Представление Счетной палаты РФ от 15 января 2016 г. N ПР 13-2/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка хода реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе жителей города Березники, реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового Пермского края на 2010 - 2015 годы, а также деятельности акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" в Правительстве Пермского края, Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, а также акционерном обществе "Корпорация развития Пермского края", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Расходы на региональные адресные программы Пермского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за период 2010-2014 годов и 10 месяцев 2015 года за счет всех источников финансирования составили 4 076 991,1 тыс. рублей, из них из средства государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд ЖКХ) - 2 450 141,4 тыс. рублей, краевого бюджета - 622 454,1 тыс. рублей, местных бюджетов - 827 435,7 тыс. рублей. За счет внебюджетных средств подрядными организациями, осуществляющими развитие застроенных территорий, произведены расходы по отселению граждан из аварийного жилищного фонда на сумму 176 959,9 тыс. рублей.
Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансовая поддержка на которые была предоставлена Пермскому краю Фондом ЖКХ в 2011 году и 2012 году, были завершены с нарушением сроков, установленных статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
За период с 1 января 2012 года по 1 ноября 2015 года переселены 7 640 человек, расселен аварийный жилищный фонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года, общей площадью 102,1 тыс. кв. м, что по запланированным показателям составляет 46%.
Для полного выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить аварийный жилищный фонд общей площадью 118,1 тыс. кв. м, переселить 8 844 человека.
В ходе проверки установлены нарушения обязательств Пермского края, определенных пунктом 2.3.1 договора о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 24 июля 2008 года, в части превышения сроков перечисления (от 5 дней до 46 дней) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края муниципальным образованиям средств, поступивших из Фонда ЖКХ.
В Чусовском городском поселении в установленные сроки (15 ноября 2015 года) ООО "ПармаСтройКомплект" не осуществлена передача в собственность муниципального образования 30 квартир в связи с незавершением строительства дома в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с неисполнением обязательств ООО "ПармаСтройКомплект" имеются риски невыполнения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 мая 2013 г. N 579-п.
2. В целях переселения граждан из аварийных жилых помещений, оказавшихся в границах зон вероятных разрушений в результате техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники, в 2007 - 2010 годах было построено 90 жилых домов, из которых в 89 домах было выявлено превышение круглосуточных предельно допустимых концентраций формальдегида, не соответствующее санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам, а также требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, что исключало возможность предоставления жилых помещений гражданам для постоянного проживания.
За 2011 - 2014 годы и 10 месяцев 2015 года расходы краевого бюджета по содержанию введенных в эксплуатацию 89 жилых домов (на уплату налогов, охрану и текущее содержание) составили 135 267,1 тыс. рублей, расходы бюджета муниципального образования - 8 815,7 тыс. рублей.
При отсутствии должного контроля за выполнением решений Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березниках (далее - Правительственная комиссия), федеральными органами исполнительной власти и Правительством Пермского края, согласованности в их действиях вопрос софинансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих государственных программ в установленные сроки не был решен, механизм предоставления поддержки за счет средств Фонда ЖКХ не был проработан.
Несмотря на решения, принимаемые на заседаниях Правительственной комиссии, а также поручение Президента Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. N Пр-913, в течение длительного времени вопрос финансирования из федерального бюджета мероприятий и переселения граждан из аварийного жилья в г. Березниках не был решен, что привело к невыполнению мероприятий по расселению граждан из опасных зон проживания.
Поручение Президента Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N Пр-1450 о безотлагательном расселении граждан из опасной зоны федеральными органами и органами исполнительной власти Пермского края до настоящего времени не выполнено.
По состоянию на ноябрь 2015 года в 17 многоквартирных домах, признанных аварийными, проживают 2 708 человек, в 44 многоквартирных жилых домах, не признанными аварийными, но находящихся в зоне вероятных разрушений, - 6 499 граждан, в бюджет муниципального образования г. Березники перечислены средства федерального бюджета на сумму 392 143,9 тыс. рублей, или 11,7% средств, предусмотренных соглашением о реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным в результате техногенной аварии от 9 октября 2015 года, заключенным Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края и администрацией муниципального образования "Город Березники". Средства краевого бюджета на реализацию мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда не предоставлены.
На момент проверки Правительством Пермского края не выполнены обязательства по перечислению средств краевого бюджета и средств, перечисленных ОАО "Уралкалий", предусмотренные соглашением от 23 декабря 2014 г. N 05-388/с, заключенным Минстроем России с Правительством Пермского края, и соглашением от 5 декабря 2013 года, заключенным Правительством Пермского края, ОАО "Уралкалий" и администрацией муниципального образования "Город Березники" Пермского края. Средства, перечисленные ОАО "Уралкалий" в декабре 2014 года в сумме 710 315,9 тыс. рублей, в течение года не используются.
