Представление Счетной палаты РФ от 1 сентября 2016 г. N ПР 12-222/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведена проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (г. Москва), по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", для обеспечения контроля за имуществом и финансовыми обязательствами Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), а также достоверности данных бухгалтерского учета ФОМС в 2015 году проведена инвентаризация активов и обязательств. При этом постоянно действующая инвентаризационная комиссия в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний в ФОМС не создана. Состав Комиссии утверждается ежегодно. Положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии не разработано.
На основании приказа ФОМС от 22 сентября 2015 г. N 169 "О проведении годовой инвентаризации" утвержден состав инвентаризационной комиссии Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия) на 2015 год.
По результатам инвентаризации оформлены инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) от 1 октября 2015 года, а также акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) от 30 октября 2015 года, которые утверждены председателем ФОМС Н.Н. Стадченко 17 декабря 2015 года.
Сличительные ведомости, согласно пункту 4.1 Методических указаний, по результатам инвентаризации не составлялась, так как в ходе проведения инвентаризации расхождений данных инвентаризации с бухгалтерским учетом, излишков, хищений и недостач не обнаружено.
В ходе контрольного мероприятия была проведена проверка присутствия членов Комиссии при проведении инвентаризации. В ходе проверки установлено, что один из членов Комиссии Т.В. Васильев по направлению Отдела военного комиссариата г. Москвы по Измайловскому району ВАО г. Москвы от 28 октября 2015 г. N 153 проходил стационарное медицинское обследование с 29 октября по 9 ноября 2015 года, в ГКБ N 57 ДЗМ (справка военного комиссариата города Москвы от 11 ноября 2015 г. N 1/8), что также подтверждается табелем учета использования рабочего времени, утвержденным 2 ноября 2015 года председателем ФОМС Н.Н. Стадченко.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний отсутствие члена комиссии Т.В. Васильева при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
В данной связи подтвердить достоверность представленной бюджетной отчетности ФОМС за 2015 год не представляется возможным.
2. Пункт 2 Системы оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом ФОМС от 10 марта 2009 г. N 43, содержит ссылку на Указ Президента Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 422 "Об оплате труда председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации и председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования", который утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 182 "Об оплате труда председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации и председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 5 Системы оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования выплата премий и оказание материальной помощи председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляются на основании решения Министра здравоохранения Российской Федерации. Однако указанные полномочия в Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования, установленного приложением N 4 к Системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом ФОМС от 10 марта 2009 г. N 43, единовременное премирование работников ФОМС может осуществляться за выполнение особо важных и ответственных поручений и сложных работ и максимальными размерами не ограничивается.
При этом указанное Положение не содержит критериев оценки выполнения работниками ФОМС особо важных и ответственных поручений и сложных работ, обоснования назначения работникам ФОМС единовременной премии, что привело к значительным различиям при установлении в 2015 году работникам ФОМС размеров премий.
Так, например, разница между суммой годовой премии одного из заместителей председателя ФОМС и суммой годовой премии остальных заместителей председателя ФОМС составила более полутора миллионов рублей. При этом в штатном расписании ФОМС на 2015 год, согласованном правлением ФОМС 23 декабря 2014 года и утвержденном приказом ФОМС от 25 декабря 2014 г. N 326-л, у всех заместителей председателя ФОМС равные тарифная ставка; денежное поощрение; надбавки за выслугу лет, особые условия, высокую квалификацию; прочие выплаты.
Также значительная разница в сумме премий за 2015 год (более одного миллиона четырехсот тысяч рублей) наблюдается и у начальников управлений. При этом в штатном расписании ФОМС на 2015 год, согласованном правлением ФОМС 23 декабря 2014 года и утвержденном приказом ФОМС от 25 декабря 2014 г. N 326-л, у начальников управлений ФОМС равные тарифная ставка; денежное поощрение; надбавки за выслугу лет, особые условия, высокую квалификацию; прочие выплаты.
3. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение положений приказа ФОМС от 28 июля 2015 г. N 140 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (далее - приказ N 140) в 2015 году ФОМС в рамках государственного контракта на поставку автотранспортных средств для нужд ФОМС между ФОМС и ООО "Дженсер Сервис Ю17" от 13 ноября 2015 г. N 2015.416975 были закуплены два легковых автомобиля Форд "Мондео" по цене 1,5 млн. рублей за единицу (общая стоимость 3,0 млн. рублей), имеющих мощность двигателя 160,48 лошадиной силы, в то время как в соответствии с приказом N 140 предельная стоимость автотранспортного средства не может превышать 1 млн. рублей, а максимальная мощность двигателя служебного автотранспортного средства, предоставляемого по вызову, не может превышать 150 лошадиных сил.
