Представление Счетной палаты РФ от 28 сентября 2016 г. N ПР 14-228/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка достаточности мер по обеспечению сохранности имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом")" в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Росимуществом не обеспечена полнота и достоверность учета объектов государственной казны Российской Федерации в информационной системе "Казна" (далее - ИС "Казна"), расходы на создание и эксплуатацию которой с 2013 года составили 32 671,2 тыс. рублей, контроль качества формирования сведений об объектах казны территориальными органами Росимущества в ИС "Казна" не осуществляется.
В ИС "Казна" не реализована возможность выгрузки и просмотра сведений об имущественных комплексах, что влечет риски вовлечения в оборот неполного количества объектов, связанных между собой по функциональному (территориальному) признаку. Отсутствие возможности группировки объектов в разрезе имущественных комплексов не позволяет обеспечить формирование системы определения структурного состава федерального имущества как бизнес- единицы ("бизнес, а не здание"), а также переход от продажи отдельного имущества к продаже бизнес-единиц, как это предусмотрено государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом".
В нарушение требований приказа Росимущества от 25 июля 2014 г. N 271 "Об оптимизации состава имущества государственной казны" территориальными управлениями Росимущества не обеспечено формирование в ИС "Казна" информационной справки к каждому объекту казны Российской Федерации, включающей сведения о категории объекта, техническом состоянии, стоимости содержания объекта, сведений об учете объекта и регистрации прав на него, о наличии обременений, прочую информацию.
ИС "Казна" не может служить объективным источником информации как для принятия управленческих решений в отношении объектов государственной казны, так и оценки потребности в финансировании мероприятий по обеспечению их сохранности.
2. В нарушение пункта 16 приказа Росимущества от 22 декабря 2014 г. N 508 "О периодической отчетности территориальных органов Росимущества" Росимуществом не обеспечен контроль за полнотой и достоверностью периодической отчетности территориальных органов по формам 04.01 "Сведения о составе имущества государственной казны в разрезе по категориям объектов", 04.02 "Сведения о паспортизированных объектах казны Российской Федерации", 04.04 "Сведения о зарегистрированных в собственности Российской Федерации объектах государственной казны": указанная отчетность содержит сведения, не соответствующие данным ИС "Казна" и реестра федерального имущества, в том числе по количеству объектов, паспортизации объектов, регистрации прав на них, техническом состоянии, а также существующих обременениях.
3. Межведомственное взаимодействие по учету и контролю объектов государственной казны Российской Федерации не организовано. ИС "Казна" Росимущества не синхронизирована с данными об объектах государственной казны, формируемыми с использованием иных информационных ресурсов. В частности, эксплуатируемая с июля 2013 года Роснедрами информационно-аналитическая система "Федеральный реестр скважин", содержит сведения о фонде скважин, пробуренных за счет средств государственного бюджета, распределенного и нераспределенного фонда недр, в отношении 133 179 объектов против 8 086 объектов недропользования в ИС "Казна", что в 16 раз меньше количества объектов, учтенных Роснедрами.
4. Расчет показателя "Процент сокращения количества объектов имущества государственной казны (без учета земельных участков) по отношению к количеству объектов имущества государственной казны в 2012 году (кроме объектов, ограниченных в обороте)" подпрограммы 1 государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - Государственная программа) произведен с нарушением методики расчета показателя (индикатора), утвержденной ответственным исполнителем Государственной программы - Минэкономразвития России, что не соответствует пункту 11(1) Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 и пункту 25.5 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, и привело к искажению фактически достигнутых его значений.
5. Территориальными управлениями Росимущества не определена целевая функция (вид использования) в отношении 57% объектов, в том числе по причине отсутствия типологизированных подходов к целям управления имуществом государственной казны и контроля со стороны центрального аппарата Росимущества. В ряде случаев по объектам с определенной целевой функцией отмечается нецелесообразность или невозможность ее применения.
В результате, Росимуществом не обеспечена объективность и достоверность показателя подпрограммы 1 Государственной программы "доля объектов казны Российской Федерации, для которых определена целевая функция". Плановое значение указанного показателя, предполагающее рост к 2018 году объектов с установленным целевым назначением до 30%, фактически является достигнутым и не корреспондирует с ожидаемым результатом - определением целевого назначения каждого объекта к 2018 году.
