Представление Счетной палаты РФ от 24 августа 2016 г. N ПР 07-218/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах, а также в истекшем периоде 2016 года Федеральной службе государственной статистики на создание, развитие и сопровождение информационных систем".
По результатам контрольного мероприятия в Федеральной службе государственной статистики выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Анализ норм Федеральных законов от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), от 21 июля 2005 г. N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) и Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, показал, что Росстат обладает полномочиями оператора системы государственной статистики и может осуществлять деятельность по эксплуатации информационных систем для организации и осуществления обработки статистической информации.
Вместе с тем полномочия Росстата на создание и развитие государственных информационных систем в установленной сфере деятельности федеральными законами не установлены.
Положением о Росстате указанные полномочия также не определены.
2. В качестве правового основания создания ИВС Росстата в целях регистрации в реестре федеральных государственных информационных систем Росстатом был представлен протокол к заседанию Коллегии Госкомстата России от 15 июня 2001 г. N 12 "О создании Технического задания на развитие корпоративной ИВС Росстата", который не является основанием для создания информационной системы в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 149-ФЗ.
Документация, подлежавшая оформлению в процессе создания ИВС Росстата, в том числе рабочая документация, содержащая все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу автоматизированной системы в действие и ее эксплуатации, предусмотренная ГОСТ 34.601-90*, в Росстате отсутствует.
3. В нарушение требований пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сведения о территориальном размещении технических средств ИВС Росстата в Реестр территориального размещения технических средств информационных систем Росстатом не внесены.
В соответствии с указанной нормой такие сведения подлежали внесению в указанный реестр не позднее 1 марта 2016 года.
4. ИВС Росстата соответствии с пунктом 46 Методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 мая 2013 г. N 127, является комплексной информационной системой и не может являться объектом учета в системе учета информационных систем.
5. По результатам проверки ввиду отсутствия правового акта, являющегося основанием для создания ИВС Росстата, рабочей документации, актов о порядке и сроках ввода в эксплуатацию ИВС Росстата, сведений о территориальном размещении технических средств ИВС Росстата, документов, подтверждающих принятие ИВС Росстата к бюджетному учету, идентифицировать ИВС Росстата как самостоятельную государственную информационную систему, предусмотренную Федеральным законом N 282-ФЗ, не представилось возможным.
6. В нарушение пункта 6 статьи 13 Федерального закона N 149-ФЗ порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами, Росстатом не определялся.
7. Росстатом в системе учета информационных систем размещена информация о наличии прав на иные информационные системы как на объекты исключительного права. При этом документы, подтверждающие такое право (патенты, решения комиссии Росстата по вопросам отнесения объектов учета к нематериальным активам), в Росстате отсутствуют.
8. В нарушение пункта 15 Положения о системе учета информационных систем, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644, Росстатом в проверенных периодах не обеспечивалась актуализация сведений в электронных паспортах объектов учета в части размещения информации о государственных контрактах на закупку товаров, работ, услуг в целях обеспечения мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации информационных ресурсов.
В соответствии с указанной нормой сведения об объектах учета, размещенные в электронных паспортах подлежат дополнению и (или) актуализации государственным органом в системе учета информационных систем в срок не более 10 рабочих дней со дня наступления соответствующих событий.
В электронных паспортах СЭД ИВС Росстата, ИС КИБ ИВС Росстата и АИС Кадры ИВС Росстата отсутствует информация о заключенных государственных контрактах на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для создания, развития и сопровождения информационных систем, на сумму 128 710,3 тыс. рублей, том числе: в 2013 году - 15 602,4 тыс. рублей, в 2014 году - 26 729,6 тыс. рублей, в 2015 году 46 434,9 тыс. рублей и в истекшем периоде 2016 года - 39 943,4 тыс. рублей.
9. В нарушение пункта 20 Правил подготовки планов информатизации государственных органов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (в редакции, действовавшей до 10.06.2016 г.), Росстатом откорректированный проект плана информатизации на 2015 год в Минкомсвязь России на согласование не направлялся.
10. Росстатом в нарушение пункта 23 Правил подготовки планов информатизации государственных органов (в редакции, действовавшей до 10.06.2016 г.) откорректированный проект плана информатизации на 2016 год в Минфин России не направлялся.
11. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов (в редакции, действовавшей до 10.06.2016 г.) Росстатом при отсутствии утвержденных планов информатизации на 2014, 2015 и 2016 годы осуществлено финансирование мероприятий по информатизации в размере 1 311 892,2 тыс. рублей.
12. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов (в редакции, действовавшей до 10.06.2016 г.) Росстатом до утверждения планов информатизации на 2014, 2015 и 2016 годы формировались заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводились торги, по результатам которых заключено 89 государственных контрактов на реализацию мероприятий по информатизации на общую сумму 3 258 381,4 тыс. рублей.
13. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов (в редакции, действовавшей до 10.06.2016 г.), размещенные Росстатом заказы и заключенные контракты в части мероприятий по информатизации не соответствовали разделу "Товары, работы и услуги, необходимые для реализации мероприятий по информатизации", утвержденного руководителем Росстата Плана информатизации Росстата на 2014 год и Плана информатизации Росстата на 2015 год по перечню и объему работ (услуг), перечню и количеству товаров, а также по объемам финансирования на 113 236,5 тыс. рублей и 16 601,2 тыс. рублей соответственно.
14. Росстат оплатил работы по автоматизированной обработке данных для расчета системы показателей производственной деятельности, затрат труда и капитала в целях разработки базовых таблиц "затраты-выпуск". Этап 2013 г., выполненные по государственному контракту от 18 июня 2013 г. N 61-ЗВ-2013/АРМАДА-1 в 2014 и 2015 годах, в размере 27 864,1 тыс. рублей по виду расходов бюджетной классификации 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", тогда как указанные работы связаны с реализацией мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий и в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, расходы по ним следовало производить по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", что содержит признаки нецелевого использования бюджетных средств, определенные статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
15. В нарушение части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Росстатом допущены случаи изменения существенных условий государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N 129-ПП-2015/ГМЦ-4, заключенного с ФГУП ГМЦ Росстата, на общую сумму 21 580,2 тыс. рублей.
Росстатом не осуществлялось размещение государственного заказа на выполнение новых четырех федеральных статистических работ в порядке, определенном требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, их выполнение обеспечено в рамках государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N 129-ПП-2015/ГМЦ-4 с ФГУП ГМЦ Росстата путем оформления дополнительных соглашений от 9 октября 2015 г. N 2 на сумму 17 080,2 тыс. рублей и от 11 ноября 2015 г. N 3 на сумму 4 500,0 тыс. рублей.
Указанные федеральные статистические работы на общую сумму 21 580,2 тыс. рублей не включались в Производственный план работ Росстата на 2015 год, в связи с этим их выполнение не было предусмотрено техническим заданием на выполнение работы по обеспечению выполнения Производственного плана работ Росстата на 2015 год.
16. В техническом задании на выполнение работ Производственных планов работ Росстата на 2013 и 2014 годы содержались требования о наличии у участников закупки средств передачи данных ИВС Росстата для подключения исполнителя к IP-сети Росстата в целях автоматизации сбора информации на федеральном уровне от всех территориальных органов государственной статистики (точка подключения расположена по адресу: г. Москва, Измайловское ш., д.44).
Таким образом, в нарушение части 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Росстат включил в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа о наличии ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
17. В нарушение пункта 63 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета), Росстатом операции по перемещению оборудования балансовой стоимостью 42 320,3 тыс. рублей осуществлялись без документов на внутреннее перемещение.
18. Росстатом в инвентарных карточках учета объектов нефинансовых активов не отражалась информация, характеризующая объект учета в соответствии с паспортами заводов-изготовителей, технической и иной документацией, предусмотренная формой ОКУД 0504031, утвержденной приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
19. Росстатом не обеспечено фактическое наличие объектов основных средств, в результате чего одиннадцать единиц оборудования балансовой стоимостью 18 982,1 тыс. рублей Росстатом к проверке не представлены, что не исключает риск его утраты.
20. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, не обеспечено направление в систему учета федерального имущества сведений о прикладном программном обеспечении АС "Перепись" стоимостью 3 025,7 тыс. рублей.
21. В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) Росстатом не обеспечено отражение в бюджетном учете фактов создания и развития 18 информационных систем и баз данных, и отнесение их к нематериальным активам, расходы на которые составили 987 829,8 тыс. рублей.
22. Росстатом ненадлежащим образом исполнялись обязанности по обеспечению деятельности Межведомственного координационного совета, предусмотренные пунктом 5.1.2 Договора о реализации проекта "Развитие системы государственной статистики - 2" от 21 марта 2008 г. N 01-01-06/04-42 (далее - Договор), заключенного между Минфином России, Росстатом и Фондом "Бюро экономического анализа", в части включения представителей Минкомсвязи России в состав указанного совета, участие которых предусмотрено пунктом 1.4 Договора.
23. В течение 2013-2015 годов при реализации Проекта "Развитие системы государственной статистики-2" (далее - Проект) закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, оплачивалась за счет средств софинансирования, предоставляемых из федерального бюджета, по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" (бюджетные средства на указанные цели согласованы с Минфином России и сводной бюджетной росписью доведены Росстату по указанному виду расходов), что не соответствовало Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказами Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н, от 21 декабря 2012 г. N 171н и от 1 июля 2013 г. N 65н, согласно которым осуществление названных закупок производится по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, в 2016 году планирование расходов в целях реализации Проекта за счет средств федерального бюджета на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий осуществлялось по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд". При этом для осуществления указанных закупок бюджетной классификацией предусмотрен вид расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
24. В нарушение пункта 5.1.13 Договора Росстатом не обеспечено согласование в Минфине России и Минэкономразвития России Планов закупок Проекта, Планов реализации Проекта и бюджетов Проекта в 2013-2015 годах до утверждения Межведомственным координационным советом по реализации Проекта.