4. В нарушение требований приказа ФОМС от 8 мая 2015 г. N 80 "О предоставлении прав на приобретение материальных ценностей по доверенности и получение денежных средств в подотчёт на хозяйственные расходы работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования" (далее - приказ ФОМС N 80) начальнику Управления правовой и международной деятельности ФОМС В.В.Поводу был выдан денежный аванс на оплату услуг по курьерской доставке документов в сумме 2 790 рублей. При этом В.В.Повод в перечень сотрудников ФОМС, которым предоставлено право на получение материальных ценностей по доверенности и подотчёт денежных средств на хозяйственные расходы, внесён не был. Указанные факты свидетельствуют о недостаточном контроле должностных лиц Управления бухгалтерского учёта и отчётности ФОМС за выдачей под отчёт денежных средств.
5. В 2015 году было изготовлено, персонализировано и доставлено 16 819 095 полисов обязательного медицинского страхования, в том числе 14 160 425 бумажных полисов и 2 658 670 электронных полисов. Расходы ФОМС на изготовление электронных полисов составили 570,7 млн. рублей, на изготовление бумажных полисов - 622,3 млн. рублей. При этом стоимость изготовления одного электронного полиса в 4,9 раза превышала стоимость изготовления одного бумажного полиса.
В соответствии с пунктом 29 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н (далее - Правила ОМС), территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает решение о выдаче застрахованным лицам субъекта Российской Федерации электронных полисов с учетом технической возможности субъекта Российской Федерации по обеспечению их обращения.
Однако в 2015 году территориальные фонды обязательного медицинского страхования 45 субъектов Российской Федерации направили ФОМС заявки на изготовление, персонализацию и доставку электронных полисов при отсутствии технической возможности указанных субъектов Российской Федерации обращения электронных полисов.
При этом ФОМС в ходе своих контрольных мероприятий, проведенных в 2015 году, не проверил обоснованность сведений, направленных территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в части технической готовности субъектов Российской Федерации по обеспечению обращения электронных полисов обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ФОМС своих полномочий по контролю за соблюдением территориальными фондами обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании, установленных пунктом 6 части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
6. По данным формы статистического наблюдения N 10 (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями" по состоянию на 1 января 2016 года заключили договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования 62 страховые медицинские организации. Однако в соответствии с письмом Банка России от 29 июля 2016 г. N 06-52-3/6015 количество страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, по состоянию на 1 января 2016 года, составляет 58 организаций.
Таким образом, данные формы N 10 (ОМС) не соответствуют данным, представленным Банком России.
7. По состоянию на 1 января 2016 года в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования сформировались неиспользованные в 2015 году остатки субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в общей сумме 5 475,5 млн. рублей. По отдельным субъектам Российской Федерации неиспользованные остатки превышали 1% субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, что требует проверки со стороны ФОМС на предмет расходования указанных субвенций.
На момент окончания контрольного мероприятия в нарушение Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом ФОМС от 18 мая 2016 г. N 98, из общего объема указанных остатков субвенций не были взысканы в доход бюджета ФОМС не использованные на 1 января 2016 года остатки субвенций на общую сумму 399,7 млн. рублей (территориальными фондами обязательного медицинского страхования: Ростовской области - на сумму 299,7 млн. рублей, Пермского края - на сумму 100,0 млн. рублей).
8. В ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение полномочий ФОМС по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе в части проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета ФОМС, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленных пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
У страхователей для неработающих граждан перед бюджетом ФОМС на конец 2015 года числилась задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения по пеням и штрафам на общую сумму 1 438,7 млн. рублей, в том числе:
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 1 286,7 млн. рублей в трех субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Дагестан и Республике Калмыкия - в связи с неперечислением ежемесячного страхового взноса за декабрь 2015 года (соответственно 967,1 млн. рублей и 103,4 млн. рублей), Республике Северная Осетия - Алания - в связи с неперечислением ежемесячного страхового взноса за декабрь 2014 года (216,2 млн. рублей);
задолженность по пеням и штрафам в размере 152,0 млн. рублей в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе: Республике Северная Осетия - Алания - 64,1 млн. рублей, Республике Дагестан - 29,0 млн. рублей, Забайкальском крае - 24,4 млн. рублей, Республике Ингушетия - 16,3 млн. рублей, Саратовской области - 6,4 млн. рублей, Республике Карелия - 4,3 млн. рублей, Республике Калмыкия - 3,5 млн. рублей, Республике Хакасия - 1,3 млн. рублей, Курганской области - 1,3 млн. рублей, Приморском крае - 0,8 млн. рублей, Костромской области - 0,3 млн. рублей, Республике Тыва - 0,2 млн. рублей, Кабардино-Балкарской Республике - 0,2 млн. рублей.
