Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-06-07-01/5470
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, благодарит за желание оказать содействие совершенствованию законодательства о налогах и сборах и сообщает.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение последних лет Правительством Российской Федерации принят ряд мер, направленных на стимулирование добычи углеводородного сырья, сокращение фискальной нагрузки на нефтяную и газовую отрасли, а также модернизацию нефтепереработки в Российской Федерации.
В частности, установлены:
- понижающие коэффициенты к ставке НДПИ, для трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья.
- для новых морских месторождений углеводородного сырья, установлен ряд налоговых преференций по основным видам налогов, в том числе НДПИ, а также предусмотрено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины на определенный срок для углеводородного сырья, добытого на новых морских месторождениях;
- продлена пониженная ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края и иных территориях; распространены "налоговые каникулы" по НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат, добытый на территории полуострова Гыданский.
- предусмотрен дифференцированный подход к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от условий разработки месторождений и иных факторов.
Вместе с тем, по своему характеру НДПИ является фискальным инструментом изъятия природной и экономической ренты, величина которого определяется уровнем мировых цен на нефть. При этом НДПИ при добыче нефти является одним из основных источников доходов бюджетной системы Российской Федерации, средства которых направляются на финансовое обеспечение выполнения задач и функций государства и, в первую очередь, на финансирование социально значимых программ - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Учитывая, что доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете около 40 процентов, снижение НДПИ приведет к недопоступлению значительных сумм в доходную часть федерального бюджета, что может повлиять на финансирования данных государственных программ.
В целях систематизации налогообложения добычи углеводородного сырья Минфином России прорабатывается вопрос совершенствования налогообложения нефтяной отрасли посредством проведения апробации по введению налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (далее - НДД).
Данный налог предусматривает изъятие дополнительного дохода у нефтянных компаний в зависимости от понесенных ими затрат на добычу, тем самым повышая экономическую эффективность проектов по разработке месторождений углеводородного сырья, в том числе, нерентабельных.
При этом до окупаемости проектов разработки месторождений углеводородного сырья налоговая нагрузка при введении НДД будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволяет компаниям повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительством РФ принят ряд мер, направленных на стимулирование добычи углеводородного сырья, сокращение фискальной нагрузки на нефтяную и газовую отрасли, а также модернизацию нефтепереработки в России. Например, действуют понижающие коэффициенты к ставке НДПИ для трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья. Продлена пониженная ставка НДПИ при добыче нефти на участках, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края и иных территориях; распространены "налоговые каникулы" по НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат, добытый на территории полуострова Гыданский.
Дальнейшее снижение НДПИ приведет к недопоступлению значительных сумм в доходную часть федерального бюджета, что может повлиять на финансирование госпрограмм.
Минфином России прорабатывается вопрос о введении налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья. Цель - изъятие дополнительного дохода у нефтяных компаний в зависимости от понесенных ими затрат на добычу.
При этом до окупаемости проектов разработки месторождений углеводородного сырья налоговая нагрузка будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-06-07-01/5470
Текст письма официально опубликован не был