Представление Счетной палаты РФ от 11 августа 2016 г. N ПР 10-213/10-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка формирования и выполнения открытым акционерным обществом "Системный оператор Единой энергетической системы" инвестиционных программ, отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в 2014-2015 годах", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Проверка показала несоответствие инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу ОАО "СО ЕЭС" (далее - ИП) фактическим объемам источников финансирования на ее реализацию, а также недостаточную реализацию включенных в нее инвестиционных проектов, особенно в части объектов нового строительства.
Так, при планировании объемов финансирования ИП 2014-2016 не учтен ряд факторов, влияющих на их величину, что привело к неправильному определению объемов финансирования и потребовало корректировки ИП, в том числе:
в объеме чистой прибыли, направляемом на финансирование ИП, не учтена выплата дивидендов по итогам 2014 года в сумме 587,1 млн. рублей (распоряжение Росимущества от 30 июня 2014 г. N 540-р), что потребовало переноса окончания реализации 13 объектов строительства ИП 2014 на более поздние сроки;
уменьшение сумм начисленной амортизации, используемой в качестве источника финансирования ИП, вследствие переноса "вправо" сроков и корректировки ИП окончания строительства ряда объектов (в 2014 году - 13 объектов, в 2015 году - 11 объектов). Сокращение объемов финансирования ИП составило в 2014 году - 589,7 млн. рублей, в 2015 году - 615,5 млн. рублей;
уменьшение из-за невыполнения плановых объемов финансирования ИП источника финансирования от возврата НДС в 2014 году на 179,0 млн. рублей, в 2015 году - на 26,3 млн. рублей. Фактические объемы финансирования ИП по сравнению с первоначально утвержденными в 2014 году составили 72,6%, в 2015 году - 94,7%.
Некачественное планирование объемов источников финансирования в проверенном периоде не позволило в полной мере обеспечить реализацию инвестиционных проектов, включенных в ИП. Исполнение показателей ИП в 2014 году составило 88,2%, в 2015 году - 95,0%.
Параметры работ по техническому перевооружению и реконструкции, которые планируются на один год, в ходе реализации потребовали значительной корректировки, что свидетельствует о низком качестве их обоснований при включении в Реестр инвестиционных работ по инвестиционному проекту (далее - Реестр). Так, объем финансирования проектов скорректирован в 2014 году: по направлению 1 ИП - на 47%, направлению 4 ИП - 21%; в 2015 году: по направлению 1 ИП - на 12%, направлению 2 ИП - 15%, направлению 3 ИП - 25%, направлению 4 ИП - 17%, направлению 6 ИП - 18%.
Срок завершения работ по строительству и техническому оснащению нового комплекса зданий главного диспетчерского центра ОАО "СО ЕЭС" (далее - объект Румянцево) перенесен с 2015 года на 2017 год, превышение составило более 28 месяцев, при этом общая стоимость реализации проекта увеличилась на 40,3%. Анализ распределения площадей по назначению их использования в ПСД показал значительные отличия от распределения в пояснительной записке на этапе обоснования включения инвестиционного проекта в ИП, что может свидетельствовать о недостаточной проработке проекта на стадии принятия решения о строительстве.
Низкое качество планирования ИП связано с отсутствием в Регламенте планирования и финансирования инвестиционной программы ОАО "СО ЕЭС" и формирования внутренней отчетности о ее исполнении, утвержденном приказом ОАО "СО ЕЭС" от 22 сентября 2010 г. N 282 (далее - Регламент), требований о соответствии включенных в Реестр инвестиционных проектов реальным объемам источников финансирования ИП. Установленные процедуры обоснования включения инвестиционных проектов в Реестр не обеспечивали включение в ИП проекты (работы) с учетом фактической потребности в их реализации и приоритетами деятельности Общества, что приводило к уточнению состава работ, количества оборудования, сметной стоимости, требовало выполнения дополнительных работ в ходе исполнения ИП.