9. Пунктом 92 Правил ОМС, установлен перечень сведений, вносимых в уведомление о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (далее - уведомление).
При этом в форме уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, установленной приложением N 7 к Методическим указаниям по предоставлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным председателем ФОМС от 30 декабря 2011 года, отсутствует исчерпывающий перечень сведений, установленных пунктом 92 Правил ОМС, а именно: о мощности медицинской организации (структурных подразделений), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в разрезе профилей и врачей-специалистов; о фактически выполненных за предыдущий год объемах медицинской помощи по видам и условиям в разрезе профилей, специальностей, клинико-статистических групп/клинико-профильных групп по детскому и взрослому населению, а также об объемах их финансирования; о численности прикрепившихся застрахованных лиц, выбравших медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи (в разрезе половозрастных групп).
В данной связи, как было установлено в ходе проверки в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Рязанской области, принимая уведомления, территориальные фонды обязательного медицинского страхования не соблюдают требования, установленные пунктом 95 Правил ОМС, по проверке представленных медицинской организацией документов на соответствие сведениям, содержащимся в пункте 92 Правил ОМС.
10. В нарушение пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в должностных обязанностях сотрудников Контрольно-ревизионного управления ФОМС, утвержденных председателем ФОМС 2 апреля 2013 года, на которых в соответствии с пунктом 2 приказа ФОМС от 31 декабря 2015 г. N 291 "Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового аудита в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования" возложены полномочия по проведению внутреннего финансового аудита, отсутствуют обязанности по проведению внутреннего финансового аудита.
11. Проект плана информатизации ФОМС на 2015-2017 годы направлен на согласование в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмом от 30 октября 2015 г. N 6767/91-и с нарушением срока, установленного пунктом 7 графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. N 152, более чем на 10 месяцев.
План информатизации ФОМС на 2015 финансовый год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержден приказом ФОМС от 6 ноября 2015 г. N 212 "Об утверждении плана информатизации ФОМС на 2015 финансовый год и плановый период 2016 и 2017 годов".
В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, ФОМС в 2015 году заключены и оплачены контракты в рамках реализации мероприятий по информатизации в сумме 60,7 млн. рублей при отсутствии утвержденного плана информатизации.
12. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодека Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФОМС не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на один земельный участок, находящийся под нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, д. 37, стр. 15, закрепленным за ФОМС на праве оперативного управления.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФОМС необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
2) привести Систему оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденную приказом ФОМС от 10 марта 2009 г. N 43, в соответствие с действующим законодательством;
Установить в Положении о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования (приложение 4 к Системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом ФОМС от 10 марта 2009 г. N 43) критерии оценки выполнения работниками ФОМС особо важных и ответственных поручений и сложных работ.
3) совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования провести анализ технической готовности субъектов Российской Федерации по обеспечению обращения электронных полисов и принять решение о возможности дальнейшего изготовления и использования электронных полисов;
4) принять в установленном порядке меры по взысканию в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования неиспользованных остатков субвенций, предоставленных в 2015 году бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;
5) провести проверки деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части:
расходования средств субвенций, предоставляемых на организацию обязательного медицинского страхования;
уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
формированию и расходованию средств субвенций, направляемых указанными территориальными фондами на выполнение своих функций.
По результатам проверок решить вопрос об усиления ответственности за неисполнение территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих полномочий и при необходимости направить соответствующее обращение в Правительство Российской Федерации.
6) совместно с Центральным банком Российской Федерации провести анализ численности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование в 2015 году, и при необходимости уточнить данные формы статистического наблюдения N 10 (ОМС) и регистра страховых медицинских организаций, размещенного на сайте ФОМС;
7) привести в соответствие с пунктом 92 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, форму уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, установленную приложением N 7 к Методическим указаниям по предоставлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным председателем ФОМС от 30 декабря 2011 года;
8) включить в должностные обязанности сотрудников Контрольно-ревизионного управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования 2 апреля 2013 г., обязанности по проведению внутреннего финансового аудита;
9) обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок, находящийся под нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, д. 37, стр. 15, закрепленным за Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на праве оперативного управления;
10) провести служебную проверку и привлечь к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, в том числе нарушения:
при проведении в 2015 году инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
положений приказа ФОМС от 28 июля 2015 г. N 140 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования" при закупке 2 легковых автомобилей Форд "Мондео";
требований приказа ФОМС от 8 мая 2015 г. N 80 "О предоставлении прав на приобретение материальных ценностей по доверенности и получение денежных средств в подотчёт на хозяйственные расходы работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 августа 2016 г. N 43К (1118).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 сентября 2016 г. N ПР 12-222/12-03
Текст представления официально опубликован не был