25. Росстатом в нарушение пунктов 5.1.13 и 3.1.10 Договора не обеспечено утверждение Межведомственным координационным советом проекта Плана Закупок товаров, работ и услуг по Проекту, Плана реализации Проекта и Бюджет Проекта на 2016 год, скорректированного с учетом замечаний Минфина России.
26. Росстатом в нарушение пункта 5.1.18 Договора не обеспечивались надлежащий учет имущества, приобретенного за счет средств Проекта. Поставленное по 12 контрактам оборудование и программные продукты на общую сумму 1 500 982,7 тыс. рублей принималось к бюджетному учету по истечении от 1 до 10 месяцев после срока поставки и передачи его в эксплуатацию, что также является нарушением требований статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ в части отражения фактов хозяйственной жизни объектов учета.
27. Росстатом в нарушение статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ в 2013-2016 годах не отражены в бюджетном учете расходы на общую сумму 36 338,2 тыс. рублей, произведенные на основании актов приема-передачи по трем контрактам на оказание консультационных услуг.
28. Полномочия Росстата по подготовке, проведению федеральных статистических наблюдений и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации, предусмотренные пунктом 5.8 Положения о Росстате, фактически осуществлялись ФГУП ГМЦ Росстата.
Деятельность ФГУП ГМЦ Росстата в отчетных периодах в основном была направлена на выполнение Производственного плана работ Росстата, который ежегодно утверждается Росстатом в целях выполнения федерального плана статистических работ.
Согласно полученным в ходе контрольного мероприятия данным доходы ФГУП ГМЦ Росстата за период 2013-2015 и истекший период 2016 годов составили 1 837 770,0 тыс. рублей, из них наибольшая доля - 60,9% (1 119 050,0 тыс. рублей) приходится на доходы, полученные в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение Производственного плана работ Росстата и на доработку и сопровождение программного обеспечения Росстата.
Таким образом, основные виды деятельности, предусмотренные уставом ФГУП ГМЦ Росстата и фактически приносящие основной доход предприятию, связаны и выполняются в целях обеспечения реализации полномочий государственного органа (Росстата).
В этой связи организационно-правовая форма ФГУП ГМЦ Росстата не соответствует фактическим задачам и целям деятельности данного предприятия.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росстату необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации, предусматривающие нормативное правовое регулирование полномочий Росстата по созданию и развитию государственных информационных систем.
2. Обеспечить документальное оформление решений о создании федеральных государственных информационных систем в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3. Обеспечить внесение сведений о территориальном размещении технических средств ИВС Росстата в Реестр территориального размещения технических средств информационных систем.
4. Провести инвентаризацию информационных систем, эксплуатируемых Росстатом и (или) учтенных в системе учета информационных систем, с последующим отражением их в бюджетном учете.
5. Провести инвентаризацию основных средств и нематериальных активов в Росстате и подведомственных организациях в целях установления соответствия фактического наличия основных средств и нематериальных активов данным бухгалтерского учета,
6. Обеспечить отражение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в бюджетном учете оборудования и нематериальных активов, поставленных в рамках реализации Проекта.
7. Определить порядок создания и эксплуатации информационных систем Росстата, не являющихся государственными информационными системами.
8. Принять меры по приведению в соответствие требованиям нормативных правовых актов в сфере информатизации электронные паспорта информационных систем, зарегистрированных в системе учета информационных систем, содержащих недостоверную и не актуальную информацию,
9. Привести план информатизации на 2016 год в соответствие с объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" и сводной бюджетной росписью, включая расходы на реализацию Проекта "Развитие системы государственной статистики-2",
10. Обеспечить направление в систему учета федерального имущества сведений о прикладном программном обеспечении АС "Перепись" стоимостью 3 025,7 тыс. рублей.
11. Направить в Минкомсвязь России предложения о включении представителей указанного министерства в состав Межведомственного координационного совета.
12. Направить в Минфин России обращение о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" и сводную бюджетную роспись расходов в части приведения видов расходов на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в соответствие с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н.
13. Обеспечить утверждение Межведомственным координационным советом проекта Плана Закупок товаров, работ и услуг по Проекту, Плана реализации Проекта и Бюджет Проекта на 2016 год, скорректированного с учетом замечаний Минфина России.
14. Направить в Правительство Российской Федерации предложения по преобразованию ФГУП ГМЦ Росстата в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росстата.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 августа 2016 г. N 41К (1116).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Росстата или лицу, исполняющему обязанности, необходимо уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов по пунктам 1, 7, 8, 11 и 13 в срок до 1 ноября 2016 года, по пунктам 2, 4, 9, 10 и 12 в срок до 1 декабря 2016 года, 5, 6 и 14 в срок до 1 января 2017 года, по пункту 3 в срок до 1 марта 2017 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
______________________________
* Государственный стандарт Союза ССР 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания" (утвержден постановлением Госстандрата СССР от 29 декабря 1990 г. N 3469), дата введения 1 января 1992 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 августа 2016 г. N ПР 07-218/07-03
Текст представления официально опубликован не был