6. В 2014-2015 годах Росимуществом не выполнены контрольные события в части управления имуществом государственной казны Российской Федерации, предусмотренные детальными планами-графиками реализации Государственной программы на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утвержденными приказами Минэкономразвития России от 25 августа 2014 г. N 509, от 25 сентября 2015 г. N 684.
7. Приказ Росимущества от 8 декабря 2014 г. N 488 "Об утверждении планов мероприятий дорожных карт об оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации" предполагает принятие решений, в том числе, в отношении третьих лиц (ФГУП, ФОИВ, ФГУ, религиозных организаций), предусматривает совершение определенных действий иными органами и организациями по минимизации объектов государственной казны (Минэкономразвития России, МЧС России, ДОСААФ, и др.), содержит признаки нормативно-правового акта, имеющего межведомственный характер.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и пунктом 7 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, и вопросов организации и контроля деятельности агентства (его структурных подразделений и территориальных органов). Таким образом, вышеуказанный приказ принят Росимуществом за пределами установленных полномочий.
8. Несмотря на установление приказом Росимущества от 25 июля 2014 г. N 271 "Об оптимизации состава имущества государственной казны" 13 категорий объектов государственного имущества, составляющих казну Российской Федерации, в том числе для отображения в ИС "Казна", и перечней объектов, которые могут формировать состав имущества каждой категории, критерии отнесения объектов к определенной категории не определены, что приводит к искажению данных о количественном составе и структуре имущества по большинству категорий имущества государственной казны.
9. Росимуществом не на должном уровне осуществляются полномочия, установленные пунктами 5.21 и 5.22 Положения о Росимуществе, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями: установлены многочисленные факты использования федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными организациями объектов имущества казны Российской Федерации в отсутствие правовых оснований, без закрепления за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в связи с чем такие объекты остаются учтенными в составе государственной казны как неиспользуемые и с неопределенным видом использования.
10. При приватизации федеральных государственных унитарных предприятий объекты федерального имущества, в силу закона не подлежащие приватизации, в безусловном порядке не передаются в казну Российской Федерации и продолжают учитываться на забалансовых счетах организаций, созданных в результате приватизации ФГУП. При этом имущество продолжает учитываться в реестре федерального имущества как закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятиями, что имеет следствием искажение его данных о составе имущества государственной казны и влечет риски неправомерного выбытия объектов из федеральной собственности.
11. Не решена проблема учета, сохранности и вовлечения в оборот объектов государственной казны, в силу закона относящихся исключительно к федеральной собственности и имеющих сугубо отраслевую специфику - как-то: объекты недропользования, особо опасные объекты и другие. Взаимодействие Росимущества с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения сохранности и вовлечения в оборот отдельных категорий объектов имущества казны, имеющих узкоотраслевую специфику, недостаточно, что приводит к снижению эффективности управления такими объектами.
В частности, до настоящего времени не урегулирован вопрос о порядке использования и обеспечения безопасности скважин, составляющих казну Российской Федерации и относящихся к распределенному фонду недр, недропользователями, что влечет риски как необоснованных расходов, связанных с сохранностью указанного имущества, так и недополучения доходов федерального бюджета от его использования и реализации.
12. Ведомственный контроль в сфере закупок, установленный статьей 100 Федерального закона N 44-ФЗ, за соблюдением подведомственными заказчиками - территориальными органами законодательства в сфере закупок Росимуществом осуществляется не в полной мере, что привело к нарушениям при осуществлении закупок, допущенным территориальным управлением Росимущества в Алтайском крае в 2014-2016 гг.:
в нарушение статьи 34 и части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ заключались государственные контракты (от 21 января 2014 г. N 3, от 8 сентября 2014 г. N 23, от 4 февраля 2015 г. N 2, от 3 марта 2016 г. N 9, от 21 января 2014 г. N 2, от 4 февраля 2015 г. N 3, от 3 марта 2016 г. N 8) на охрану объектов государственной казны с единственным поставщиком, предусматривающие условия о распространении действия договора на отношения, возникшие до момента заключения договора;
в нарушение частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ без использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей) заключены государственные контракты на оказание услуг по охране (перечислены выше) и утилизации объектов имущества казны Российской Федерации (государственный контракт от 21 апреля 2014 г. N 10) с единственными поставщиками услуг;
в нарушение части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ указанные государственные контракты не содержали обязательных условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
в нарушение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" территориальным управлением приняты бюджетные обязательства на 2014 год в размере 5 000,99 тыс, рублей и на 2015 год в размере 3 371,6 тыс. рублей, возникшие из государственных контрактов, заключенных 26 декабря 2014 года и 28 декабря 2015 года (то есть после 1 декабря 2014 года и 1 декабря 2015 года), срок выполнения работ по которым составил более одного месяца.
