Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-9/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности осуществления от имени Российской Федерации прав акционера организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых находятся в федеральной собственности, в том числе функций по приватизации и управлению интегрированными структурами", в том числе на объекте АО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" (далее - ОАО "ПНИИИС", общество), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Положение о закупках общества, утвержденное решением совета директоров ОАО "ПНИИИС" 20 марта 2012 года (протокол от 20 марта 2012 г. N 27), размещено на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 20 февраля 2013 года, то есть спустя 11 месяцев со дня его утверждения, что является нарушением пятнадцатидневного срока, определенного частью 1 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
2. План закупок ОАО "ПНИИИС" на 2013 год опубликован на официальном сайте 28 марта 2013 года, то есть позднее, чем через 10 календарных дней после даты утверждения плана или внесения в него изменений, что является нарушением пункта 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908.
3. В нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ Планы закупок общества на 2014-2015 годы на официальном сайте не размещены.
4. Обществом в 2015 году не выполнялись требования части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" о внесении информации и документов в реестр договоров.
5. Обществом в нарушение положений Устава, предусматривающего одобрение сделок аренды недвижимого имущества, срок которых не превышает одного года (подпункт 14 пункта 15.2 Устава в редакции, утвержденной распоряжением Росимущества от 12 апреля 2012 года N 548-р) и одобрение сделок аренды недвижимого имущества, сроком до трех лет (подпункт 16 пункта 15.3 устава в редакции, утвержденной распоряжением Росимущества от 5 марта 2015 года N 223), заключались договоры аренды недвижимого имущества раньше даты проведения заседания совета директоров, на котором были согласованы условия сделки (договоры N 113/14 и N 114/14 заключены 1 октября 2014 года, заседание совета директоров, на котором были согласованы условия сделки, проведено 9 октября 2014 года).
Кроме того, условия ряда договоров аренды, не соответствовали условиям сделок, согласованных советом директоров общества.
Так, срок действия договора аренды от 15 июля 2013 г. N 88/13 установлен с 15 июля 2013 года, в то же время советом директоров данная сделка одобрена с 20 апреля 2013 года. Договор заключен на меньшую площадь - 13 кв. м. вместо 32,2 кв.м.;
договор аренды от 20 ноября 2013 г. N 143а/13 начал действовать с момента составления акта приема-передачи имущества от 1 апреля 2014 года, при этом советом директоров данная сделка одобрена с 20 ноября 2013 года.
6. АО "ПНИИИС" с 2007 года заключены долгосрочные договоры оказания услуг с операторами, предоставляющими услуги сотовой и иной связи: ОАО "МТС", ОАО "Соник Дуо" (ОАО "Мегафон"), ООО "Скартел" (ООО "Макмис"). Фактически предметом договоров являлось использование части крыши 8-ми этажного здания по адресу: г. Москва, Окружной проезд, д. 18, корпус А для размещения оборудования и антенно-фидерных устройств.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" заключенные договоры оказания услуг являются договорами "скрытой" аренды и подлежат обязательной государственной регистрации применительно к пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что часть помещений здания общей площадью 1906,0 кв. метров (с 4-го по 8-ой этажи), являются собственностью Российской Федерации и используются на праве оперативного управления Управлением Росреестра по городу Москве.
Согласование сделок по предоставлению в пользование крыши здания с Росимуществом обществом не осуществлялось, Росимущество не указано стороной в заключенных договорах.
7. В 2013-2014 годах обществом массово заключались гражданско-правовые договоры с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (в 2013 году - 31 договор, в 2014 году - 3 договора), на оказание услуг аренды жилых помещений, аренды автотранспорта, при этом налоговых отчисления по гражданско-правовым договорам обществом не производилось.
8. В течение 2014 года обществом были заключены "рамочные" договоры купли-продажи, в которых не определены существенные условия договора, предусмотренные пунктом 3 статьи 455 и статьи 465 Гражданского кодекса: условие о наименовании товара, условие о количестве товара.
9. В связи с отсутствием на официальном сайте АО "ПНИИИС" (www.pniiis.ru) информации в форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 11 мая 2011 г. N 208 "Об утверждении порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиям", обществом не соблюдались требования о раскрытии информации, установленные пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
10. В нарушение пункта 1 статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс, общество не обладает оригиналами заключений ревизионной комиссии по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за 2013 год и за 2014 год, обществом не хранятся Положение о Совете директоров ОАО "ПНИИИС" и Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "ПНИИИС".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" АО "ПНИИИС" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
2. Обеспечить размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) планов закупок товаров, работ, услуг АО "ПНИИИС" за 2014 и 2015 годы.
3. Обеспечить соблюдение требований о раскрытии информации, установленных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2015 г. N 62К (1073).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору АО "ПНИИИС" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 мая 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 января 2016 г. N ПР 14-9/14-02
Текст представления официально опубликован не был