствие уменьшения расхода топлива при перемещении рычага управления двигателем (РУД).
D33.1.19. Приемистость - переменный процесс повышения тяги (мощности) двигателя вследствие увеличения расхода топлива при быстром перемещении РУД.
D33.1.20. Реверсивная тяга двигателя - обратная тяга, направленная противоположно полету и развиваемая двигателем при включенном реверсивном устройстве.
D33.1.21. Земной малый газ (ЗМГ) - минимальный по тяге (мощности) или частоте вращения ротора (коленчатого вала) установившийся режим работы двигателя на земле, поддерживаемый его системой управления.
D33.1.22. Полетный малый газ (ПМГ) - установившийся режим работы двигателя при минимально допустимой частоте вращения ротора двигателя, обеспечивающей требуемую приемистость и величину тяги при заходе на посадку.
D33.1.23. Нормальный запуск (запуск) - переменный процесс раскрутки ротора или коленчатого вала двигателя от неподвижного состояния (или режима авторотации) до достижения частоты вращения режима земного (или полетного) малого газа при обеспечении времени запуска и других параметров в пределах, установленных технической Документацией.
D33.1.24. Ложный запуск - раскрутка ротора двигателя пусковым устройством с подачей топлива в камеру сгорания при выключенной системе зажигания.
D33.1.25. Установленная продолжительная мощность при одном неработающем двигателе - применительно к вертолетным ГТД - одобренная тормозная мощность, развиваемая в статических условиях на определенных высотах и при определенных температурах атмосферного воздуха в пределах эксплуатационных ограничений установленных двигателю, и ограниченная по использованию временем, требуемым для завершения полета после отказа или выключения одного двигателя многодвигательного вертолета.
D33.1.26. Максимально допустимая частота вращения - наибольшая физическая частота каждого ротора, которая не может быть превышена в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.
D33.1.27. Температура газа перед турбиной - среднемассовая температура заторможенного потока газа в горле соплового аппарата I ступени турбины на установившихся режимах (в дальнейшем - температура газа).
D33.1.28. [Зарезервирован]
D33.1.29. Максимально допустимая температура газа - наибольшая температура газа, которая не может быть превышена в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.
D33.1.30. Максимально допустимый крутящий момент - применительно только к двигателям со свободной турбиной - наибольший крутящий момент, который не может быть превышен в эксплуатации на любом применяемом режиме, включая переменные процессы.
D33.1.31. Давление на входе - полное давление в соответствующей точке системы всасывания поршневого двигателя.
D33.1.32. Ресурс - максимально допустимая наработка основной детали двигателя от начала эксплуатации до снятия с эксплуатации.
D33.1.33. [Зарезервирован]
D33.1.34. [Зарезервирован]
D33.1.35. Типовой полетный цикл (ТПЦ) двигателя - указанное в ОУЭ изменение по времени давления и температуры воздуха на входе в двигатель и основных параметров двигателя, характеризующих режимы его работы при выполнении типового полета воздушного судна, включая наземную наработку, отнесенную к одному типовому полету.
Примечания:
1. Двигатель может иметь несколько различных ТПЦ.
2. ТПЦ включает в себя установившиеся режимы и переменные процессы двигателя, от запуска на земле перед по летом, в течение всего полета и до выключения после посадки и руления. В наземной наработке учитываются все режимы и переменные процессы, используемые при проведении работ по техническому обслуживанию.
3. Режимы работы двигателя задаются с указанием ожидаемых внешних условий (профиль типового полета по высоте, отклонения от стандартной атмосферы).
D33.1.36. Максимально допустимая эксплуатационная нагрузка - максимальная нагрузка, которая возможна при эксплуатации узла в течение расчетного ресурса и срока службы.
D33.1.37. Предельная нагрузка - нагрузка, полученная умножением максимальной эксплуатационной нагрузки (за исключением нагрузок, вызванных тепловыми эффектами) на коэффициент безопасности.
D33.1.38. Работоспособность - состояние двигателя, при котором он способен выполнять заданные функции, имея параметры, установленные требованиями технической документации.
D33.1.39. Огненепроницаемый материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать, как сталь или лучше, пламя с температурой (1100+80) °С как минимум в течение 15 мин при выполнении своих функций.
D33.1.40. Огнестойкий материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать пламя с температурой (1100+80) °С как минимум в течение 5 мин при выполнении своих функций.
D33.1.41. Допустимость повреждения - элемент процесса управления ресурсом, который признает потенциальное существование дефектов детали, связанных со свойствами структуры материала, обработкой материала, конструкцией детали, изготовлением или применением, и учитывает наличие дефектов при проектировании, рассматривая сопротивление распространению трещин, методы механики разрушения, контроль технологических процессов и неразрушающие методы контроля.
