Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2016 г. N ПР 01-28/14-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств на закупки товаров, работ, услуг бюджетными учреждениями и акционерными обществами в условиях реализации требований к осуществлению закупок, установленных федеральными законами о контрактной системе и закупках отдельных видов юридических лиц" в федеральном государственном бюджетном учреждении науки "Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук" (далее - ФТИ им. А.Ф. Иоффе, Учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В период с 1 января по 26 марта 2014 года ФТИ им. А.Ф. Иоффе при отсутствии положения о закупках, утвержденного и опубликованного в установленном порядке, осуществлялись закупки в порядке, определенном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), что является нарушением части 25 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). В указанный период проведено 112 закупок на общую сумму 9 552,0 тыс. рублей.
Положение о закупке товаров, работ и услуг ФТИ им. А.Ф. Иоффе (далее - Положение о закупке) утверждено заместителем руководителя ФАНО России 12 марта 2014 года и опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 26 марта 2014 года.
2. В ходе проверки выявлены недостатки организации деятельности Учреждения по планированию закупок в рамках как Федерального закона N 44-ФЗ, так и Федерального закона N 223-ФЗ, свидетельством которых является значительное количество вносимых изменений в планы-графики размещения заказов и планы закупок в течение отчетного периода. Так, по Федеральному закону N 44-ФЗ в 2014 году объемы планируемых закупок увеличились в 15 раз, в 2015 году - в 20 раз, по Федеральному закону N 223-ФЗ - в 2,4 раза и 180 раз соответственно.
3. По результатам проверки выявлены недостатки в закупочной деятельности Учреждения в рамках Федерального закона N 44-ФЗ при обосновании начальных (максимальных) цен договоров. Так, Учреждением при применении метода сопоставимых рыночных цен использовалась ценовая информация только двух поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при направлении организациям запросов о ценовых предложениях не указывались конкретные сроки выполнения работ. Указанные факты выявлены по шести закупкам*(1) с суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов 76 090,3 тыс. рублей.
4. В нарушение требований частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ регламентация закупочной деятельности Учреждения в рамках Федерального закона N 223-ФЗ осуществляется не только Положением о закупке, утвержденным ФАНО России, но и иными правовыми актами Учреждения. Так, приказом ФТИ им. А.Ф. Иоффе от 2 апреля 2012 г. N 26-а "О документальном оформлении приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг" установлен порядок осуществления закупок по приобретению товаров на сумму до 300,0 тыс. рублей в квартал с одной организацией в рамках одной темы, выполнению работ (оказанию услуг) на сумму до 20,0 тыс. рублей, который в Положении о закупке отсутствует.
Положением о закупке установлены нормы, позволяющие Учреждению значительную часть закупок осуществлять на неконкурентной основе (закупки за счет субсидий (грантов) осуществляются только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), объем которых составляет более 40% общего объема закупок), что влечет риски неэффективного расходования средств при осуществлении закупок.
5. По результатам анализа применения Учреждением антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов установлено, что в нарушение части 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ Учреждением по итогам проведения электронных аукционов, по которым снижение начальной (максимальной) цены контрактов составляло более 50%, заключались контракты с победителями закупок без предоставления такими участниками закупок обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, а также при предоставлении победителем закупки информации, подтверждающей его добросовестность, не соответствующей требованиям части 3 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ. Указанные факты выявлены по двум закупкам (реестровые номера закупок 0372100045714000131 и 0372100045714000107) с суммарной начальной (максимальной) ценой контрактов 1 799,4 тыс. рублей.
6. В нарушение части 2 статьи 54, части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ Учреждением заключены два договора*(2) на общую сумму 31 103,1 тыс. рублей до предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора.
7. Учреждением в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 6.1 контракта от 6 ноября 2014 г. N ЭА-44-43 (реестровый номер закупки 0372100045714000072) на сумму 3 147,4 тыс. рублей не применялись меры ответственности к поставщику (ООО "МИРА") за невыполнение в срок обязательств по поставке товара (расчетно сумма неустойки за просрочку поставки товара на 21 календарный день составляет 18,2 тыс. рублей).
