Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-210/05-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ выполнения обязательств юридических лиц перед Российской Федерацией по возврату (погашению) задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) за 2013-2015 годы, а также эффективности выполнения государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - агентом Правительства Российской Федерации функций по обеспечению возврата (погашения) задолженности по бюджетным кредитам (ссудам)", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Внешэкономбанк выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения возврата (погашения) задолженности юридических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в части, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и актами Правительства Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2016 года общая сумма задолженности 256 юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам) составила 477,7 млрд. рублей с учетом начисленных и неуплаченных процентов и комиссий, штрафных санкций за несвоевременный возврат и неуплату процентов.
При этом в общем объеме задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) доля просроченной задолженности составляет 89,1%, или 425,4 млрд рублей, и имеется у 240 заемщиков, или 93,8% от общего количества заемщиков, в том числе у 120 заемщиков, по обязательствам которых срок исковой давности истек и вынесено судебное решение о применении срока исковой давности. При этом большинство таких заемщиков - действующие предприятия, в основном предприятия топливно-энергетического комплекса (далее - предприятия ТЭК).
В период 2013-2015 годов в структуре задолженности юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам) доля основного долга сохранялась на уровне менее 10%: по состоянию на 1 января 2013 года - 9,7%, по состоянию на 1 января 2016 года - 5,6%. Таким образом, более 90% совокупного объема задолженности по бюджетным кредитам приходится на начисленные и неуплаченные проценты, штрафные санкции за нецелевое использование средств, а также штрафы (пени) за несвоевременный возврат и неуплату процентов.
2. В рамках реализации Соглашения о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 01-01-06/04-472 (далее - Соглашение), заключенного между Минфином России и Внешэкономбанком, функции по проведению мониторинга и проверки финансового состояния должников, достаточности предоставленного обеспечения исполнения денежных обязательств, соответствия указанного обеспечения установленным требованиям, предусмотренные пунктом 2.4.4 Соглашения, Внешэкономбанком в полном объеме не реализованы.
По результатам контрольного мероприятия было установлено, что за период 2013-2015 годов Внешэкономбанком проведено 20 проверок финансового состояния и достаточности предоставляемого обеспечения исполнения денежного обязательств в отношении 10 должников, которые осуществлялись в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации задолженности, а также в рамках реализации положений статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о целесообразности заключения мирового соглашения в рамках судебных дел о несостоятельности (банкротстве) или о взыскании задолженности.
В отношении остальных должников федерального бюджета, имеющих задолженность по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2016 г., мониторинг и проверка финансового состояния Внешэкономбанком не проводились: ПАО "Камаз", АО "Ростовводоканал", АО Росэксимбанк, Кунгурское городское МУП "Водоканал" города Кунгура, МУП "Брянский городской водоканал" города Брянска, МУП "Горводоканал" муниципального образования муниципального района "Печора", МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал", МУП "Управление "Водоканал" города Таганрога, МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" города Чернушка, Чебоксарское МУП "Водоканал".
3. В соответствии с пунктом 2.4.7 Соглашения Внешэкономбанк осуществляет функции по контролю за полным и своевременным исполнением должниками денежных обязательств перед Российской Федерацией.
В 2014 году Внешэкономбанком допущен факт нарушения срока направления требований Минфина России (кредитор) в адрес ОАО "Подольский производственный холдинг", в связи с чем должник не включил указанное требование в ликвидационный баланс.
Таким образом, Внешэкономбанк не обеспечил в отношении данного должника возможность исполнения обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в рамках процедуры ликвидации юридического лица.
4. Согласно пункту 3.1.9 Соглашения Внешэкономбанк представляет в Минфин России ежеквартально промежуточные отчеты, а по окончании года итоговый (годовой) отчет о проделанной работе по обеспечению возврата (погашения) задолженности юридических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
Анализ содержания указанных отчетов показал, что в них перечислены результаты выполнения Внешэкономбанком функций агента Правительства Российской Федерации (с указанием, в том числе, количества направленных должникам уведомлений, писем, требований и иных документов в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации). При этом в отчетах Внешэкономбанка отсутствует содержательная оценка полученных результатов работы Внешэкономбанка как агента Правительства Российской Федерации.
Соглашением не установлены критерии оценки деятельности Внешэкономбанка, позволяющие оценить эффективность его работы как агента Правительства Российской Федерации по обеспечению возврата (погашения) задолженности юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) по бюджетным кредитам, в том числе по возврату проблемной задолженности, достоверности учета задолженности перед Российской Федерации по бюджетным кредитам, и оценить обоснованность выплаты размера вознаграждения Внешэкономбанку как агенту Правительства Российской Федерации.
За 2013-2015 годы Внешэкономбанку за выполнение функций агента Правительства Российской Федерации Минфином России выплачивалось агентское вознаграждение по 630 000,0 тыс. рублей ежегодно.
5. Согласно бюджетной отчетности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на его балансе по состоянию на 1 января 2016 года числилась задолженность предприятий ТЭК по кредитам, предоставленным Минтопэнерго России в 1992-2000 годах. В составе бюджетной отчетности Минпромторга России информация об указанной задолженности вошла в сводные данные отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2015 год.
При этом данные бюджетного учета Минпромторга России и данные аналитического учета Внешэкономбанка по суммам задолженности предприятий ТЭК имеют существенные отличия.
Так, по данным бюджетного учета Минпромторга России как главного распорядителя бюджетных средств задолженность предприятий ТЭК на 1 января 2016 г. составляет - 17 005,3 млн. рублей, по данным Внешэкономбанка - 291 324,0 млн. рублей с учетом начислений Внешэкономбанком процентов, пени и штрафов за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов.
Таким образом, бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета за 2015 год, представленная Минфином России в Правительство Российской Федерации, не дает полного и достоверного представления о задолженности предприятий ТЭК по предоставленным бюджетным кредитам.
6. В связи с закреплением в Бюджетном кодексе Российской Федерации 5-летнего срока исковой давности по требованиям Российской Федерации по возврату бюджетных кредитов и отсутствием правовых оснований для использования стандартных механизмов принудительного взыскания проблемной задолженности является актуальным вопрос о дальнейшей работе с указанной задолженностью с учетом того, что ряд предприятий, по которым числится просроченная задолженность, являются действующими.
Однако в настоящее время механизмы урегулирования проблемной просроченной задолженности юридических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией отсутствуют.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести совместно с Внешэкономбанком инвентаризацию денежных обязательств юридических лиц - должников перед Российской Федерацией по предоставленным бюджетным кредитам (ссудам) на предмет определения возможности урегулирования или взыскания задолженности по бюджетным кредитам (ссудам).
2. Проработать вопрос о совершенствовании механизмов урегулирования проблемной просроченной задолженности юридических лиц перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (ссудам).
3. Принять меры по обеспечению полного и достоверного отражения задолженности предприятий топливно-энергетического комплекса по кредитам, предоставленным Минтопэнерго России в 1992-2000 годах, в бюджетной отчетности Минпромторга России с учетом результатов сверки указанной задолженности с данными Внешэкономбанка.
4. Разработать конкретные показатели результатов деятельности Внешэкономбанка, позволяющие оценить исполнение его функций в качестве агента Правительства Российской Федерации, и предусмотреть их выполнение при заключении соглашений с Внешэкономбанком о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 июля 2016 г. N 37К (1112).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 15 февраля 2017 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-210/05-01
Текст представления официально опубликован не был