Представление Счетной палаты РФ от 19 января 2016 г. N ПР 09-10/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка расходования средств федерального бюджета и эффективности управления государственным фондом недр редких и редкоземельных металлов в 2011-2014 годах и истекшем периоде 2015 года", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) не обеспечило соблюдение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части осуществления внутреннего финансового контроля территориальных органов.
В результате средства федерального бюджета в размере 66,5 млн. рублей, или 4,6% от объема средств федерального бюджета, направленных в проверяемый период на геологическое изучение недр по редким и редкоземельным металлам, использованы территориальными органами с нарушением законодательства.
1.1. Центрнедрами заключен государственный контракт от 26 мая 2010 г. N 6/2010 с федеральным государственным унитарным предприятием "Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов" на выполнение работ по объекту N 1-12/10 на разработку и апробацию технологии извлечения рения из инфильтрационных Re-Mo-U руд месторождения "Бельское" стоимостью 55,0 млн. рублей (в том числе в 2011 году - 30,0 млн. рублей, 2012 году - 13,0 млн. рублей).
В соответствии с информацией, представленной на сайте http://zakupkiold.gov.ru, размещение проекта государственного контракта осуществлялось по коду позиции 7310000 "Интеллектуальная и материальная продукция, услуги по исследованиям и разработкам, нефинансовые материальные активы в области естественных и технических наук" (номер извещения 100319/009083/21).
Результатом исполнения указанного государственного контракта являлась разработка и апробирование технологии извлечения рения из инфильтрационных Re-Mo-U руд месторождения "Бельское".
Данный результат работ не относится к геолого-разведочным работам, предусмотренным статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (геологическое картирование территории, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых и др.) и Положением о порядке проведения геолого-разведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 5 июля 1999 г. N 83-р (далее - Положение о порядке проведения ГРР), согласно которому результатом геолого-разведочных работ являются сводные и обзорные карты геологического содержания различных масштабов, оценка прогнозных ресурсов категорий и
, оценка промышленного значения месторождения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации разработка новой технологии осуществляется по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказами Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, от 21 декабря 2011 г. N 180н, от 21 декабря 2012 г. N 171н, расходы по указанному государственному контракту от 26 мая 2010 г. N 6/2010 должны быть отражены по разделу (подразделу) 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики". Вместе с тем Центрнедрами произведена оплата в общей сумме 43,0 млн. рублей по разделу (подразделу) 0404 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы", по которому отражаются расходы, связанные с осуществлением мероприятий по геологическому изучению недр, воспроизводству минерально-сырьевой базы, поиску и разведке месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, Центрнедра использовали средства федерального бюджета в сумме 43,0 млн. рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, что содержит признаки нецелевого расходования средств, определенные статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. Территориальными органами Роснедр при исполнении государственных контрактов на геолого-разведочные работы оплата работ осуществлялась в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, которая составлена с нарушением требований нормативных документов, регламентирующих их выполнение (в том числе Положения о порядке проведения ГРР и Инструкции N 108).
В состав геолого-разведочных работ включены работы по составлению информационных отчетов, сбору фондовых, архивных и опубликованных материалов, оформлению заказов на ксерокопирование, систематизации сведений, извлеченных из источников информации, составлению текстов отчетов, оплате рецензий и консультаций и др. на общую сумму 23,5 млн. рублей, не соответствующие требованиям указанных нормативных документов, которые были приняты и оплачены территориальными органами Роснедр, в том числе в отсутствие подтверждающих первичных документов, что указывает на наличие признаков причинения ущерба при использовании бюджетных средств.
Оплата указанных работ осуществлена Центрнедрами по 2 государственным контрактам (от 20 марта 2012 г. N 6/2012; от 24 мая 2013 г. N 6/2013) на сумму 11,70 млн. рублей; ЦентрСибнедрами - по 1 государственному контракту от 9 сентября 2014 г. N 197 на сумму 9,4 млн. рублей, Уралнедрами по 1 государственному контракту от 8 июня 2009 г. N 3/09 на сумму 2,4 млн. рублей.
