Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел А - Общие положения
33.1. Применимость
(a) Настоящая Часть АП-33 предписывает стандартные требования к летной годности для выдачи Сертификатов типа авиационных двигателей и Одобрений главных изменений к этим Сертификатам, а также Дополнительных Сертификатов типа.
Указанные в АП-33 требования распространяются на газотурбинные и поршневые маршевые двигатели: дозвуковых самолетов и винтокрылых аппаратов транспортной категории; легких самолетов и винтокрылых аппаратов нормальной категории, а также очень легких воздушных судов (ОЛВС) гражданского назначения.
В Дополнении D33.1 дано определение основных терминов, используемых в АП-33.
(b) Юридическое лицо (далее по тексту - Заявитель), которое в соответствии с Частью 21 Авиационных правил (АП-21) обращается за получением Сертификата типа на авиационный двигатель или Одобрения главного изменения к нему или Дополнительного Сертификата типа, должно показать соответствие двигателя применимым требованиям АП-33 и действующим требованиям к эмиссии загрязняющих веществ от двигателя.
33.3. Общие положения
Заявитель должен показать, что рассматриваемый двигатель удовлетворяет в ожидаемых условиях эксплуатации применимым требованиям данной Части.
33.4. Документация по поддержанию летной годности
Заявитель должен подготовить приемлемую для Компетентного органа Документацию по поддержанию летной годности в соответствии с Приложением А к данной Части. Документация может быть неполной при сертификации типа двигателя, если имеется программа, гарантирующая ее доработку до первой поставки воздушного судна с установленным двигателем или до оформления Сертификата летной годности воздушного судна с установленным двигателем (в зависимости от того, какое из этих событий произойдет позже).
При необходимости Документация должна обновляться путем изменения существующих Руководств или разделов.
33.5. Документация по установке и эксплуатации двигателя
Заявитель должен подготовить и представить Компетентному органу (до выдачи Сертификата типа) и Разработчику воздушного судна (к моменту поставки двигателя) одобренную Документацию по установке и эксплуатации двигателя. Документация должна включать в себя, по крайней мере, следующее:
(а) Руководство по установке или раздел Руководства по эксплуатации:
(1) Расположение узлов крепления двигателя, способ его крепления к воздушному судну, максимально допустимую нагрузку на узлы крепления и связанную с ними конструкцию.
(2) Расположение и описание узлов соединений двигателя с агрегатами, трубопроводами, электропроводами, кабелями, каналами и капотами, а также максимально допустимые нагрузки на узлы соединений двигателя с агрегатами и системами воздушного судна.
(3) Габаритный/контурный чертеж двигателя, включая габаритные размеры.
(4) Определение физических и функциональных взаимодействий с воздушным судном и оборудованием воздушного судна, включая воздушный винт, когда применяется.
(5) Когда работа двигателя зависит от компонентов, которые не являются частью типовой конструкции двигателя, то условия взаимодействия и требования к надежности тех компонентов, на которых основывается сертификация типа двигателя, должны быть указаны непосредственно в Руководстве по установке двигателя или с помощью ссылки на соответствующий раздел Руководства по эксплуатации.
(6) Перечень приборов, необходимых для управления двигателем, включая общие ограничения точности и переходные характеристики приборов, которые должны быть указаны таким образом, чтобы можно было оценить исправность этих приборов в установленном положении.
(1*) Должны быть указаны сделанные допущения при анализе безопасности, как предписано в 33.75(d), относительно надежности предохранительных механизмов, аппаратуры, приборов раннего предупреждения и сходного оборудования, проверок при техническом обслуживании или процедур, которые находятся за пределами контроля Заявителя.
(2*) Должны быть предоставлены данные по характеристикам двигателя вместе с данными о приемке двигателя и эксплуатационными ограничениями для определения сертификационных, эксплуатационных и прочностных характеристик воздушного судна. Эти данные должны включать мощность/тягу "наихудшего" и "наилучшего" двигателя и должны включать способы определения влияния на характеристики двигателя таких факторов, как изменение отборов воздуха и мощности, скорости полета, давления, температуры и влажности окружающей среды.
(3*) Для вертолетных двигателей, имеющих один или более режимов при одном неработающем двигателе, Заявитель должен предоставить данные по параметрам и изменению характеристик двигателя, чтобы дать возможность Разработчику воздушного судна разработать методы реализации располагаемой на воздушном судне мощности при одном неработающем двигателе.
(b) Руководство по эксплуатации:
(1) Эксплуатационные ограничения, установленные Компетентным органом.
(2) Режимы работы по мощности или тяге и методики приведения к стандартным атмосферным условиям.
(3) Рекомендованные процедуры при нормальных и предельных условиях окружающей среды для:
(i) запуска;
(ii) работы на земле; и
(iii) работы в полете.
(4) [Зарезервирован]
(5) Описание основных и всех резервных режимов работы системы управления двигателя, а также любой дублирующей системы, вместе с соответствующими ограничениями, и ее взаимодействия с системами воздушного судна, включая воздушный винт в случае его применения.
