Представление Счетной палаты РФ от 15 января 2016 г. N ПР 13-4/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка хода реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе жителей города Березники, реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового Пермского края на 2010-2015 годы, а также деятельности акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" в акционерном обществе "Корпорация развития Пермского края" (далее - АО "КРПК"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Включение в Устав акционерного общества "Корпорация развития Пермского края" (далее - Устав) такого вида деятельности, как осуществление функции заказчика - застройщика по строительству нового микрорайона в Правобережной части г. Березники, не может быть отнесено к основному виду деятельности общества.
Строительство многоквартирных жилых домов (далее - МКД) за счет средств бюджета Пермского края в сумме 499 999,3 тыс. рублей также не соответствует целям внесения указанных средств в уставный капитал АО "КРПК" (финансирование механизмов поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Пермского края).
2. В нарушение статьи 35 Закона Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" резервный фонд АО "КРПК" по состоянию на 1 октября 2015 года находится в стадии формирования и составляет менее 5% его уставного капитала.
3. На основании Закона Пермского края от 14 декабря 2013 г. N 267-ПК "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края на 2013-2015 годы" осуществлена приватизация 75% пакета акций ОАО "Международный аэропорт "Пермь" путем внесения имущественного вклада в уставный капитал АО "КРПК".
По состоянию на ноябрь 2015 года денежные средства от продажи акций ОАО "Международный аэропорт "Пермь" в виде выплат дивидендов по акциям АО "КРПК" в бюджет Пермского края не перечислены, что является нарушением статьи 2 Закона Пермского края от 14 декабря 2013 г. N 267-ПК "Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края на 2013-2015 годы".
4. АО "КРПК" плановые значения по ряду показателей эффективности деятельности общества по итогам работы за 2014 год и 9 месяцев 2015 года достигнуты не были. Так, например, выручка от основной деятельности за 2014 год составила 499,0 тыс. рублей, или 4,1% установленного планового значения.
5. В действующей редакции Устава (пункт 7.6) закреплено, что единственным акционером АО "КРПК" является Правительство Пермского края.
Вместе с тем собственником акций является Пермский край, а Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в соответствии со статьей 8 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 г. N 150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" и пунктом 1.2 Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, осуществляет от имени Пермского края права акционера.
6. Объем дивидендов и налогов, перечисляемых АО "КРПК" в консолидированный бюджет Пермского края, несоизмерим с объемом расходов единственного акционера - Пермского края по формированию и увеличению размера уставного капитала общества. Так, размер дивидендов и налогов, перечисленных АО "КРПК" в 2014 году в консолидированный бюджет Пермского края, составил 8 377,6 тыс. рублей и 7 196,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года - 843,5 тыс. рублей и 7 681,0 тыс. рублей соответственно.
7. По состоянию на ноябрь 2015 года концепции проектов "Строительство нового микрорайона в Правобережной части г. Березники" за период 2014-2017 гг." и "Строительство объектов инженерно-технического обеспечения нового жилого микрорайона в Правобережной части г. Березники" за период 2015-2017 гг." в рамках Порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2013 г. N 1721-п, не рассмотрены и в качестве приоритетных инвестиционных проектов Пермского края не утверждены.
8. Показателями эффективности деятельности АО "КРПК" на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, утвержденными решением Совета директоров Корпорации (протокол от 25 июня 2015 года N 10), источники финансирования в 2014-2017 годах инвестиционного проекта по строительству МКД в г. Березники общей стоимостью 10 509 788,0 тыс. рублей не определены. В настоящее время финансирование указанного проекта осуществляется за счет собственных средств АО "КРПК".
Вместе с тем в условиях запланированного значительного сокращения уставного капитала АО "КРПК" (с 1 615,0 млн. рублей - в 2015 году до 745,0 млн. рублей - в 2017 году) отсутствие четко определенных источников финансирования создает риски реализации АО "КРПК" инвестиционного проекта, а также полного и своевременного выполнения обязательств по заключенным и планируемых к заключению договорам.
9. Значительное увеличение стоимости выполняемых работ по строительству МКД N 1, 2, 3, 4, 5 квартала N 16 Правобережной части г. Березники, которое составило 158 635,5 тыс. рублей, или 18,5%, свидетельствует о недостаточной предварительной проработке финансовой и инженерной составляющей инвестиционного проекта на этапе его планирования.
10. Несмотря на наличие в договоре от 2 июня 2014 г. N 0491940, заключенном АО "КРПК" и ОАО "Уралгипромез", обязательного требования по проверке краевым государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Пермского края" достоверности сметной стоимости строительства МКД, сметная документация органами государственной экспертизы не рассматривалась, проверка сметной стоимости строительства не проводилась. В результате подтвердить достоверность стоимости строительства МКД квартала N 16 г. Березники в сумме 952 856,2 тыс. рублей не представляется возможным.
Отсутствие проверки достоверности сметной стоимости является одной из причин значительного изменения в большую или меньшую сторону объема и стоимости работ (до 27 раз и до 86 раз соответственно), выполняемых непосредственно при строительстве ООО "СК Высотка" в рамках заключенного договора от 18 ноября 2014 г. б/н МКД N 1 и 2 квартала N 16 г. Березники, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовки проектной документации.
