Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 18-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Ильенковой И.М.
на решение Краснодарского краевого суда от 10 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении её административного иска о признании недействительными результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Сочинскому одномандатному избирательному округу N 50.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Ильенковой И.М. - Сюзюмова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Краснодарский край - Сочинский одномандатный избирательный округ N 50" возложены на территориальную избирательную комиссию Центральная города Сочи.
Ильенкова И.М. обратилась в суд с административным иском о признании результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Сочинскому одномандатному избирательному округу N 50 недействительными, а протокола N 1 и решения территориальной избирательной комиссии Центральная города Сочи о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Краснодарский край - Сочинский одномандатный избирательный округ N 50" незаконными и отмене указанного решения.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 октября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ильенкова И.М. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Суд первой инстанции, рассмотрев настоящее административное дело по существу, установил, что доводы административного истца являются несостоятельными, и оснований для признания результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Сочинскому одномандатному избирательному округу N 50 недействительными не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к выводу о том, что Ильенковой И.М., являющейся членом территориальной комиссии Центральная города Сочи с правом совещательного голоса, право на обращение в суд с настоящим административным иском законом не предоставлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим отмене, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) её уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Применительно к заявленным Ильенковой И.М. требованиям иного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о принятии административного иска Ильенковой И.М. к производству суда у судьи имелись основания для отказа в принятии административного иска согласно пункту 5 части 1 статьи 128 и части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку федеральным законом право на обращение в суд с настоящим административным иском члену избирательной комиссии не предоставлено.
Исходя из подпункта "д" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать лишь те действия (бездействие) избирательной комиссии, которые связаны с реализацией им прав члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Между тем, судья, неправильно применив часть 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства, принял административный иск Ильенковой И.М. к производству суда, который рассмотрел административный иск по существу.
В этой связи обжалуемое решение суда подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 128, частью 3 статьи 194, частью 15 статьи 239 и пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 октября 2016 года отменить и производство по административному делу по административному иску Ильенковой И.М. о признании недействительными результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Сочинскому одномандатному избирательному округу N 50 прекратить.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2017 г. N 18-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был