2. Ряд включенных в ИП 2016 инвестиционных проектов не соответствует определению инвестиционной деятельности, установленному статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", так как расходы связаны с обеспечением текущей деятельности Общества и по содержанию являются операционными расходами, в том числе в ИП 2016: "Приобретение интерактивной панели для учебного класса для филиала ОАО "СО ЕЭС" Коми РДУ на сумму 0,4 млн. рублей, "Приобретение оборудования для зала производственных совещаний для нужд филиала ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Сибири" - 0,2 млн. рублей, приобретение ЖК-панелей для 5 РДУ на общую сумму 2,1 млн. рублей, приобретение мультимедийного оборудования - 0,2 млн. рублей; приобретение фотокамеры - 0,1 млн. рублей; "выполнение работ по монтажу и наладке оборудования аудио-видеоконференцсвязи в конференц-зале филиала ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Урала" - 11,2 млн. рублей, "Выполнение работ по созданию виртуального музея ОДУ ОАО "СО ЕЭС" - 25,0 млн. рублей; 3 проекта по модернизации АИС "Расчет заработной платы и управление персоналом" на общую сумму 147,3 млн. рублей; "Развитие корпоративных систем управления" - 83,4 млн. рублей. Также в ИП включен раздел 5 "Оборудование, информационные системы и иные активы обеспечения общехозяйственных деловых процессов, готовности персонала, управленческой деятельности", в котором решаются задачи общехозяйственной деятельности, в том числе приобретение мебели и медицинского оборудования, всего 11 проектов на общую сумму 115,3 млн. рублей.
Включение в состав инвестиционной программы расходов, связанных с обеспечением текущей деятельности, выводит их из-под регулирования в части требований о сокращении операционных расходов на 2-3% в год, а также из-под процедуры нормирования расходов в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 2793п-П13.
3. При наличии средств на реализацию ИП в Обществе сложилась практика переноса на более поздний срок окончания строительства объектов, связанного с неправильным определением потребности в объемах финансирования на реализацию инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкции. Перенос "вправо" окончания строительства объектов не соответствует целям Технической политики Общества по размещению диспетчерских центров, формирует объекты долгостроя, ведет к увеличению за счет роста потребительских цен и пересчета стоимости строительства к удорожанию инвестиционных проектов. Например, строительство объекта Румянцево, зданий Красноярского РДУ, Иркутского РДУ, Архангельского РДУ.
4. Из-за сокращения объемов источников финансирования и одновременного удорожания сверх планового объема стоимости объектов строительства уменьшаются возможности по реализации включенных в ИП проектов. Например, на работы по строительству Архангельского РДУ в ИП 2014 предусматривалось 620,5 млн. рублей, в ИП 2015-733,5 млн. рублей, в ИП 2016 - 1 029,0 млн. рублей. Работы по строительству объекта в проверенном периоде не начаты. Реализация объекта в 2015 году отложена из-за отсутствия средств. Объект ежегодно включался в ИП.
5. Источники финансирования ИП учитываются при установлении тарифов на ОДУ. Перенос окончания строительства объектов ИП 2014-2016 "вправо" приводит к включению дополнительных расходов в ИП последующих лет, увеличивает расходы Общества и учитывается при расчете величины тарифов по ОДУ.
6. Из-за недостаточной проработки инвестиционных проектов на стадии включения в инвестиционную программу прекращена реализация ряда проектов. Так, законсервирован объект НЗС Томское РДУ, стоимостью на 1 января 2016 года 60,3 млн. рублей, начатый в июне 2011 года. Объект незавершенного строительства включен в Программу распоряжения непрофильными активами для продажи в 2016 году по остаточной стоимости 60,7 млн, рублей, земельный участок - 31,9 млн. рублей.
Всего в составе НЗС, отраженного в балансе ОАО "СО ЕЭС", выявлены объекты, строительство которых прекращено, с общим объемом затрат 76,0 млн. рублей (Курганское РДУ, Томское РДУ, Ульяновское РДУ).
