Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 23-УД16-7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Ботина А.Г.,
судей Пейсиковой Е.В. и Романовой Т.А.
при ведении протокола секретарем Прохоровым А.С.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Касумова Ш.У. на постановление президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г., а также уголовные дела.
По приговору Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г.
Касумов Ш.У. ... судимый 30 марта 2005 г. по ч. 1 ст. 131 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освобождён по отбытии наказания,
осуждён:
- по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 лет,
- по ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путём полного сложения наказаний, окончательно Касумову Ш.У. назначено 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 5 декабря 2012 г. постановлено "приговор Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г. в отношении Касумова Ш.У. оставить без изменения, исключив квалифицирующий признак - незаконное приобретение наркотических средств".
По приговору Ленинского районного суда г. Грозного от 12 декабря 2012 г. Касумов Ш.У. осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения наказания, назначенного по данному приговору, и наказания, назначенного по приговору Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г., окончательно Касумову Ш.У. назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 25 апреля 2013 г. приговор Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г. и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики от 5 декабря 2012 г. в отношении Касумова Ш.У. изменены: исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание на то, что при назначении наказания суд учитывает характер и общественную опасность ранее совершённого преступления, недостаточность ранее назначенного наказания для исправления Касумова Ш.У., наступившие последствия, умышленную форму вины, связь действий виновного с незаконным оборотом наркотиков; по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228 УК РФ Касумову Ш.У. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет, по ч. 1 ст. 228 УК РФ Касумову Ш.У. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения наказаний окончательно Касумову Ш.У. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. В остальной части судебные решения оставлены без изменения.
Постановлением президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г. удовлетворено представление руководства ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений по приговору Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г. (с учётом изменений, внесённых президиумом Верховного Суда Чеченской Республики 25 апреля 2013 г.) и преступлений по приговору Ленинского районного суда г. Грозного от 12 декабря 2012 г., путем частичного сложения наказаний, окончательно Касумову Ш.У. назначено 8 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пейсиковой Е.В., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы кассационной жалобы, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гулиева А.Г., полагавшего постановление президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г. в отношении Касумова Ш.У. отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в порядке главы 47.1 УПК РФ в президиум суда другого субъекта Федерации, Судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе (ошибочно именованной надзорной) осуждённый Касумов Ш.У. просит об отмене постановления президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г., выражает несогласие с принятым президиумом решением, полагает, что его положение было ухудшено, и указывает, что его право на защиту нарушено, поскольку он не был уведомлен о дате заседания суда кассационной инстанции.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе осуждённого, Судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановления президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г. в отношении Касумова Ш.У. по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному делу допущено такое нарушение закона.
Как видно из постановления президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г., президиум, рассматривая представление руководства ФКУ ИК-3 УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике об устранении неясностей при исполнении приговора Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г., фактически разрешил вопрос о смягчении в порядке ст. 399 УПК РФ окончательного наказания, назначенного Касумову Ш.У. по приговору Ленинского районного суда г. Грозного от 12 декабря 2012 г. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, за совершение которых тот был осуждён по указанному приговору и по приговору Гудермесского городского суда Чеченской Республики от 27 сентября 2012 г., с учётом изменений, внесённых в данный приговор постановлением президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 25 апреля 2013 г.
При этом президиум Верховного Суда Чеченской Республики не учёл, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора", рассмотрение и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, осуществляется в форме правосудия в открытом судебном заседании (за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 241 УПК РФ), а в силу ч. 2 ст. 399 УПК РФ осуждённый должен быть извещён о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания.
Однако данных, свидетельствующих о том, что осуждённый Касумов Ш.У. был извещён о дате, месте и времени заседания президиума Верховного Суда Чеченской Республики, по итогам которого было вынесено постановление от 12 июля 2013 г., в материалах уголовного дела не имеется.
При таких обстоятельствах вынесенное в отношении Касумова Ш.У. постановление президиума Верховного Суда Чеченской Республики подлежит отмене, а уголовное дело направлению на кассационное рассмотрение в порядке главы 47.1 УПК РФ.
В связи с тем, что в президиуме Верховного Суда Чеченской Республики отсутствует кворум, уголовное дело подлежит направлению для рассмотрения в другой суд, а именно в Верховный суд Республики Ингушетия, учитывая его территориальную близость к Республике Чечни.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление президиума Верховного Суда Чеченской Республики от 12 июля 2013 г. в отношении Касумова Ш.У. отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в порядке главы 47.1 УПК РФ в президиум Верховного Суда Республики Ингушетия.
Председательствующий судья |
Ботин А.Г. |
Судьи |
Пейсикова Е.В. |
|
Романова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 23-УД16-7
Текст определения официально опубликован не был