8. Проверкой выявлены факты, свидетельствующие о признаках неэффективного использования оборудования, приобретенного за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и субсидий (грантов).
Так, на момент проведения проверки приобретенные и оплаченные товары (оборудование) на общую сумму 31 922,2 тыс. рублей*(3) в течение длительного времени (от двух месяцев и более года) учреждением не использовались в уставных целях.
9. По результатам проверки начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) на строительство объекта государственной собственности "Строительство и техническое перевооружение научно-исследовательского, опытно-конструкторского центра Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге" (далее - Объект) установлено, что НМЦК не обоснована в соответствии с требованиями части 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку в расчете НМЦК применялись государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки, исключенные из федерального реестра сметных нормативов приказом Минстроя России от 30 января 2014 г. N 31/пр.
10. При проведении закупки работ на осуществление строительства Объекта*(4) установлены необоснованно низкие требования к квалификации и опыту подрядчика, что увеличивает риски неисполнения (ненадлежащего исполнения) государственного контракта. Так, по критерию сопоставимости объема и характера работ цена выполненных работ по каждому завершенному контракту, в котором участник конкурса являлся генеральным подрядчиком или подрядчиком, установлена в размере не менее 28 465 тыс, рублей (1,28% начальной (максимальной) цены контракта).
Кроме того, при рассмотрении и оценке заявок членами конкурсной комиссии ФТИ им. А.Ф. Иоффе не соблюден установленной конкурсной документаций порядок оценки заявок, в частности;
согласно протоколу конкурсной комиссии от 19 декабря 2014 г. N ПРиОЗ-0372100045714000135 ФТИ им. А.Ф. Иоффе в отношении участника закупки ЗАО "УНР-47" (впоследствии признан победителем) учло по критерию "опыт Участника по выполнению работ сопоставимого объема и характера" шесть оригиналов отзывов заказчиков, подтверждающих надлежащее качество выполнения подрядчиком работ по контракту (договору). Однако отзывы ФГУП ЦНИИКМ "Прометей" (три) не являются оригиналами отзывов в нарушение подпункта "б" пункта 6.2.2.2 требований конкурсной документации;
в соответствии с подпунктом "а" пункта 6.2.2.1 по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценке подлежат предложенные участником конкурса улучшенные характеристики товара "Комплексная система для выработки водорода контейнерного исполнения". При этом предложение участника конкурса в отношении объекта закупки для оценки его конкурсной комиссией по данному критерию должно содержать оригинал гарантийного письма указанного участником конкурса производителя такого товара или его официального дистрибьютора (подпункт "г" пункта 6.2.2.1). Предложение победителя конкурса (ЗАО "УНР-47") содержит гарантийное письмо ООО "РСК Газинтеграция" (официального представителя швейцарской компании "Еner Blue"). Однако компания "Ener Blue" является продавцом, а не производителем товара. Таким образом, в нарушение подпункта "г" пункта 6.2.2.1 конкурсной документации ФТИ им. А.Ф. Иоффе определило максимальную величину значимости показателя по данному критерию для предложения ЗАО "УНР-47".
11. По результатам проверки заключенного ФТИ им. А.Ф. Иоффе с ООО "Инвестиционная строительная компания "НКС" государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-4 по разработке рабочей документации выявлены следующие нарушения:
в нарушение части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт заключен до предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта (банковской гарантии);
в нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт заключен ранее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на Официальном сайте (19 декабря 2014 года);
в государственном контракте расчет размера пени за просрочку подрядчиком исполнения обязательств по контракту установлен с нарушением требований части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ;
в нарушение требований подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ объем работ по государственному контракту уменьшен, при этом стоимость государственного контракта не изменена.
