Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2017 г. N 83-АПГ16-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Миронова Ю.Н.
на решение Брянского областного суда от 17 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска
об оспаривании подпункта 4 статьи 6.1 Закона Брянской области от 29 февраля 2012 года N 8-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Брянской областной Думы Корытко Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 февраля 2012 года Брянской областной Думой принят и 29 февраля 2012 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 8-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области".
28 января 2015 года Брянской областной Думой принят и 5 февраля 2015 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 1-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области в связи с ограничением розничной продажи алкогольной продукции", которым Закон Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" дополнен статьёй 6.1.
28 июля 2016 года Брянской областной Думой принят и 2 августа 2016 года губернатором Брянской области подписан Закон Брянской области N 69-З, которым статья 6.1 Закона Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" изложена в новой редакции.
Закон Брянской области от 2 августа 2016 года N 69-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" опубликован 2 августа 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Согласно подпунктам 1 и 4 статьи 6.1 Закона Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" помимо ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на территории Брянской области не допускается розничная продажа:
всех видов алкогольной продукции с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;
с 8 часов до 20 часов по местному времени алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов объёма готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 миллиграмма в 100 миллилитрах данной продукции.
Миронов Ю.Н. обратился в суд с административным иском о признании подпункта 4 статьи 6.1 Закона Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" недействующим в связи с противоречием указанной нормы подпункту 7 статьи 2, абзацам первому и второму пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и подпункту 1 статьи 6.1 оспариваемого Закона Брянской области.
По мнению административного истца, алкогольная продукция, названная в оспариваемой норме, относится к слабоалкогольной продукции, не предполагает отдельного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации и должна реализовываться в Брянской области в розничную продажу с 8 часов до 22 часов. Как утверждал административный истец, исходя из оспариваемого Закона Брянской области, следует, что в Брянской области продажа всех видов алкогольной продукции, к которой относится и слабоалкогольная продукция, запрещена с 22 часов до 8 часов, а отдельно продажа алкогольной продукции, названной в оспариваемой норме, запрещена с 22 часов до 20 часов следующего дня. Административный истец полагает, что такого избирательного применения закона быть не должно.
Решением Брянского областного суда от 17 октября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Миронов Ю.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные ограничения продажи слабоалкогольной продукции, установленные оспариваемой нормой Закона Брянской области, относятся к дополнительным ограничениям времени продажи этой продукции, что не противоречит положениям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда не согласна, поскольку данные выводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 16 указанного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 16 этого же Федерального закона закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Как предусмотрено подпунктами 1 и 4 статьи 6.1 Закона Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области", помимо ограничений розничной продажи алкогольной продукции, установленных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на территории Брянской области не допускается розничная продажа:
всех видов алкогольной продукции с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;
с 8 часов до 20 часов по местному времени алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов объёма готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 миллиграмма в 100 миллилитрах данной продукции.
Согласно подпункту 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объёма готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликёрное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам (подпункт 9 статьи 2 указанного Федерального закона).
Исходя из статей 13, 14 и примечания к ним Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2005 год N 320-ст, готовый напиток с объёмной долей этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/дм3 именуется слабоалкогольным напитком. Такой напиток может быть, но необязательно, подслащен, подкислен, газирован, может содержать, но необязательно, плоды и ягоды, соки, растительное сырьё, молочные продукты, продукты пчеловодства, соли, спиртные напитки, пищевые добавки, биологически активные добавки и другие ингредиенты, использование которых допускается нормативными правовыми актами Российской Федерации, с добавлением или без добавления этилового ректификованного спирта из пищевого сырья.
Слабоалкогольный напиток, представляющий собой смесь различных продуктов, именуется слабоалкогольным коктейлем. Такой напиток может содержать соки, в том числе сброженные, концентраты соков, плоды, ягоды, овощи, настои или экстракты растительного сырья, спиртные напитки, пиво, молочные продукты, продукты пчеловодства и другие ингредиенты, использование которых допускается нормативными правовыми актами Российской Федерации (до введения соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации - нормативными документами федеральных органов исполнительной власти).
Из приведённых норм Закона Брянской области следует, что законодательным органом Брянской области на территории этого субъекта Российской Федерации введён запрет на розничную продажу с 22 часов до 20 часов следующего дня алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов объёма готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 миллиграмма в 100 миллилитрах данной продукции.
Между тем, в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определены все виды алкогольной продукции, производство и оборот которой регулируется в Российской Федерации, а, следовательно, и на территории Брянской области, как субъекта Российской Федерации. Вышеназванной алкогольной продукции в качестве обособленного, нормативно определённого вида алкогольной продукции, оборот которой, в том числе розничная продажа, может регулироваться в Российской Федерации, в статье 2 этого Федерального закона не содержится.
Определяя основные понятия, используемые в Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", федеральный законодатель установил, что регулирование производства и оборота осуществляется в отношении алкогольной продукции, перечисленной в статье 2 этого Федерального закона, что означает, что именно в отношении данных видов алкогольной продукции осуществляется регулирование как на федеральном уровне, так и законодательством субъекта Российской Федерации.
Иное означало бы произвольное установление правовых основ производства и оборота алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции на территории Брянской области посредством введения иных, нежели предусмотрено федеральным законодательством, объектов регулирования (в частности, в сфере розничной продажи алкогольной продукции), что недопустимо, поскольку объекты регулирования, определённые, в том числе, посредством закрепления основных понятий, используемых для целей закона, составляют правовые основы названной сферы отношений и в соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" их установление отнесено к полномочиям федерального законодателя, в связи с чем, нормативные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, не могут противоречить указанному Федеральному закону, в том числе вводить иные, чем предусмотрены данным Федеральным законом, понятия, в частности, определяющие объекты регулирования.
Приняв оспариваемую норму, субъект Российской Федерации фактически самостоятельно сформировал отдельный объект регулирования, частично исключив его из состава установленных федеральным законодательством видов алкогольной продукции, то есть фактически произвёл установление правовых основ оборота алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, превысив свои полномочия в данной сфере.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку алкогольная продукция составляет единый предмет правового регулирования, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в отношении отдельных видов алкогольной продукции не вправе.
В этой связи органы государственной власти Брянской области были не вправе не допускать розничную продажу с 8 часов до 20 часов по местному времени отдельно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 процента до 9 процентов объёма готовой продукции и одновременно кофеина и (или) других тонизирующих веществ (гингозидов, элеутерозидов, схизандрина и подобных им тонизирующих веществ) в количестве не менее 15,1 миллиграмма в 100 миллилитрах данной продукции.
Таким образом, подпункт 4 статьи 6.1 Закона Брянской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 17 октября 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск Миронова Ю.Н. удовлетворить.
Подпункт 4 статьи 6.1 Закона Брянской области от 29 февраля 2012 года N 8-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области" признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" или размещению на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2017 г. N 83-АПГ16-17
Текст определения официально опубликован не был