Представление Счетной палаты РФ от 25 января 2016 г. N ПР 10-14/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год и Планом работы Счетной палаты Красноярского края на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в г. Красноярске в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года" в Правительстве Красноярского края, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Проектная мощность 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в г. Красноярске (далее - Объект) используется менее чем на 50%, из-за отсутствия необходимых подходов и транспортных развязок к нему.
Так, в настоящее время движение по левому берегу г. Красноярска с моста и к мосту осуществляется только по одному съезду (направо на улицу Дубровинского), ведущему в центральную часть города. Прямолинейные съезд и движение с моста в левобережную часть города отсутствуют. Вместе с тем планировалось, что мост сформирует объездное кольцо, которое позволит перемещаться между право- и левобережьем, минуя центр, и тем самым снизит нагрузку на центральные магистрали города.
2. За период реализации проекта в соответствии с Соглашениями, заключенными между Росавтодором и Правительством Красноярского края о предоставлении субсидии в 2012-2014 годах, а также в 2015 году, бюджету Красноярского края предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета в сумме 6 478,6 млн. рублей. Фактически по состоянию на 28 октября 2015 года Росавтодором перечислено 6 185,0 млн. рублей, или 95,5 процентов.
Остаток субсидии из федерального бюджета, подлежащий перечислению до конца 2015 года в соответствии с соглашением от 9 апреля 2015 г. N ФДА48/69-С, составляет 293,6 млн. рублей.
Расходы бюджета Красноярского края на реализацию проекта в соответствии с заключенными Соглашениями составили 6 494,4 млн. рублей, или 94,1% от предусмотренных объемов (6 900,4 млн. рублей).
Недофинансирование бюджетом Красноярского края строительства Объекта по состоянию на момент проверки составляет 387,2 млн. рублей (образовалось в 2012 году). При этом в целях выполнения условий предоставления субсидий, установленных Методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой "Автомобильные дороги", условий и порядка их предоставления, приведенной в приложении N 4 к подпрограмме "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 (ред. от 30 декабря 2011 года), а также согласования и подписания соглашения о предоставлении в 2012-2014 годах субсидии, Правительством Красноярского края (письма от 10 февраля 2012 г. N 3-01500 и N 3-01501) направлены в Росавтодор соответствующие документы и материалы в том числе о наличии в бюджете Красноярского края бюджетных ассигнований на финансирование строительства Объекта.
Остаток средств краевого бюджета, подлежащий перечислению до конца 2015 года (без учета недофинансирования Объекта краем в сумме 387,2 млн. рублей), составляет 18,8 млн. рублей.
По состоянию на момент проверки (10 ноября 2015 года) объем предоставленных и неиспользованных краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (далее - КГКУ "КрУДор") в 2015 году федеральных и краевых средств составил 132,7 млн. рублей.
Потребность КГКУ "КрУДор" в бюджетных средствах для завершения расчетов в 2015-2016 годах с подрядчиком ОАО "Сибмост" и организациями, осуществляющими технический надзор, авторский надзор и техническое присоединение к электрическим сетям, составляет 631,9 млн. рублей, в том числе за строительно-монтажные работы - 612,6 млн. рублей.
Таким образом, учитывая недофинансирование краем строительства Объекта (остаток 2012 года в сумме 387,2 млн. рублей), неиспользованный остаток бюджетных средств 2015 года (132,7 млн. рублей) и объем обязательств края по соглашению от 9 апреля 2015 г. N ФДА48/69-С, подлежащих исполнению до конца текущего года (18,8 млн. рублей), потребность в федеральном софинансировании на завершение расчетов по Объекту составляет 93,2 млн. рублей, что на 200,4 млн. рублей меньше остатка субсидии из федерального бюджета 2015 года, подлежащего к перечислению в 2015 году (293,6 млн. рублей).
3. Министерством транспорта Красноярского края сопровождение подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 510-П, в проверяемом периоде осуществлялось на недостаточном уровне, о чем свидетельствует отсутствие необходимых корректировок в части финансирования мероприятий подпрограммы.
Так, в подпрограмме используются плановые, а не фактические данные отчетных лет. Кроме того, неосвоенные средства предшествующего периода при внесении изменений включались в объем финансирования планового периода без соответствующей корректировки объемов финансирования предыдущих периодов.
4. В нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 (в первоначальной редакции), проверка достоверности сметной стоимости строительства Объекта проведена Краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза", тогда как указанную экспертизу должно было проводить федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации.
5. При разработке рабочей документации по строительству Объекта из 1 665 наименований работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями контракта, было изменено 1 440 наименований в части объемов и стоимости, или 85%, что свидетельствует о низком качестве проектной документации. Указанные изменения привели к тому, что фактическая стоимость работ, подлежащих выполнению в соответствии с рабочей документацией, на 1,6 млн. рублей ниже стоимости, предусмотренной контрактом от 4 июня 2012 г. ТС N 68/12, заключенным между КГКУ "КрУДор" и ОАО "Сибмост".