D33.1.42. Инженерно-технический план - перечень допущений, технических данных и действий, требуемых для установления и поддержания ресурсных возможностей основных деталей двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах. Инженерно-технический план разрабатывается и выполняется как часть деятельности, проводимой до и после сертификации.
D33.1.43. План изготовления - перечень ограничивающих условий конкретных технологических процессов изготовления детали, которые должны быть включены в Документацию по изготовлению (чертежи, процедуры, спецификации и так далее) основной детали, ресурс которой устанавливается в циклах, для обеспечения того, чтобы она удовлетворяла цели проектирования, установленные в Инженерно-техническом плане.
D33.1.44. План управления обслуживанием - перечень технологических процессов технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации для обеспечения того, чтобы основная деталь двигателя, ресурс которой устанавливается в циклах, удовлетворяла цели проектирования, установленные в Инженерно-техническом плане.
D33.1.45. Модуль - это группа входящих в состав двигателя узлов (сборочных единиц) и деталей, конструктивно-технологическое исполнение которой обеспечивает возможность замены модуля в условиях эксплуатации на любом двигателе одной модификации и серии без проведения подгонки, балансировки и испытаний двигателя на стенде.
D33.1.46. Превышение частоты вращения вала ротора или превышение крутящего момента на выходном валу, или превышение температуры газа при переменном процессе - временный заброс частоты вращения вала ротора, крутящего момента на выходном валу или температуры газа, который следует за быстрой приемистостью от режима малого газа до тяги или мощности в заявленных условиях.
D33.1.47. Нормальное рабочее давление - максимальное избыточное давление, определяемое как наиболее вероятное при эксплуатации во всех полетах, включая колебания (пульсации) давления при нормальной работе клапанов, кранов, дроссельных отверстий и др.
D33.1.48. Максимальное рабочее давление - максимальное избыточное давление, которое может иметь место в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации (например, скорость и высота полета, температура окружающего воздуха, частота вращения, использование режимов при одном неработающем двигателе), включая значительные колебания (пульсации) давления при нормальной работе клапанов, кранов, дроссельных отверстий и др.
D33.1.49. Максимально возможное рабочее давление - максимальное избыточное давление, которое может иметь место в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации (например, скорость и высота полета, температура окружающего воздуха, частота вращения, использование режимов при одном неработающем двигателе) в сочетании с отказом детали двигателя или системы управления, или комбинациями отказов с вероятностью большей, чем крайне маловероятная. Должны учитываться любые колебания давления в результате нормального или аварийного использования клапанов, кранов и др., когда это может создать значительные пульсации давления.
D33.1.50. Статорные детали, подвергаемые значительным нагрузкам от давления газа или жидкости - статорные детали, на которые воздействуют нагрузки от высокого давления, или детали, на конструкцию которых воздействуют нагрузки давления от содержащихся в них газа или жидкости. Примерами таких деталей являются корпуса компрессора, камеры сгорания и турбины, теплообменники, электромагнитные клапаны отбора воздуха, пусковые двигатели или компоненты топливной, масляной и гидравлической систем. Особое внимание должно уделяться любой крышке заливной горловины.
D33.1.51. Небезопасное (опасное) условие - условие, которое если не исправлено, с достаточным основанием может привести к одному (или более) серьезному ранению.
D33.1.52. Неуправляемый пожар - пожар, который не может быть прекращен с помощью выключения двигателя или с помощью бортовых систем пожаротушения.
D33.1.53. Максимальное превышение крутящего момента - применительно только к двигателям со свободной турбиной - максимальный крутящий момент для всех режимов работы двигателя (за исключением режимов при одном неработающем двигателе продолжительностью 2 мин и менее), непреднамеренное использование которого в течение периодов времени до 20 с не требует снятия двигателя с эксплуатации или проведения технического обслуживания (отличного от устранения причины).
D33.1.54. ETOPS (Полеты расширенной дальности для двухдвигательных самолетов) - полеты двухдвигательных самолетов, одобренных Компетентным органом (одобрение ETOPS) на выполнение полетов за пределами пороговой дистанции от аэродрома требуемого уровня, определенной в соответствии с эксплуатационными требованиями.
D33.1.55. Ранний ETOPS - одобрение типовой конструкции ETOPS, полученное без достижения опыта эксплуатации без ETOPS комбинацией самолет - двигатель, претендующей на сертификацию по ETOPS.
D33.1.56. Компетентный орган - авиационная администрация, назначенная государством-участником межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденного 30.12.91 (Минск), или Авиационный регистр МАК, в соответствии с делегированными ему функциями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиационные правила МАК. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов (АП-33) 1994 г.
Текст правил опубликован не был
4-е издание, с поправками 1 - 3, утв. Постановлением 36-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 15 марта 2018 г.
19 января 2023 г. вышло 5-е издание с поправками 1 - 4
Текст Правил приводится без учета изменений