По состоянию на ноябрь 2015 года администрацией муниципального образования "Город Березники" расходы на мероприятия по переселению граждан не осуществлялись. В связи с завершением финансового года имеются риски неполного освоения средств федерального бюджета и последующего их возврата в федеральный бюджет, а также недостижения показателей, предусмотренных в Правилах предоставления субсидии на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий", в г. Березники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. N 1436, и соглашении о предоставлении Минстроем России Пермскому краю субсидии из федерального бюджета.
3. Правительством Российской Федерации в 2010-2011 годах в рамках основных направлений антикризисных действий Пермскому краю была оказана государственная финансовая поддержка на реализацию Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Чусового (далее - КИП г. Чусового) на общую сумму 880 209,3 тыс. рублей. За период 2010-2015 годов на реализацию мероприятий КИП г. Чусового использовано бюджетных средств в сумме 1 043 859,6 тыс. рублей (или 97,3% объема предусмотренного паспортом КИП г. Чусового), в том числе средства федерального бюджета и средства Фонда ЖКХ - в общей сумме 850 435,2 тыс. рублей, средства краевого бюджета - в сумме 143 411,4 тыс. рублей, средства местного бюджета - в сумме 50 013,0 тыс. рублей.
В течение 2010 - 2015 годов отсутствовала четкая система управления КИП г. Чусового. Недостаточная разработка и обоснование КИП г. Чусового на стадии проекта, непринятие своевременных мер по его реализации, отсутствие детального и взвешенного плана, разрешительной документации на строительство объектов, низкое качество изыскательских работ и проектной документации, несвоевременное заключение муниципальных контрактов и их исполнение привело к срыву реализации КИП г. Чусового в установленные сроки, недостижению ключевых показателей и созданию объектов с невостребованными мощностями.
Правительством Пермского края не решены задачи КИП г. Чусового в части создания условий для развития инфраструктуры и диверсификации экономики города, для сохранения населения и трудовых ресурсов, уменьшения зависимости экономики города от деятельности градообразующего предприятия, снижения безработицы и социальной напряженности.
В 2012 - 2015 годах в КИП г. Чусового внесены изменения в части исключения ряда инвестиционных проектов, реализация которых предполагалась за счет внебюджетных источников. Привлечено средств инвесторов в сумме 3 924 393,0 тыс. рублей, или 7,6% объема, предусмотренного КИП г. Чусового.
Строительство (реконструкция) объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры за счет государственной поддержки моногорода Чусового в рамках КИП г. Чусового осуществлялось в целях создания условий для реализации инвестиционных проектов промышленной площадки "Лямино".
Вместе с тем инвестиционные проекты по строительству интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса на территории АО "ЧМЗ", завода по производству керамических блоков "Klimabloc" и высокотехнологичного домостроительного комбината не реализованы.
За счет бюджетных средств созданы невостребованные мощности. При этом Правительством Пермского края и администрацией Чусовского городского поселения до настоящего времени не проведена работа по привлечению новых инвесторов, план развития промышленной площадки не утвержден.
Не завершено в установленный срок строительство канализационных очистных сооружений, включая канализационную насосную станцию, наружные сети водопровода и канализации в пос. Лямино, предусмотренные КИП г. Чусового.
Таким образом, Правительством Пермского края не обеспечено достижение значения целевого показателя эффективности использования дотации "Техническая готовность объекта мероприятия за год".
При строительстве объекта наблюдалось длительное освоение средств федерального бюджета. Так, в 2011 году кассовые расходы за счет дотации не осуществлялись, в 2012 году расходы составили в сумме 58 443,4 тыс. рублей, или 14,9% общей суммы полученных средств, по состоянию на ноябрь 2015 года - 307 662,2 тыс. рублей (92,5%). Остаток не использованных в течение 5 лет средств федерального бюджета составляет 24 837,8 тыс. рублей.
После ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений их мощности будут задействованы только на 18%.
Кроме того, в настоящее время помещения бизнес-инкубатора, построенного в рамках КИП г. Чусового, используются только' на 40%. Офисные и производственные помещения для изготовления трикотажной и швейной продукции и технологическое оборудование на сумму 806,3 тыс. рублей не используются.
4. Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, являющимся органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять от имени Пермского края права единственного акционера акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" (далее - АО "КРПК"), не в полной мере использовались права акционера АО "КРПК".
На основании Закона Пермского края от 14 декабря 2013 г. N 267-ПК "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края на 2013 - 2015 годы" осуществлена приватизация 75% пакета акций ОАО "Международный аэропорт "Пермь" путем внесения имущественного вклада в уставный капитал АО "КРПК", в результате чего не была сохранена доля участия Пермского края в ОАО "Международный аэропорт "Пермь" в размере 25% плюс одна акция.