7. В ходе проверки объекта Румянцево выявлены факты необоснованной оплаты за неоказанные услуги, а также оплаты одних и тех же услуг в рамках разных договоров.
Так, по договору от 1 июня 2012 г. N 5 с ЧОП ООО "Безопасность Центр-Энергия" оплачены услуги по охране строительной площадки за 2 месяца (сентябрь и октябрь 2012 года) в размере 0,5 млн. рублей. В то же время, в соответствии с условиями договора N 619 по объекту Румянцево, начиная с 15 августа 2012 года обязанности по охране строительной площадки и ответственность за сохранность объекта и имущества, находящегося на строительной площадке, возложена на подрядчика - ЗАО "Объединение Ингеоком".
ОАО "СО ЕЭС" заключен договор от 29 марта 2011 г. N 02/3С-3009 с Аналитической группой ЗАО Золотой Стандарт и оплачены консультационные услуги по проведению проверки ПСД на строительство объекта Румянцево на сумму 1,0 млн. рублей. В то же время ПСД на момент заключения договора уже получила положительное заключение.
8. Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "СО ЕЭС" (далее - Положение о закупке) соответствует требования Федерального закона N 223-ФЗ, при этом целесообразно предусмотреть в нем порядок (методику) формирования начальной (максимальной) цены договора.
В ходе проверки выявлено, что ОАО "СО ЕЭС" не в полной мере обеспечивает выполнение требований статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Укрупнение предмета закупки установлено при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по объекту Румянцево, когда одновременно с выполнением строительно-монтажных, пусконаладочных работ в закупку включена поставка компьютерного оборудования, мебели, предметов интерьера, оборудования медицинского пункта.
При проведении аукциона на оказание транспортных услуг исполнительному аппарату ОАО "СО ЕЭС" и филиалам Общества. Факт укрупнения предмета закупки связан с закупкой услуг на территории значительного числа субъектов Российской Федерации в один период времени. Такой подход предполагает наличие крупных участников рынка, имеющих соответствующие материальные и трудовые ресурсы в каждом субъекте Российской Федерации, и делает невозможным участие в закупке средних и малых хозяйствующих субъектов, что приводит к ограничению числа участников закупки.
9. Обществом не реализовано право на взыскание штрафных санкций за ненадлежащее исполнение условий договоров в рамках обязательств по реализации ИП в размере 152,0 млн. рублей (расчетно) (договоры от 10.08.2012 N 619 - 92 000 тыс. рублей, от 7.03.2014 N 13-02/2014/ВСС - 55 000 тыс. рублей, от 10.08.2015 N 11 - 5 000 тыс. рублей, от 20.12.2013. N 161/2 - 302,0 тыс. рублей).
10. Отмечается низкое качество организации контроля исполнения ИП. Внутренние нормативные документы Общества не содержат четкого порядка проведения внутреннего аудита (контроля) за ходом исполнения ИП, а также регламента действий при выявлении отклонений фактических значений показателей инвестиционных проектов от их плановых значений, сроков реализации, стоимости, финансирования и (или) освоения капитальных вложений, основных проектных решений и состава основного оборудования, подготовки предложений для доклада Председателю Правления.
Контрольные мероприятия Обществом по реализуемым инвестиционным проектам в проверяемом периоде не проводились, в планы контрольных мероприятий на соответствующие годы указанные объекты не включались.
11. Значения фактических показателей деятельности Общества по отношению к показателям, учтенным в тарифных решениях на 2014 и 2015 годы, имели отклонения по всем показателям, учитываемым при определении НВВ. В том числе размер полученной чистой прибыли составил в 2014 году - 71,1% от утвержденного ФСТ России значения, в 2015 году - 72,7%. На снижение показателей прибыли повлияло увеличение по сравнению с плановыми показателей расходов в 2014 году - на 0,2%, в 2015 году - на 3,8%. Программа оптимизации расходов в Обществе не утверждалась.