11. В ходе проверки установлен факт необоснованного увеличения на 185,1 тыс. рублей, или в 1,8 раза, стоимости работ по вырубке леса, срезке кустарников, корчевке пней (до 417,2 тыс. рублей) в рамках договора от 30 декабря 2014 г. б/н, заключенного с ООО "Высотка". Кроме того, в локальный сметный расчет также необоснованно включен такой вид работ, как перевозка грузов автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние до 15 км I класс груза (ФССЦпг03-21-01-015), предполагающий перевозку 150,0 тонны груза.
12. Без учета соблюдения условий договоров от 25 июля 2014 г. N 30 и от 30 декабря 2014 г. б/н, заключенных с ООО "Высотка" и предполагающих осуществление оплаты только после документального подтверждения факта выполнения работ, АО "КРПК" произведена оплата подрядчику денежных средств за фактически невыполненные работы в размере 1 165,6 тыс. рублей, что привело к образованию дебиторской задолженности.
13. Установлены факты несвоевременного выполнения отдельными подрядчиками своих обязательств по заключенным договорам. При этом АО "КРПК" претензионная работа в отношении недобросовестных подрядчиков фактически не проводилась.
Так, согласно условиям заключенных договоров объем штрафных санкций (неустойки, пени) за несвоевременное выполнение работ подрядчиками (расчетно) по договору с ООО "Высотка" от 25 июля 2014 г. N 30 составляет 164,9 тыс. рублей, по договору с ООО "Высотка" от 30 декабря 2014 г. б/н - 18 069,0 тыс. рублей, по договору с ООО "Сарко" от 24 августа 2015 г. N 01-07-102 - 1 146,32 тыс. рублей, по договору с ООО "Вакор" от 19 мая 2015 г. N 01-07-67 - 1 136,0 тыс. рублей, и по договору подряда с ООО "СК "Высотка" от 18 ноября 2014 г. б/н - 8 356,5 тыс. рублей.
14. Из-за отсутствия у генерального подрядчика - ООО "СК "Высотка" журналов входного контроля РД-39-00147105-015-98 ф. 12 входной контроль за соответствием материалов и изделий, поставляемых на объект строительства (жилые дома N 1, 2, 3, 4, 5 квартала N 16 г.Березники), требованиям, указанным в проектно-сметной документации, в августе - ноябре 2015 года фактически не осуществлялся.
В связи с неосуществлением входного контроля техническим заказчиком - ООО "Центр строительного консультирования" не проводилась проверка полноты и соблюдения сроков выполнения подрядными организациями входного контроля и проверка документирования его результатов, выполнение которых было предусмотрено подпунктом 1 пункта 6.1.4 договора от 31 июля 2015 г. N 01-03-108.
При этом средства за выполнение ООО "Центр строительного консультирования" функций технического заказчика в августе - сентябре 2015 года АО "КРПК" на общую сумму 2 951,4 тыс. рублей в соответствии с условиями договора перечислены в полном объеме.
15. Наличие неурегулированного спора между АО "КРПК" и Территориальным управлением Росимущества по Пермскому краю по поводу использования земельного участка, находящего в федеральной собственности, содержит риски нереализации проекта "Комплекс зданий "Школа Сколково в Пермском крае" и неэффективного использования средств АО "КРПК" в размере 44 635,6 тыс. рублей в связи с невозможностью использования в будущем полученных результатов проектно-изыскательских работ для строительства здания школы на спорном земельном участке.
16. При осуществлении АО "КРПК" закупок в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству многоквартирных домов в г. Березники в 2014-2015 годах конкуренция между участниками процедур закупок фактически отсутствовала, существенной экономии в результате снижения начальной (максимальной) цены по результатам проведенных закупок получено не было. Так, объем закупок, проведенных неконкурентными способами, составил 2 892 988,1 тыс. рублей, или 71% общего объема закупок, полученная экономия - 24 084,6 тыс. рублей, или только 0,59% начальной (максимальной) цены закупок.
17. В нарушение требований пункта 11.6.1 Положения о закупке АО "КРПК" по двум договорам, заключенным с единственным поставщиком, отсутствуют служебные записки с приложением необходимых документов. В служебных записках по 15 заключенным договорам на общую сумму 1 802 877,4 тыс. рублей не приведена информация об обосновании выбора закупки у единственного поставщика и невозможности провести закупку конкурентным способом, что не позволяет подтвердить обоснованность (необходимость) проведения закупки.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" АО "КРПК" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) по утверждению инвестиционных проектов строительства нового микрорайона в Правобережной части г. Березники и строительства объектов инженерно-технического обеспечения нового жилого микрорайона в Правобережной части г. Березники в качестве приоритетных инвестиционных проектов Пермского края (с определением источников их финансирования);
2) по направлению в органы государственной экспертизы Пермского края разработанной проектной документации строительства многоквартирных жилых домов в Правобережной части г. Березники в целях проведения проверки достоверности их сметной стоимости;
3) по взысканию штрафных санкций с подрядных организаций за несвоевременное исполнение ими обязательств по заключенным договорам;
4) по обеспечению надлежащего выполнения ООО "Центр строительного консультирования" проверки полноты и соблюдения сроков выполнения подрядными организациями входного контроля и проверки документирования его результатов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 6.1.4 договора от 31 июля 2015 г. N 01-03-108.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2015 г. N 62К (1073).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору АО "КРПК" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов в течение 180 дней со дня его получения.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 15 января 2016 г. N ПР 13-4/13-02
Текст представления официально опубликован не был