Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 59-АПГ16-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис"
о признании недействующими отдельных положений приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25 декабря 2015 г. N 219-пр/п "Об установлении предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ на 2016 год",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис"
на решение Амурского областного суда от 21 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис" (далее - ООО "Белогорскгазсервис", общество) обратилось в Амурский областной суд с административным исковым заявлением, дополненным в ходе рассмотрения спора, о признании недействующим приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25 декабря 2015 г. N 219-пр/п "Об установлении предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ на 2016 год" (далее - приказ от 25 декабря 2015 г N 219-пр/п) в части пунктов 2, 10, 13, 15, 16, 21 приложения N 1 и пункта 6 приложения N 2, об обязании Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области скорректировать на 2016 год тарифы на сжиженный газ.
Решением Амурского областного суда от 21 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области представило свои возражения, в которых одновременно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ООО "Белогорскгазсервис", прокуратуры Амурской области, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
К основным видам деятельности ООО "Белогорскгазсервис", в числе прочего, относится организация надежного и безаварийного газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского районов Амурской области и г. Белогорска; снабжение населения указанных административных образований Амурской области сжиженным газом для коммунально-бытовых нужд.
Данный вид деятельности является регулируемым, цены на сжиженный газ ежегодно утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, которым, согласно постановлению губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 г. N 491 "Об утверждении Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области", является управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление, регулирующий орган).
Приказом Управления от 25 декабря 2015 г. N 219-пр/п установлены придельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), на 2016 год согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему приказу.
Приложением N 1 к названному приказу установлены предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), без учета доставки до потребителей.
Пунктами 2, 10, 13, 15, 16, 21 данного приложения для Белогорского района предельные максимальные уровни розничных цен с календарной разбивкой (в рублях за кг) установлены в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 49,7 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 52,35 руб.; для Мазановского района в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 49,7 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 52,35 руб.; для Ромненского района в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 49,7 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 года - 52,35 руб.; для Селемджинского района в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 65,4 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 67,65 руб.; для Серышевского района в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 50,55 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 53 руб.; для города Белогорска в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 49,7 руб., с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 52,35 руб.
Пунктом 6 приложения N 2 к приказу Управления от 25 декабря 2015 г. N 219-пр/п предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый через групповые резервуарные установки населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) для города Белогорска установлены в размере: с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. 50,55 руб./кг и 126,4 руб./куб.м; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 52,90 руб./кг и 132,25 руб./куб.м.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в газете "Амурская правда" от 29 декабря 2015 г. N 242.
Обосновывая заявленные требования, общество ссылалось на то, что оспариваемый приказ Управления не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере регулирования розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, установленные тарифы приняты без учета экономически обоснованных расходов, что приводит к образованию убытков ООО "Белогорскгазсервис" при реализации сжиженного газа населению.
Изучив и оценив представленные в материалы административного дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
Во исполнение упомянутых положений Федеральной службой по тарифам 15 июня 2007 г. утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд N 129-э/2 (далее - Методические указания N 129-Э/2).
В целях расчета розничных цен на период регулирования объемы реализации сжиженного газа населению принимаются на уровне прогнозных на период регулирования, прогноза газопотребления с учетом фактической динамики реализации газа населению по категориям, в соответствии с пунктом 14 Методических указаний, за последние три года, а также с учетом проводимых работ по газификации субъекта Российской Федерации.
Пунктом 19 Методических указаний предусмотрено, что для утверждения (пересмотра) розничных цен субъект регулирования вместе с заявлением об установлении (пересмотре) розничных цен представляет в регулирующий орган следующие материалы:
а) расчет розничных цен с обосновывающими материалами в соответствии с Приложениями NN 1-11 к настоящим Методическим указаниям;
б) годовую бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования за последние три года; квартальную бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования на последнюю отчетную дату;
в) постатейное обоснование изменения размера расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и расходов на ее производство по регулируемому виду деятельности;
г) обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
д) планы капитальных вложений субъекта регулирования на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре розничных цен расходов на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
е) сравнительные данные по статьям расходов по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Регулирующим органом письмом от 28 июля 2015 г. N 01-04-2241 хозяйствующим субъектам, в том числе и административному истцу, предлагалось в срок до 1 сентября 2015 г. представить расчетные материалы, подготовленные в соответствии с Методическими указаниями (с приложением необходимых обосновывающих документов).
Согласно экспертному заключению, обществом не был представлен в полном объеме пакет обосновывающих материалов по расчету предельных максимальных уровней розничных цен на сниженный газ, реализуемый населению г. Белогорска, Белогорского, Серышевского, Октябрьского, Ромненского и Мазановского районов в баллонах и через газораспределительные установки. В представленных материалах отсутствуют расчет розничных цен на сжиженный газ, постатейное обоснование изменения размера расходов, относимых на себестоимость продукции (работ услуг), сравнительные данные по статьям расходов по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
В связи с тем, что обществом не представлены расчет предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ и экономическое обоснование расходов, расчет розничных цен на сжиженный газ на 2016 год произведен Управлением исходя из экономически обоснованных затрат, утвержденных в розничных ценах на сжиженный газ на 2015 год, с применением индексов цен по отраслям экономики на 2 полугодие 2016 года, рекомендованных Минэкономразвития России в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
При расчете предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ на 2016 год для определения расходов на покупку сжиженного газа у оптовых поставщиков Управлением применялся следующий подход.
Расходы на покупку сжиженного газа у оптового поставщика на 2016 год установлены Управлением исходя из оптовой цены 36,86 руб./кг (для газа в баллонах: 15 112,6 тыс. руб. = 410 т х 36,86 руб.; для газа через газораспределительные установки: 16 901,45 тыс. руб. = 458,53 т х 36,86 руб./кг).
Страховые взносы во внебюджетные фонды оплаты труда персонала в утвержденной управлением калькуляции предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ на 2016 год составляют 30,2% от фонда оплаты труда.
По расчетам регулирующего органа цена на сжиженный газ в баллонах в среднегодовом исчислении на 2016 год составила 51,03 руб./кг (против 48,51 руб./кг в 2015 году) исходя из необходимой валовой выручки 20 924,02 тыс. руб. и объема реализации сжиженного газа - 410 т, на газ через газораспределительные установки - 51,73 руб./кг (против 49,18 руб./кг в 2015 году) исходя из необходимой валовой выручки 23 721,13 тыс. руб. и объема реализации сжиженного газа - 458,53 т. Рост в среднегодовом исчислении в 2016 году к 2015 году составил 105,2%.
Расчет предельных максимальных уровней розничных цен на сжиженный газ по полугодиям произведен Управлением согласно действующему законодательству, на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение установленной Управлением необходимой валовой выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности.
Указывая на несоответствие действующему законодательству оспариваемого приказа, общество не приводит доводов о неверном расчете регулирующим органом конкретных отдельных составляющих необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 21 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 59-АПГ16-15
Текст определения официально опубликован не был