12. По результатам проверки заключенного ФТИ им. А.Ф. Иоффе с ЗАО "УНР-47" государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10 на осуществление строительства Объекта выявлены следующие нарушения и недостатки:
в нарушение части 2 статьи 54 Федерального закона N 44-ФЗ государственный контракт заключен ранее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на Официальном сайте (19 декабря 2014 года);
выявлены факты принятия по актам от 25 декабря 2015 г. N 7, 15 и 13 оплаты в 2015 году фактически невыполненных работ, на сумму 51 948 385,49 рублей;
по отдельным видам работ выявлены факты превышения стоимости предъявленных и оплаченных объемов работ над стоимостью работ, указанной в утвержденной проектно-сметной документации, что указывает на наличие рисков превышения итоговой стоимости строительства Объекта стоимостных показателей, входящих в состав утвержденной проектно-сметной документации. Так, проверкой выявлено (по отдельным видам работ) превышение стоимости предъявленных и оплаченных объемов работ по акту о приемке выполненных работ от 25 декабря 2015 г. N 13 (локальная смета N 04-01-11) на сумму 6 126 477 рублей (в базовых ценах января 2000 года) над стоимостью работ, указанных в локальном сметном расчете ЛСР N 04-01-11 в составе утвержденной проектно-сметной документации, составляющей 2 134 050 рублей (в базовых ценах января 2000 года).
Также в соответствии с пунктом 4.2.1.1 государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10 в 2014 году государственный заказчик выплачивает подрядчику аванс в размере 596 551,0 тыс. рублей (26,27% начальной (максимальной) цены контракта), причем аванс учитывается при оплате выполненных работ в размере, пропорциональном доли аванса к цене государственного контракта, при каждой оплате выполненных работ (пункт 4.2.3 контракта). Вместе с тем снижение дебиторской задолженности, сформированной по счету учета взаиморасчетов по авансу (596 551,0 тыс. рублей) за первый год строительства, составило только около 8%.
Поскольку условиями конкурсной документации не предполагалась в рамках исполнения контракта поставка оборудования с длительным циклом изготовления, обоснованность установления ФТИ им. А.Ф. Иоффе авансового платежа в указанном размере вызывает сомнения.
13. Проведенной проверкой установлено, что в рамках осуществления строительного контроля ООО "Ленстройэкспертиза" не осуществило контроль объемов и качества работ по государственному контракту от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10, заключенному между Учреждением и ЗАО "УНР-47", о выполнении которых составлены акты приемки выполненных работ от 25 декабря 2015 N 7, 13 и 15, которые фактически ЗАО "УНР-47" не были выполнены, что является ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 государственного контракта от 9 июля 2015 г. N ОК-44-1/15.
В соответствии с пунктом 5.4 государственного контракта от 9 июля 2015 г. N ОК-44-1/15 за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, ООО "Ленстройэкспертиза" обязано уплатить штраф в размере 1 647 859,16 рубля. Требование об уплате штрафа Учреждением не предъявлено.
14. Выборочной проверкой регистров бухгалтерского (бюджетного) учета (журналов операций за 2014-2015 годы) установлены следующие нарушения, допущенные Учреждением:
учет принятых Учреждением бюджетных и денежных обязательств (счета 150201, 150202) по государственному контракту от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10 велся Учреждением в 2014-2015 годах с нарушением пунктов 140, 141, 141.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н. В связи с выявленными нарушениями порядка учета бюджетных обязательств был составлен протокол об административном правонарушении от 29 января 2016 г. N ПА-2/14-04, должностное лицо ФТИ им. А.Ф. Иоффе привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
корреспонденция счетов 130231, 130405, 120631 выполнена Учреждением с нарушением требований указанной Инструкции;
отдельные факты хозяйственной жизни Учреждения несвоевременно отражены в регистрах бухгалтерского учета с нарушением требований пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (так, оплата ЗАО "УНР-47" за выполненные работы осуществлена платежным поручением от 30 ноября 2015 г. N 861030 на сумму 26 716,3 тыс. рублей; хозяйственная операция по дебету 110611 - кредиту 130231 отражена в учете 31 декабря 2015 года).