2. Территориальными органами Роснедр в 2011-2014 годах заключены государственные контракты на выполнение работ по повышению эффективности геолого-разведочных работ, инвестиционной привлекательности месторождения и разработке программы геолого-разведочных работ, не предусмотренных Положением о порядке проведения ГРР и не относящихся к геолого-разведочным работам или работам в области геологического изучения недр, предусмотренным статьей 36.1 Закона о недрах (геологическое картирование территории, поиск и оценка месторождений полезных ископаемых и др.). Результатами указанных работ явились подготовка различных рекомендаций, методических указаний и предложений по дальнейшему изучению, комплексному освоению и повышению инвестиционной привлекательности месторождения; разработка программы геолого-разведочных работ и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Выполненные в рамках указанных государственных контрактов работы на общую сумму 290,0 млн. рублей (в том числе подготовка различных рекомендаций, методических указаний и предложений по дальнейшему изучению, комплексному освоению и повышению инвестиционной привлекательности месторождения; разработка программы геолого-разведочных работ и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), не обеспечили достижение результатов, предусмотренных на этапах и стадиях геолого-разведочных работ, в том числе:
по государственному контракту от 8 июня 2009 г. N 3/09 на общую сумму 40,0 млн. рублей, заключенному Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - Уралнедра) с ФГУП "ИМГРЭ", на выполнение работ по объекту "Повышение эффективности ГРР на твердые полезные ископаемые (черные, цветные, редкие и благородные) на основе рационального комплекса интерпретации, оценки и разбраковки геохимических аномалий";
по государственному контракту от 20 апреля 2012 г. N 20/2012 на общую сумму 200,0 млн. рублей, заключенному Центрнедрами с ОАО "Кольцовгеология", на выполнение работ по объекту "Повышение инвестиционной привлекательности месторождения "Центральное" (Тамбовская область) на основе изучения возможности комплексного использования титан-циркониевых песков и пород вскрыши";
по государственному контракту от 22 августа 2013 г. N 14/2013 на общую сумму 50,0 млн. рублей, заключенному Центрнедрами с федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Федоровского", на выполнение работ по объекту "Разработка программы ГРР в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации подпрограммы "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов".
3. Территориальными органами Роснедр при подготовке конкурсных документаций на осуществление геолого-разведочных работ на редкие и редкоземельные металлы включены в начальную (максимальную) цену контрактов (далее - НМЦК) работы (затраты) на общую сумму 98,4 млн. рублей, не предусмотренные нормативными документами, регламентирующими составление смет на геолого-разведочные работы, а также виды налогов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе по объектам:
111-2 "Поисковые работы на Алгаминском рудопроявлении циркония (Хабаровский край)", заказчиком которых являлся Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (2014 год); в НЦМК включены налог на себестоимость на общую сумму 3,0 млн. рублей, не предусмотренный НК РФ, и расходы на возмещение убытков лесхозу, не предусмотренные Инструкцией по составлению проектов и смет на геолого-разведочные работы, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра) от 22 ноября 1993 г. N 108 (далее - Инструкция N 108);
111-30 "Оценочные работы на рений и попутные компоненты на Брикетно-Желтухинском месторождении с апробацией технологии подземного выщелачивания", заказчиком которых являлись Центрнедра (2013 год); в НЦМК включены расходы на выполнение аналитических работ и работ по составлению информационных геологических отчетов на общую сумму 28,8 млн. рублей, не предусмотренные Инструкцией N 108;
111-33 "Поисковые работы на рений в диктионемовых сланцах и фосфоритах Прибалтийского бассейна на Кайболово-Гостилицкой площади с оценкой прогнозных ресурсов рения по категориям и
, заказчиком которых являлся Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу (2012 год), в НЦМК включена стоимость подготовки рекомендаций по выбору оптимальной технологии извлечения рения на общую сумму 16,5 млн. рублей, разработка которых не предусмотрена Положением о порядке проведения ГРР на этапах и стадиях геолого-разведочных работ;
111-3 "Поисковые работы на бериллиевое оруднение в пределах Снежного рудного поля (Республика Бурятия)", заказчиком которых являлся Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - ЦентрСибнедра) (2014 год), в НЦМК включены затраты на "прочие полевые работы", "сопутствующие работы" и "компенсируемые затраты" на общую сумму 50,1 млн. рублей без наличия обоснования, предусмотренного протоколом научно-технического совета Роснедр от 29 апреля 2005 г. N ОМ-07/113-пр.