12. Обществом разработан и включен в Долгосрочную программу развития ОАО "СО ЕЭС" на период 2015-2019 годов, утвержденную решением Совета директоров Общества (протокол от 11.11.2014 N 153, далее - ДПР), перечень мероприятий, направленных на достижение значения показателя снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2% в год. Общий объем достигнутой в 2015 году экономии от реализации указанных мероприятий составил 69,98 млн. рублей.
Вместе с тем в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. N 2303п-ПЗ в ДПР не установлены значения показателей реализации и снижения операционных расходов начиная с их значений за 2015 год, что не позволяет оценить фактический уровень снижения операционных расходов.
13. При расчете значения показателя КПЭ "Снижение операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 процента в год" общий объем операционных расходов за 2015 год учтен в сумме 24 477,6 млн. рублей. С учетом данных о достигнутой экономии, сокращение операционных расходов от реализации мероприятий в 2015 году составило 0,3% от их общего объема, что ниже установленного уровня.
Решением Совета директоров от 22 июня 2015 года (протокол N 163) в Положение о составе, расчете и применении ключевых показателей эффективности (КПЭ) включен показатель КПЭ "Снижение операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 процента в год". Целевое значение показателя установлено на уровне 2% ежегодно. Согласно расчету, при оценке достижения значения показателя КПЭ, снижение объема операционных расходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом составило 12%, что превышает установленное для показателя целевое значение в 6 раз.
В этой связи следует отметить, что методика расчета КПЭ не увязана с реализацией включенных в ДПР мероприятий по сокращению расходов и не обеспечивает оценку их реализации в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. N 2303п-П13.
14. Ряд директив Правительства Российской Федерации исполнялся с нарушением отдельных требований и сроков, в том числе; от 15 ноября 2012 г. N 6247п-П13, от 24 апреля 2014 г. N 2487п-П13, от 17 июля 2014 г. N 4955п-П13, от 8 августа 2014 г. N 51 10п-П13, от 19 апреля 2016 г. N 2793п-П13.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ОАО "СО "ЭС" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Внести изменения в Регламент планирования и финансирования инвестиционной программы ОАО "СО ЕЭС" и формирования внутренней отчетности о ее исполнении изменения в части уточнения порядка подготовки материалов и взаимодействия структурных подразделений Общества для повышения обоснованности источников финансирования ИП, объемов и сроков реализации инвестиционных проектов.
2. Проработать вопрос о внесении изменений в Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд Открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" в части установления порядка формирования начальной (максимальной) цены договора, а также порядка внесения изменений в договоры с единственным поставщиком с ценой более 500 тыс. рублей.
3. Внести изменения во внутренние документы ОАО "СО ЕЭС", регламентирующие осуществление внутреннего контроля (аудита), в части установления порядка взаимодействия структурных подразделений Общества по планированию, реализации мероприятий и контролю за реализацией инвестиционных проектов.
4. Во исполнение требований директивы Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. N 2303п-П13 включить в Долгосрочную программу развития ОАО "СО ЕЭС" на период 2015-2019 годов значения показателей мероприятий, направленных на достижение снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2% в год, и значений показателей снижения операционных расходов.
5. Внести изменения в Положение о составе, расчете и применении ключевых показателей эффективности (КПЭ), утвержденное решением Совета директоров ОАО "СО ЕЭС" от 22 июня 2015 года (протокол N 163), в части методики расчета показателя КПЭ "Снижение операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 процента в год" с учетом оценки достижения значений показателей реализации мероприятий, направленных на достижение значения показателя снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2% в год, и значений показателей снижения операционных расходов, включенных в Долгосрочную программу развития ОАО "СО ЕЭС" на период 2015-2019 годов.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 05.08.2016 N 40К (1115).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю правления ОАО "СО ЕЭС" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 ноября 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 августа 2016 г. N ПР 10-213/10-02
Текст представления официально опубликован не был