(с) [Зарезервирован]
33.7. Режимы работы двигателя и эксплуатационные ограничения
(a) Режимы работы и эксплуатационные ограничения устанавливаются Компетентным органом и отражаются в Карте данных Сертификата типа двигателя в соответствии с АП-21, включая режимы и ограничения, основанные на условиях эксплуатации и сведениях, указанных в данном параграфе, и любой другой информации, которая признана необходимой для безопасной эксплуатации двигателя.
Режимы двигателя по мощности и/или тяге должны устанавливаться при стандартных атмосферных условиях, без какого-либо отбора воздуха для обслуживания воздушного судна, и только с теми установленными агрегатами, которые являются неотъемлемыми для функционирования двигателя, включая систему управления, если другое не заявлено в Карте данных Сертификата типа двигателя.
(b) Для поршневых двигателей режимы и эксплуатационные ограничения устанавливаются применительно к следующему:
(1) Мощности или крутящему моменту, частоте вращения, давлению в подводящем коллекторе и продолжительности работы на критической по давлению высоте и на высоте, соответствующей по давлению стандартной атмосфере на уровне моря, для:
(i) установленной максимальной продолжительной мощности (при работе без наддува или работе на каждом режиме наддува, когда применяется); и
(ii) установленной взлетной мощности (при работе без наддува или работе на каждом режиме наддува, когда применяется).
(2) Маркам топлив и спецификациям, включая присадки, когда применяются.
(3) Маркам масла и спецификациям.
(4) Температуре:
(i) цилиндра или охлаждающей жидкости;
(ii) масла на входе в двигатель; и
(iii) газа на входе в колесо турбины турбонагнетателя.
(5) Давлению:
(i) топлива на входе; и
(ii) масла в главной магистрали.
(6) Крутящему моменту привода агрегатов и моменту, обусловленному консольным креплением агрегатов.
(7) Ресурсу компонента.
(8) Частоте вращения колеса турбины турбонагнетателя.
(1*) Маркам охлаждающей жидкости и спецификациям.
(с) Для газотурбинных двигателей режимы и эксплуатационные ограничения устанавливаются применительно к следующему:
(1) Мощности, крутящему моменту или тяге, частоте вращения, температуре газа, продолжительности непрерывной работы для:
(i) установленной максимальной продолжительной мощности или тяги (форсированной);
(ii) установленной максимальной продолжительной мощности или тяги (нефорсированной);
(iii) установленной взлетной мощности или тяги (форсированной);
(iv) установленной взлетной мощности или тяги (нефорсированной);
(v) установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе;
(vi) установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе;
(vii) установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе;
(viii) установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе;
(ix) установленной 30-секундной мощности при одном неработающем двигателе; и
(х) работы при использовании в режиме вспомогательного двигателя.
(2) Маркам топлив и спецификациям, включая присадки, когда применяются.
(3) Маркам масла и спецификациям.
(4) Спецификациям на гидравлическую жидкость.
(5) Температуре:
(i) масла в месте, установленном Заявителем;
(ii) [Зарезервирован];
(iii) [Зарезервирован];
(iv) топлива в месте, установленном Заявителем; и
(v) наружных поверхностей двигателя, если это установлено Заявителем.
(6) Давлению:
(i) топлива на входе;
(ii) масла в месте, установленном Заявителем;
(iii) [Зарезервирован];
(iv) гидравлической жидкости.
(7) Крутящему моменту привода агрегатов и моменту, обусловленному консольным креплением агрегатов.
(8) Ресурсу компонента.
(9) Фильтрации топлива.
(10) Фильтрации масла.
(11) Отбору воздуха и отбору мощности.
(12) [Зарезервирован].
(13) Неоднородности потока воздуха на входе в двигатель.
(14) Превышению частот вращения валов роторов при переменных процессах, числу случаев и продолжительности превышения частот вращения.
(15) Превышению температуры газа при переменных процессах, числу случаев и продолжительности превышения температуры.
(16) Превышению крутящего момента двигателя при переменных процессах, числу случаев превышения и продолжительности превышения крутящего момента.
(17) Максимальному превышению крутящего момента двигателя для турбовинтовых и турбовальных двигателей со свободной турбиной.
(18) [Зарезервирован]
(1*) Максимально допустимым частотам вращения роторов.
(2*) Максимально допустимой температуре газа.
(3*) Максимально допустимому крутящему моменту на выходном валу.
(d) При определении характеристик двигателя и эксплуатационных ограничений в расчет должны приниматься общие ограничения точности системы управления двигателем и приборов, необходимых для управления двигателем, как это указано в 33.5(a)(6).
33.8. Выбор режимов работы двигателя по мощности и тяге
(а) Запрашиваемые для сертификации режимы работы двигателя по мощности и тяге должны быть выбраны Заявителем.
(b) Каждый выбранный режим должен соответствовать минимальной мощности или тяге, которую все двигатели данного типа могут развивать в условиях, принятых для определения такого режима. Должен быть установлен минимальный объем испытаний, вместе с соответствующими условиями, необходимый для гарантии того, что двигатели будут соответствовать этому требованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.