Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2017 г. N 11-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Набиулина З.З.
о признании недействующим постановления Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16 сентября 2015 года N 5 "Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите на 2016 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Спиридоновой Г.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 сентября 2015 года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принято постановление N 5 "Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите на 2016 год" (далее - Постановление) с приложениями NN 1-3.
В пункте 12 раздела 30 приложения N 1 к Постановлению и пункте 13 раздела 30 приложения N 3 к Постановлению в перечнях работодателей, расположенных в Нижнекамском муниципальном районе, указано сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью "Шинник-Агро".
Набиулин З.З., являющийся директором сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью "Шинник-Агро", обратился в суд с административным иском о признании недействующим Постановления с момента его принятия, ссылаясь на то, что оно не было официально опубликовано, следовательно, не может порождать обязанности граждан и юридических лиц.
Вместе с тем, на основании оспариваемого акта он был привлечен к административной ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него вышеуказанными нормами Постановления.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года производство по делу прекращено, за исключением признания недействующими пункта 12 раздела 30 приложения N 1 к Постановлению и пункта 13 раздела 30 приложения N 3 к Постановлению.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года административное исковое заявление Набиулина З.З. удовлетворено, признаны не действующими с момента принятия пункт 12 раздела 30 приложения N 1 к Постановлению и пункт 13 раздела 30 приложения N 3 к Постановлению.
В апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит судебный акт отменить и прекратить производство по административному делу, считая оспариваемое Постановление актом применения права, не требующим его государственной регистрации и опубликования в установленном порядке, проверка которого возможна в порядке оспаривания ненормативных правовых актов и решений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, принятым с нарушением установленных законодательством Республики Татарстан правил введения в действие нормативных правовых актов, в частности, правил их регистрации и официального опубликования.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", статья 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" относят вопрос установления квоты для приема на работу инвалидов, разработку и реализацию программ содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 3-5 Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" установление квоты и минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляются в соответствии с Положением, утверждаемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2007 года N 170 утверждено Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, согласно пунктам 2.9-2.12 которого Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принимается решение об установлении квоты для трудоустройства инвалидов, в котором определяются работодатели, размер квоты, сроки ее действия, минимальное количество специальных рабочих мест в пределах квоты. При этом квота устанавливается на срок не менее одного календарного года, о введении квоты работодатели информируются не мене чем за два месяца до начала ее введения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 мая 2007 года N 194 также утвержден Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан.
Согласно пункту 2.4 указанного Порядка количество резервируемых рабочих мест устанавливается также Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, являющееся органом исполнительной власти Республики Татарстан, для осуществления возложенных на него функций наделено правом издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (пункт 4.6 Вопросов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2007 года N 388).
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства, содержания оспариваемого Постановления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят в установленном порядке уполномоченным органом, направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с трудоустройством инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Определяя круг работодателей и количество рабочих мест, уполномоченный орган установил, с одной стороны, обязанность указанных в нем работодателей создавать и выделять для определенной категории граждан рабочие места, с другой - право неопределенного круга граждан, относящихся к категории инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на трудоустройство к указанным в Постановлении работодателям на созданные и выделенные места. При этом реализация таких прав может осуществляться неоднократно в течение 2016 года.
Об обязательном характере постановления свидетельствует также возложение контроля за его исполнением на конкретное должностное лицо (пункт 5 Постановления).
Таким образом, оспариваемое Постановление имеет все признаки нормативного правового акта, в связи с чем вывод суда о том, что данный акт является нормативным правовым актом, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при выяснении вопроса о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суду следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Судом установлено, что в нарушение правил введения в действие нормативных правовых актов, установленных частью 3 статьи 43 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", пунктами 4-6 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан", разделами 2 и 3 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426, оспариваемое Постановление не прошло обязательной процедуры государственной регистрации, не опубликовано в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Набиулиным З.З. требований и необходимости их удовлетворения.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения Постановления должны быть признаны недействующими, суд, установив, что на их основании не были реализованы права указанных в Постановлении категорий граждан на трудоустройство в сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью "Шинник-Агро", что они были применены только в отношении административного истца, а также учитывая недопустимость применения неопубликованных нормативных правовых актов, обоснованно пришел к выводу о признании недействующими оспариваемых положений Постановления со дня его принятия.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенных нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2017 г. N 11-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был