Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-10-11/5557
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21 декабря 2016 г. N Д12и-2010 Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
При совершении таможенных операций в отношении рыбопромысловых судов, ведущих рыбный морской промысел в исключительной экономической зоне (далее - ИЭЗ) Российской Федерации, должностные лица таможенных органов Российской Федерации руководствуются положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Порядком оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 184 (далее - Порядок), Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, утвержденной приказом ФТС России от 19.07.2013 N 1349, приказом ФТС России от 15.01.2013 N 40 "О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза".
Совершение таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки регулируется главой 48 ТК ТС.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 340 ТК ТС, положения главы 48 ТК ТС применяются в отношении временно вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и ввозимых обратно на такую территорию водных судов, используемых для рыболовства.
Таможенный контроль в отношении водных судов, используемых для рыболовства (далее - рыбопромысловые суда), перемещаемых через таможенную границу в качестве транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП), проводится либо с участием таможенного органа в работе комиссии государственных контрольных органов при оформлении захода (выхода) рыбопромысловых судов, либо без участия в работе комиссии (документальный контроль).
Решение об участии в работе государственных контрольных органов либо о проведении документального контроля в отношении рыбопромысловых судов при их прибытии на таможенную территорию ЕАЭС (убытии с этой территории) принимается таможенным органом на основе критериев, установленных Порядком, регулирующим случаи и порядок участия таможенных органов в комиссии государственных контрольных органов при осуществлении государственного контроля в отношении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота.
В соответствии с пунктом 2 Порядка пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и ветеринарный контроль в отношении судов и продукции морского промысла при заходе (выходе) судов в морской порт осуществляется в морских пунктах пропуска комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов, уполномоченных осуществлять оформление и государственный контроль судов в морских портах (далее - комиссия).
Представители таможенных органов входят в состав комиссии:
в отношении судов и продукции рыболовства, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) в морские порты при доставке без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации (пункт 5 Порядка);
в отношении судов при их заходе (выходе) в морской порт и продукции рыболовства, добытой (выловленной) в районах действия международных договоров Российской Федерации, в исключительных экономических зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана, при доставке в морские порты (пункт 6 Порядка).
Представители таможенных органов не входят в состав комиссии:
в отношении судов, выходящих для осуществления рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации без захода в иностранные порты (пункт 4 Порядка);
в отношении судов и продукции рыболовства, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) в морские порты при доставке с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Неучастие таможенных органов в работе комиссии государственных контрольных органов при оформлении захода (выхода) рыбопромысловых судов, в случаях указанных в пунктах 4 и 5 Порядка, не освобождает такие суда и перемещаемые ими товары (продукцию морского промысла) от совершения таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ЕАЭС и убытием с такой территории, предусмотренных положениями глав 23 и 24 ТК ТС. Кроме того, рыбопромысловые суда, перемещаемые в соответствии с главой 48 ТК ТС в качестве ТСМП, также не освобождаются от совершения таможенных операций, связанных с декларированием указанных судов.
В случаях, когда должностные лица таможенного органа не участвуют в работе комиссии, документы и сведения, предусмотренные ст. 159 ТК ТС, представляются судовладельцем либо уполномоченным им лицом непосредственно в таможенный орган.
В соответствии с п. 2 ст. 350 ТК ТС в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены ЕАЭС, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.
Декларирование бункерного топлива, вывозимого в качестве припасов рыбопромысловыми судами, как до вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 N 131 "Об определении количественных норм бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через таможенную границу Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 131), так и после его вступления осуществлялось с использованием декларации на товары, а также с использованием документов, предусмотренных статьей 159 ТК ТС (декларации о судовых припасах).
Решением N 131 определен порядок расчета количественных норм бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через таможенную границу ЕАЭС. При этом случаи неприменения Решения N 131 определены пунктом 4 данного решения.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Золкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и ветеринарный контроль в отношении судов и продукции морского промысла при заходе (выходе) судов в морской порт осуществляется в морских пунктах пропуска комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов.
Указано, в каких случаях в комиссию входят представители таможенных органов, а в каких - нет.
Отмечено, что неучастие таможенных органов в работе комиссии не освобождает суда и перемещаемые ими товары (продукцию морского промысла) от совершения таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ЕАЭС и убытием с такой территории. Кроме того, рыбопромысловые суда также не освобождаются от декларирования.
Рассмотрены особенности декларирования бункерного топлива, вывозимого в качестве припасов рыбопромысловыми судами.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-10-11/5557
Текст письма официально опубликован не был