13. Качество планирования расходов на содержание и обслуживание объектов казны Российской Федерации, эффективность освоения выделенных на эти цели бюджетных средств в Росимуществе не отвечают предъявляемым требованиям. Ассигнования на указанные цели Росимуществом распределены в меньших объемах, чем утверждено сводной бюджетной росписью. Запланированные мероприятия по содержанию, ремонту и обслуживанию объектов имущества казны Российской Федерации в ряде случаев не выполнены. Не обеспечено выполнение запланированных мероприятий по паспортизации объектов казны, не достигнуты запланированные показатели по ремонту объектов казны. В 2015 году работы по обследованию технического состояния объектов казны выполнены на 78,1%, а работы по утилизации - на 70,5%.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по управлению государственным имуществом необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Утвердить план-график мероприятий, обеспечивающих наполнение ИС "Казна" полными и достоверными сведениями об объектах казны Российской Федерации в разрезе территориальных управлений Росимущества.
2. Проработать вопрос о группировке объектов имущества казны Российской Федерации в разрезе имущественных комплексов по функциональному (территориальному) признаку.
3. Подготовить и направить в Минприроды России предложения по взаимодействию Росимущества, Роснедр и правообладателей федерального имущества государственной казны Российской Федерации (объектов недропользования) по обеспечению синхронизации данных информационно-аналитической системы "Федеральный реестр скважин" и информационной системы "Казна" и соответствующего плана-график реализации указанных мероприятий.
4. Обеспечить разработку и внедрение в Росимуществе и его территориальных органах методических рекомендаций по определению целевой функции объектов имущества казны Российской Федерации в зависимости от категории, технического состояния, наличия обременений, ограничения в обороте, а также иных характеристик объектов, с учетом необходимости минимизации количества объектов государственной казны, его использования исключительно в целях обеспечения государственных функций.
5. Направить в Минэкономразвития России предложения по разработке проекта нормативного правового акта, регламентирующего порядок межведомственного взаимодействия и принятия решений в рамках деятельности по оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации. Внести изменения в приказ Росимущества от 8 декабря 2014 г. N 488 "Об утверждении планов мероприятий дорожных карт об оптимизации состава имущества государственной казны Российской Федерации" в части исключения норм, имеющих межведомственный характер.
6. Установить критерии отнесения объектов учета имущества казны к установленным категориям и обеспечить на их основе соответствующее уточнение состава имущества казны Российской Федерации в ИС "Казна".
7. Провести инвентаризацию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными организациями в отсутствие правовых оснований, и обеспечить по ее результатам принятие решений о закреплении указанного имущества на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в установленном законодательством порядке.
8. В целях уточнения данных о составе имущества государственной казны провести инвентаризацию объектов, не включенных в состав подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, по итогам которой принять решения по вопросу учета соответствующих объектов.
9. Разработать алгоритм внесения территориальными управлениями Росимущества изменений в ИС "Казна" и реестр федерального имущества в целях надлежащего учета объектов, не включенных в состав подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, и исключения случаев необоснованного учета в реестре федерального имущества объектов, ранее приватизированных в составе имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий.
10. В рамках осуществления Росимуществом ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок обеспечить проведение проверки по выявленным фактам нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
11. Привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные в настоящем представлении нарушения, в том числе по пунктам 2 и 4 представления.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 сентября 2016 г. N 48К (1123).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 5 декабря 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 сентября 2016 г. N ПР 14-228/14-02
Текст представления официально опубликован не был