Ассоциация российских банков обращается в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка направления кредитными организациями сведений о сделках с драгоценными металлами, подлежащими обязательному контролю, в целях ПОД/ФТ.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) сделка купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Исходя из этого, кредитная организация обязана контролировать сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на вышеуказанную сумму и направлять в Росфинмониторинг сведения о таких сделках.
При этом в п. 3 Информационного письма Банка России от 29.02.2008 N 13 указано, что в случае, если кредитная организация располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов за поставленные в рамках договора драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, обязанность по направлению сведений в Росфинмониторинг возникает у кредитной организации, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
В этой связи возникает вопрос о порядке исполнения кредитными организациями требования подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ в нижеследующем случае.
Клиент, основным видом деятельности которого является розничная торговля ювелирными изделиями, представил в кредитную организацию договор поставки товара, не содержащий информации о поставляемом товаре и цене договора. Поставка товара осуществляется отдельными партиями в течение срока действия договора. Наименование товара, его стоимость, количество, а также характеристики товара указаны не в договоре, а в товарных накладных, оформляемых на каждую партию товара отдельно, при этом ассортимент товара может быть различным и включать не только ювелирные изделия, но и аксессуары, бижутерию, подарочные коробки, кожгалантерею и др. Оплата товара осуществляется клиентом (покупателем) на основании выставленных поставщиками счетов - по факту отгрузки соответствующей партии товара.
В указанном случае возможны два варианта действий кредитной организации в целях исполнения требования подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
Вариант 1: договор поставки товара рассматривается как единое соглашение, в рамках и по условиям которого поставка товара осуществляется отдельными партиями. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется кредитной организацией по договору в целом. В случае, если стоимость отдельной партии товара меньше порогового значения, обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган возникает у кредитной организации, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения. Таким образом, кредитная организация ждет момента, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, и направляет одно общее сообщение в уполномоченный орган, при этом в качестве даты совершения сделки указывает дату заключения договора поставки (а не даты оформления отдельных товарных накладных), а в качестве суммы сделки - общую стоимость товара.
Вариант 2: заключенный клиентом договор поставки товара рассматривается как рамочный договор, а в качестве отдельных договоров, содержащих все необходимые условия договора поставки, предписанные нормами гражданского законодательства, рассматриваются товарные накладные на каждую отдельную партию товара (инвойсы), в которых указаны наименование, стоимость, количество и характеристики товара. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется кредитной организацией по каждой партии товара отдельно, исходя из информации, содержащейся в товарных накладных. Таким образом, кредитная организация направляет в уполномоченный орган отдельное сообщение по каждой партии товара, стоимость которой превышает пороговое значение, при этом в качестве даты совершения сделки указывается дата оформления товарной накладной, а в качестве суммы сделки - стоимость конкретной партии товара в соответствии с товарной накладной.
В целях предотвращения случаев нарушения кредитными организациями требований противолегализационного законодательства Ассоциация просит высказать официальную позицию Банка России по вопросу о том, каким образом кредитной организации следует направлять в уполномоченный орган сведения о сделках с драгоценными металлами, подлежащих обязательному контролю.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 2 марта 2017 г. N А-02/5-125 "О порядке направления сведений о сделках с драгоценными металлами в целях ПОД/ФТ"
Текст письма официально опубликован не был