Минобрнауки России рассмотрело обращение ФАНО России по вопросу особенностей проведения мониторинга и оценки результативности организаций, имеющих специфичный характер деятельности или находящихся в процессе реорганизации, и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ*(1) научными организациями признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Таким образом, организации, основным видом деятельности которых является информационное и организационно-методическое обеспечение деятельности других учреждений, не могут быть отнесены к категории "научные", и их деятельность не подлежит оценке результативности деятельности научных организаций. Минобрнауки России считает целесообразным использовать иные критерии для оценки деятельности таких организаций, в частности, объем оказанных услуг, их востребованность.
Организации, в государственных заданиях которых за отчетный период не содержалась государственная работа "Выполнение фундаментальных исследований", однако, основным видом деятельности которых является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, должны представлять сведения в федеральную систему мониторинга научных организаций (далее - ФСМНО), поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312*(2) не предусмотрено каких-либо исключений в отношении участия научных организаций в мониторинге*(2) и оценке.
Минобрнауки России поддерживает подход, предложенный ФАНО России в отношении реструктуризированных в течение отчетного года научных организаций. При этом просим вас представить в Минобрнауки России перечень таких научных организаций для отметки статуса в ФСМНО, как "реорганизовано".
В части разъяснения вопроса о проведении оценки научных организаций, основной задачей которых является выполнение НИОКТР в рамках гособоронзаказа, и результаты фундаментальных исследований которых ориентированы на двойное и оборонное применение, сообщаем.
Наукометрические показатели*(3), представляемые в рамках мониторинга, не приводят к какому-либо раскрытию специфичных сведений об организации.
Как правило, для научных организаций, выполняющих гособоронзаказ, характерен низкий объем публикационной активности при достаточно больших внутренних затратах на исследования и разработки. Соответствующая особенность приводит к неоднозначному определению профиля научной организации в системе мониторинга.
Тем не менее, поскольку согласно пункту 3 протокола Межведомственной комиссии от 14 января 2016 г. N ДЛ-2/14*(4) оцениваемым организациям предоставлено право на самостоятельный выбор референтных групп для сравнения, специфика указанных при мониторинге наукометрических параметров не повлияет и не ухудшит оценку.
При этом обращаем внимание, что в случае экспертной оценки деятельности таких научных организаций ФАНО России должно быть обеспечено неукоснительное соблюдение требований законодательства о государственной тайне.
_____________________________
*(1) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической, политике"
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 "Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения"
*(3) Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2016 г. N 162 "Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторское и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "5 марта 2014 г."
*(4) Протокол от 14 января 2016 г. N ДЛ-2/14 заседания Межведомственной комиссии по оценке деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения Д-14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2016 г. N ЛО-1181/14 "О разъяснений особенностей мониторинга и оценки результативности деятельности некоторых типов научных организаций"
Текст письма официально опубликован не был