4. В ходе проверки выполнения условий лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи лопаритовых руд на участках Карнасурт и Кедыквырпахк Ловозерского редкометалльного месторождения в Мурманской области, являющегося приложением N 1 к лицензии МУР 13940 ТЭ (далее - лицензионное соглашение об условиях пользования недрами), ООО "Ловозерский ГОК" установлено:
4.1. В нарушение требований пункта 11.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами ООО "Ловозерский ГОК" осуществляло промышленную добычу полезных ископаемых на лицензионном участке:
в отсутствие утвержденных проектных документов на разработку участка недр, получивших положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы промышленной безопасности и охраны недр;
при наличии неутвержденных запасов полезных ископаемых (южный фланг на участке Кедыквырпахк, в районе угловых точек 1-28-29), не прошедших в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
4.2. В нарушение пункта 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых РД 07-192-98 (утверждена Федеральным горным промышленным надзором России, Министерством природных ресурсов Российской Федерации 31 декабря 1997 г., 7 февраля 1998 г. N N 58, 56) ООО "Ловозерский ГОК" осуществляло добычу полезных ископаемых в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, которые устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.
4.3. В нарушение пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, подпункта "д" пункта 4.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами ООО "Ловозерский ГОК" допустило потери полезных ископаемых при добыче лопаритовой руды в объеме 25,8% - 26%, которые превысили нормативные потери, установленные локальной проектной документацией (локальным проектом "Вскрытие и отработка пласта "Уртриты" выше горизонта +513 метров рудника "Карнасурт" ООО "Ловозерский ГОК" (панель: горизонт +513 метров - горизонт +560 метров)" и Технорабочим проектом вскрытия и отработки пласта малинитов на участке "Кедыквырпахк" (панель горизонта + 435 метров, выход рудного пласта на дневную поверхность), на 9% и 7% соответственно.
4.4. В нарушение требований подпункта "г" пункта 4.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами ООО "Ловозерский ГОК" не осуществляло опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых.
5. В границах Ковдорского месторождения государственным балансом запасов полезных ископаемых запасы тантала и ниобия не учтены. Не упоминаются компоненты (редкие металлы), залегающие совместно с основными полезными ископаемыми, и в лицензиях на право пользования недрами, выданных АО "Ковдорский ГОК". Указанное позволило АО "Ковдорский ГОК" экспортировать минеральное сырье, получаемое в процессе обогащения, без извлечения указанных попутных полезных компонентов.
6. Роснедра неэффективно осуществляли полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, установленные подпунктом 5.1 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293.
В нарушение пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в течение длительного времени без наличия разрешения собственника (Росимущества) ФГУП "ИМГРЭ" предоставлялись санэпидемстанции Кунцевского района (в последующем - филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в Западном административном округе г. Москвы) в безвозмездное пользование помещения основного здания (адрес: г. Москва, ул. Вересаева, д. 15) общей площадью 4786,6 кв. м (или 57,8% от общей площади здания - 8 278,9 кв. м), принадлежащего ФГУП "ИМГРЭ" на праве хозяйственного ведения (свидетельство о государственной регистрации права от 16 сентября 2005 года серии 77 АВ 805232, выданное Главным управлением Федеральной регистрационной службы по г. Москве).
7. Во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, ФГУП "ИМГРЭ" представлена отчетность в Роснедра за 2011, 2012, 2013 годы по форме N 7-гр "Сведения об использовании средств на геолого-разведочные работы по их видам и группам полезных ископаемых", которая не соответствует данным раздела 1 формы N 2-гр "Сведения о выполнении геолого-разведочных работ" в части объемов финансирования поисковых и разведочных работ (2013 год) и данным бухгалтерского учета и отчетности.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по недропользованию необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) в рамках проводимой разовой актуализации лицензий на пользование недрами в целях обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации от 12 февраля 2015 г. N Пр-254 рассмотреть возможность включения в лицензионные соглашения требования по рациональному использованию и охране недр в части обеспечения наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (в том числе по редким металлам), предусмотренные пунктом 5 статьи 23 Закона о недра;
2) разработать планы мероприятий по устранению Роснедрами и его территориальными органами выявленных нарушений с установлением конкретных сроков их выполнения, ответственных исполнителей;
3) привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 декабря 2015 г. N 63К (1074).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы по недропользованию либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 января 2016 г. N ПР 09-10/09-05
Текст представления официально опубликован не был