15. Проверкой Положения об учетной политике ФТИ им. А.Ф. Иоффе, утвержденного приказом от 13 января 2011 г. N 5а, установлено:
в нарушение требований пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета в Положении об учетной политики не отражены особенности организации и ведения бухгалтерского учета Учреждения по операциям по исполнению полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица ФАНО России при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;
в Положении об учетной политике не отражены изменения в действующем законодательстве о бухгалтерском учете в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФТИ им. А.Ф. Иоффе необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Привести в соответствие с утвержденным ФАНО России Положением о закупке внутренние документы Учреждения, регламентирующие порядок осуществления закупок по приобретению товаров стоимостью до 300,0 тыс. рублей, выполнению работ (оказанию услуг) стоимостью до 20,0 тыс. рублей;
2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о закупке в части установления требований об осуществлении закупок за счет средств федерального бюджета с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3. В целях эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства обеспечить осуществление контроля за соответствием стоимости строительства проектно-сметной документации;
4. Урегулировать порядок принятия в эксплуатацию построенных титульных временных зданий и сооружений (ВЗиС), их зачисления в основные средства и передачи в пользование подрядчику в рамках исполнения государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10;
5. Принять меры к приведению в соответствие с требованиями законодательства бюджетного (бухгалтерского) учета первичных документов (акты о приемке от 25 декабря 2015 г. N 7, 13 и 15 по государственному контракту от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10), оформленных по не имевшим места фактам хозяйственной жизни Учреждения;
6. Принять меры по взысканию штрафа за ненадлежащее исполнение ООО "Ленстройэкспертиза" своих обязательств по осуществлению строительного контроля на Объекте по государственному контракту от 9 июля 2015 г. N ОК-44-1/15 в размере 1 647 859,16 рублей, установленном пунктом 5.4 указанного государственного контракта;
7. Принять меры по снижению дебиторской задолженности Учреждения, в том числе образовавшейся по государственному контракту от 29 декабря 2014 г. N ОК-44-10;
8. Принять меры по приведению Положения об учетной политике ФТИ им. А.Ф. Иоффе в соответствие с требованиями пункта 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, в части отражения в Положении особенности организации и ведения бухгалтерского учета ФТИ им. А.Ф. Иоффе по операциям по исполнению полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица ФАНО России;
9. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 марта 2016 г. N 11К (1086).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору федерального государственного бюджетного учреждения науки "Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 сентября 2016 года.
Председатель |
Т.А. Голикова |
______________________________
*(1) Реестровые номера закупок на Официальном сайте: 0372100045714000072, 0372100045714000014, 0372100045714000105, 0372100045714000106, 0372100045714000119, 0372100045714000042.
*(2) Реестровый номер закупки 0372100045714000119, лоты N 1, 2.
*(3) Договоры от 26 декабря 2014 г. N ОК-44-9 (дата поставки товара - 15.09.2015), от 22 декабря 2014 г. N ОК-88-4-1 (дата поставки товара - 20.11.2015), от 6 ноября 2014 г. N ЭА-44-43 (дата поставки товара - 17.12.2014), от 19 декабря 2014 г. N П-47/2014 (дата поставки товара - 19.12.2014), П-48/2014 (дата поставки товара - 19.12.2014), П-50/2014 (дата поставки товара - 19.12.2014), от 19 июня 2015 г. N 129005-73-SPB/1 (дата поставки товара - 21.12.2015), товарная накладная от 2 октября 2015 г. N 499 (дата поставки товара - 02.10.2015).
*(4) Реестровый номер закупки 0372100045714000135.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 марта 2016 г. N ПР 01-28/14-04
Текст представления официально опубликован не был