6. В учете КГКУ "КрУДор" в первоначальной стоимости Объекта числятся расходы г. Красноярска в сумме 36,6 млн. рублей, из которых 25,1 млн. рублей были использованы на проведение проектно-изыскательских работ в рамках соглашения с Красноярским краем о совместной реализации инвестиционного проекта. Расходы Администрации г. Красноярска на сумму 11,5 млн. рублей первичными документами не подтверждены.
7. В нарушение пункта 47 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, согласно которому первоначальная стоимость объекта основного средства формируется, в том числе с учетом процентов по займам на его приобретение (создание), фактически сложившиеся на текущую дату проценты по бюджетному кредиту, предоставленному из федерального бюджета и использованного на разработку проектно-сметной документации в размере 42,9 млн. рублей, в первоначальную стоимость Объекта незавершенного строительства не включены.
8. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на момент проведения контрольного мероприятия отсутствовала государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 53 земельных участка общей площадью 100 028 кв. м, числящихся в учете КГКУ "КрУДор" и расположенных под Объектом.
9. В нарушение пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на 15 земельных участков, расположенных под Объектом, отсутствуют правоустанавливающие документы (свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка и т.п.), при этом получено разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию от 29 октября 2015 г. N 24-308-01/2488-ДГ-2012, выданное Администрацией г. Красноярска.
10. КГКУ "КрУДор" не обеспечило объективную и обоснованную экспертизу результатов оценки выкупной стоимости недвижимого имущества в связи с его изъятием для строительства Объекта.
В результате Правительство Красноярского края в лице КГКУ "КрУДор" в ряде случаев объекты недвижимого имущества приобретало у г. Красноярска по цене, более чем в 1,5 раза превышающей цену, по которой г. Красноярск выкупал указанные объекты у физических лиц, что связано с разницей в произведенной оценке рыночной стоимости указанного имущества.
10.1. В частности, при выкупе (мене) городом Красноярском у физических лиц двухквартирного жилого дома площадью 143,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лесников, 1А, его общая стоимость согласно произведенной в декабре 2012 года оценке составляла 7 861,1 тыс. рублей.
Вместе с тем при выкупе указанного жилого дома Красноярским краем у г. Красноярска на основании отчета об оценке от 21 мая 2014 г. N 034/7, проведенной ООО "Империя-А", его стоимость по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 15 035,0 тыс. рублей. КГКУ "КрУДор" заявкой на кассовый расход от 17 июня 2014 г. N 531 перечислены Администрации г. Красноярска денежные средства в сумме 15 035,0 тыс. рублей.
10.2. Стоимость жилого дома общей площадью 170,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова д. 81 (лит. А), выкупаемого г. Красноярском у физического лица, согласно отчета об оценке от 12 февраля 2013 года, составляла 7 054,9 тыс. рублей.
Вместе с тем при выкупе указанного жилого дома Красноярским краем у г. Красноярска на основании отчета об оценке от 21 мая 2014 г. N 034/5, проведенной ООО "Империя-А", стоимость указанного дома по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 18 114,0 тыс. рублей. КГКУ "КрУДор" заявкой на кассовый расход от 17 июня 2014 г. N 527 перечислены Администрации г. Красноярска денежные средства в сумме 18 114,0 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Красноярского края необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры, направленные на выполнение в полном объеме обязательств Красноярского края по финансированию строительства 4-го мостового перехода через реку Енисей в г. Красноярске.
2. Рассмотреть вопрос о заключении КГКУ "КрУДор" с ОАО "Сибмост" дополнительного соглашения к контракту от 4 июня 2012 г. ТС N 68/12 на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту в части изменения наименований видов выполняемых работ, а также снижения стоимости работ на сумму 1,6 млн. рублей при окончательных расчетах с подрядной организацией.
3. Учесть в бухгалтерском учете в составе первоначальной стоимости объекта незавершенного строительства (4-й мостовой переход через реку Енисей в г. Красноярске) сумму процентов, выплачиваемых по бюджетному кредиту.
4. Принять меры по истребованию у Администрации г. Красноярска первичных документов, подтверждающих расходы г. Красноярска по строительству Объекта в сумме 11,5 млн. рублей, включенные в первоначальную стоимость объекта незавершенного строительства (4-й мостовой переход через реку Енисей в г. Красноярске).
5. Провести корректировку подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" в части объемов финансирования программных мероприятий.
6. Принять меры по обеспечению государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования и оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные под Объектом.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 декабря 2015 г. N 64К (1075).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Правительства Красноярского края или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме, в том числе по устранению причин и условий допущенных нарушений и недостатков с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 апреля 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 января 2016 г. N ПР 10-14/10-04
Текст представления официально опубликован не был