В нарушение статьи 2 Закона Пермского края от 14 декабря 2013 г. N 267-ПК по состоянию ноябрь 2015 года денежные средства, подлежащие перечислению в бюджет Пермского края от продажи акций ОАО "Международный аэропорт "Пермь" в виде выплат дивидендов по акциям АО "КРПК", не перечислены.
При этом следует указать, что решение совета директоров АО "КРПК" об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций на общую сумму 769 999,5 тыс. рублей принято после утверждения указанного закона.
В нарушение статьи 35 Закона Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по состоянию на 1 октября 2015 года резервный фонд АО "КРПК" находится в стадии формирования и составляет менее 5% его уставного капитала.
В нарушение статьи 35 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 г. N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края не направлялись предложения по кандидатам в совет директоров (наблюдательный совет) АО "КРПК", коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества. Проверок по решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) в АО "КРПК" не проводилось.
В нарушение раздела IV Порядка определения показателей эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Пермского края, юридических лиц с участием Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13 апреля 2009 г. N 223-п, Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края не были внесены на утверждение общего собрания акционеров показатели экономической эффективности деятельности АО "КРПК".
По итогам работы за 2014 год и 9 месяцев 2015 года АО "КРПК" не достигнуты плановые значения по ряду показателей. Например, выручка от основной деятельности за 2014 год составила 499,0 тыс. рублей, или 4,1% установленного планового значения.
Фактический размер перечисленных АО "КРПК" в 2014 году в бюджет Пермского края дивидендов составил 8 377,6 тыс. рублей, в 2015 году - 843,5 тыс. рублей, что несоизмеримо с объемом расходов единственного акционера - Пермского края в процессе формирования и увеличения размера уставного капитала АО "КРПК". Объем налоговых перечисленный в консолидированный бюджет края за 2014 год составил 7 196,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года - 7 681,0 тыс. рублей.
В нарушение статьи 38 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 г. N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" отчеты представителей Пермского края в органах управления АО "КРПК" сданы в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края со значительным нарушением сроков и без приложения документов, определенных постановлением Правительства Пермского края от 21 мая 2008 г. N 117-п.
Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 11 декабря 2014 г. N 1609 "О мерах по управлению акциями, долями (вкладами) Пермского края в уставных капиталах хозяйствующих субъектов (обществ), в которых доля Пермского края составляет более 50 процентов" было рекомендовано Правительству Пермского края принять меры по обеспечению возврата в бюджет Пермского края средств в объеме 249 999,2 тыс. рублей как не используемых на цели, установленные при внесении их в уставный капитал общества.
Законом Пермского края от 22 декабря 2014 г. N 414-ПК "О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что АО "КРПК" обязано перечислить в доход бюджета Пермского края в 2015 году часть средств в объеме 100 000,0 тыс. рублей, полученных ОАО "Агентство содействия инвестициям Пермского края" из краевого бюджета в 2011 году для финансирования инфраструктуры венчурного инвестирования проектов на территории Пермского края. Возврат данных средств в бюджет Пермского края планируется осуществить через процедуру уменьшения уставного капитала АО "КРПК" путем выкупа обществом части размещенных акций в целях сокращения их количества. По состоянию на 1 октября 2015 года средства 2015 года в бюджет Пермского края не перечислены.
Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края не была осуществлена проверка представленных АО "КРПК" отчетных документов по использованию субсидии из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения "Технополис "Новый Звездный". Представленный АО "КРПК" отчет об использовании субсидии не содержал полного пакета отчетных документов, подтверждающих осуществление затрат общества.
5. Правительство Пермского края устранилось от реализации мероприятий по строительству жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в г. Березники, передав функции по проектированию и строительству жилья для расселения граждан АО "КРПК".
Осуществление АО "КРПК" функции заказчика-застройщика привело к несоблюдению сроков строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, превышению цены 1 метра строящегося жилья над среднерыночной ценой на новое жилье в городе Березники, отсутствию государственного контроля за реализацией проекта.
Концепции проектов "Строительство нового микрорайона в Правобережной части г. Березники" за период 2014 - 2017 г.г." и "Строительство объектов инженерно-технического обеспечения нового жилого микрорайона в Правобережной части г. Березники" за период 2015 - 2017 г.г." по состоянию на ноябрь 2015 года в качестве приоритетных инвестиционных проектов Пермского края не утверждены.
Установленные сроки строительства жилых домов в Правобережной части г. Березники рядом подрядчиков (ООО "Высотка", ООО "СК "Высотка", ООО "Сарко" и ООО "Вакор") не выдерживаются.
