Представление Счетной палаты РФ от 19 января 2016 г. N ПР 09-11/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка расходования средств федерального бюджета и эффективности управления государственным фондом недр редких и редкоземельных металлов в 2011-2014 годах и истекшем периоде 2015 года" в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области (далее - Управление), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Управление не на должном уровне осуществляло полномочия администратора доходов, установленные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в результате чего потери бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в проверяемый период составили 325,3 млн. рублей (расчетно), из них в связи с:
неправильным применением АО "Ковдорский ГОК" коэффициентов к нормативам платы за НВОС, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление N 344) и определяемым соответствующими законами о федеральном бюджете на очередной год, - 7,0 млн. рублей (расчетно);
невключением АО "Ковдорский ГОК" отходов обогащения в объеме 23 145,9 тыс. тонн, использованных для собственных нужд в отсутствие утвержденных изменений в техническом проекте "Реконструкция карьера с целью восстановления проектной мощности ОАО "Ковдорский ГОК", предусматривающих строительство дамб и откосов, в расчет платы за НВОС - 78,5 млн. рублей (расчетно);
отсутствием документов, подтверждающих использование для собственных нужд (развитие отвала N 3) АО "Ковдорский ГОК" отходов обогащения в объеме 70 720,3 тыс. тонн, который не включен в расчет платы за НВОС, - 233,4 млн. рублей (расчетно);
невзысканием административных штрафов, наложенных на должностных и юридических лиц в соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за невнесение в установленные сроки платы за НВОС, - 2,2 млн. рублей (расчетно);
необоснованным применением во II-IV кварталах 2011 года и IV квартале 2012 года ООО "Ловозерский ГОК" понижающего коэффициента 0,3 к нормативу платы за размещение отходов производства и потребления, установленного в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 344, при отсутствии утвержденных лимитов на размещение отходов - 1,9 млн. рублей (расчетно);
необоснованным применением понижающего коэффициента 0,3, установленного в соответствии с приложением N 1 к постановлению N 344, и неприменением коэффициента, пятикратно повышающего плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды ООО "Ловозерский ГОК" ввиду отсутствия лимитов на размещение отходов в I-II кварталах 2012 года, что является нарушением пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, - 2,3 млн. рублей (расчетно).
2. Управлением при отсутствии документов, подтверждающих использование АО "Ковдорский ГОК" отходов вскрышных работ и обогатительного производства на собственные нужды (содержание дорог, строительство трасс), занижена сумма недоимки по плате за НВОС за период с 1 января по 31 декабря 2012 года на сумму 171,2 млн. рублей, или на 68,7% от первоначально заявленной суммы - 249,3 млн. рублей.
3. Управление не на должном уровне осуществляло полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27 июня 2011 г. N 440:
3.1. ООО "Ловозерский ГОК" допустило нарушение пункта 11.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи лопаритовых руд на участках Карнасурт и Кедыквырпахк Ловозерского редкометалльного месторождения в Мурманской области в части осуществления промышленной добычи полезных ископаемых:
в отсутствие утвержденных проектных документов на разработку участка недр, получивших положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы промышленной безопасности;
при наличии неутвержденных запасов (южный фланг на участке Кедыквырпахк, в районе угловых точек 1-28-29), не прошедших в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
3.2. ООО "Ловозерский ГОК" допустило нарушение пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" в ходе промышленной добычи лопаритовой руды в части сверхнормативных потерь полезных ископаемых.
Локальной проектной документацией (локальным проектом "Вскрытие и отработка пласта "Уртриты" выше горизонта +513 метров рудника "Карнасурт" ООО "Ловозерский ГОК" (панель: горизонт +513 метров - горизонт +560 метров)" и Технорабочим проектом вскрытия и отработки пласта малинитов на участке "Кедыквырпахк" (панель горизонта + 435 метров, выход рудного пласта на дневную поверхность) установлены нормативные потери лопаритовой руды в размере 19% и 15% соответственно. Однако согласно данным первичной маркшейдерской документации (справки о движении запасов по руднику "Карнасурт" за декабрь 2011, 2012, 2013 и 2014 годов) ООО "Ловозерский ГОК" при добыче лопаритовой руды допущены потери в объеме 25,8% - 26%.
3.3. ООО "Ловозерский ГОК" не соблюдены требования Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205, что обусловило некорректное отражение данных в формах статистической отчетности N 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" за июль и август 2013 года, за февраль, май - декабрь 2014 года, январь, июнь и июль 2015 года и, следовательно, недостоверность расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
3.4. ООО "Ловозерский ГОК" в нарушение пункта 1 статьи 30, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и пункта 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", не разработало предельно допустимые выбросы на период 2011-2013 годов и не получило разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Управлению Росприроднадзора по Мурманской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) обеспечить расчет ООО "Ловозерский ГОК" и АО "Ковдорский ГОК" платы за НВОС за период 2011-2015 годов и взыскание платы за НВОС в доход бюджетной системы Российской Федерации;
2) рассмотреть возможность проведения Управлением проверок в АО "Ковдорский ГОК" и ООО "Ловозерский ГОК" в 2016 году.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 декабря 2015 г. N 63К (1074).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Управления Росприроднадзора по Мурманской области либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 января 2016 г. N ПР 09-11/09-05
Текст представления официально опубликован не был