Значительное увеличение стоимости выполняемых работ по строительству жилых домов N 1, 2, 3, 4, 5 квартала N 16, которое составило 158 635,5 тыс. рублей, свидетельствует о недостаточной предварительной проработке финансовой и инженерной составляющей инвестиционного проекта на этапе его планирования.
Несмотря на наличие обязательного требования о проверке достоверности сметной стоимости строительства многоквартирных жилых домов в Правобережной части г. Березники сметная документация на строительство указанных домов КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" не рассматривалась, проверка сметной стоимости строительства не проводилась. В результате подтвердить достоверность стоимости строительства жилых домов квартала N 16 г. Березники (952 856,2 тыс. рублей) не представляется возможным.
Отсутствие проверки достоверности сметной стоимости является одной из причин значительного изменения объема и стоимости работ, выполняемых непосредственно в ходе строительства объектов, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовки проектно-сметной документации.
6. В нарушение утвержденной сметы генеральным директором государственного казенного учреждения Пермского края "Управление капитального строительства" Козловым Владиславом Олеговичем с превышением полномочий было подписано 27 ноября 2014 года Соглашение о взаимодействии по объекту "Строительство многоквартирных жилых домов в г. Березники, в Правобережной части города Березники" с АО "КРПК" и приняты обязательства по безвозмездному исполнению работ и функций технического заказчика по реализации проекта "Строительство многоквартирных жилых домов в г. Березники, в Правобережной части города Березники".
7. Наличие неурегулированного спора по поводу использования земельного участка, находящего в федеральной собственности, между АО "КРПК" и Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю содержит риски нереализации проекта "Комплекс зданий "Школа Сколково в Пермском крае" и неэффективного использования средств АО "КРПК" в размере 44 635,6 тыс. рублей в связи с невозможностью применения в будущем полученных результатов проектно-изыскательских работ для строительства здания школы на спорном земельном участке.
8. С сентября 2015 года функции организатора закупки (в отношении закупок, проводимых в форме конкурсов или аукционов) в соответствии с полномочиями, переданными на основании Соглашения о взаимодействии от 16 сентября 2015 г. б/н (в объеме, предусмотренном приложением N 4 Положения о закупке), в отношении АО "КРПК" осуществляет Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
При этом заключение указанного Соглашения от 16 сентября 2015 года о взаимодействии между АО "КРПК" и Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края было осуществлено с превышением полномочий, установленных Положением о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 5 декабря 2013 г. N 1707-П, которое не предусматривает осуществление функций организатора процедуры закупок для нужд коммерческих организаций.
9. В ходе проведения контрольного мероприятия в АО "КРПК" выявлены нарушения и недостатки, по результатам контрольного мероприятия генеральному директору акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" К.П. Хмаруку направлено представление Счетной палаты Российской Федерации.
Кроме того, направляю информацию по назначению К.П. Хмарука на должность генерального директора АО "КРПК".
К.П. Хмарук в соответствии с подпунктом 9.1 Устава акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" решением общего собрания акционеров общества от 30 апреля 2014 г. был избран на должность генерального директора АО "КРПК" сроком на три года.
До избрания генеральным директором АО "КРПК" К.П. Хмарук в должности Министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края входил в совет директоров АО "КРПК" как представитель органа исполнительной власти Пермского края, уполномоченный осуществлять права Пермского края - единственного акционера общества. Уволен К.П.Хмарук с государственной гражданской службы 29 апреля 2014 года.
До назначения К.П. Хмарука на должность генерального директора АО "КРПК" он в обращении от 28 апреля 2014 года на имя председателя Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Е.В. Сосниной попросил рассмотреть на заседании комиссии вопрос о даче согласия на заключение трудового договора между ним и АО "КПРК".
Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации губернатора Пермского края (протокол от 29 апреля 2014 г. N 10), К.П. Хмаруку было дано согласие на замещение должности генерального директора АО "КРПК" по трудовому договору с указанной организацией.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Пермского края необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) принять дополнительные меры по реализации мероприятий по переселению жителей г. Березники из аварийного жилищного фонда;
2) разработать комплекс мер, направленных на развитие промышленной площадки Лямино в 2016 - 2018 годах и привлечение инвесторов;
3) принять меры по обеспечению реализации в полном объеме Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края прав акционера АО "КРПК";
4) осуществить контроль за исполнением АО "КРПК" представления Счетной палаты Российской Федерации, направленного по результатам контрольного мероприятия;
5) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия;
6) дать поручение о проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации при назначении К.П. Хмарука на должность генерального директора акционерного общества "Корпорация развития Пермского края";
7) расторгнуть заключенное Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Соглашение от 16 сентября 2015 года о взаимодействии с АО "КРПК".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2015 г. N 62К (1073).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" губернатору Пермского края необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов в течение 180 дней со дня его получения.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 15 января 2016 г. N ПР 13-2/13-02
Текст представления официально опубликован не был