Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-211/05-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого использования в 2013-2015 годах кредита, привлеченного открытым акционерным обществом "Ленфильм" под государственную гарантию Российской Федерации на осуществление проекта модернизации киностудии "Ленфильм".
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. ООО "Продюсерский центр "Ленфильм" является поручителем (договор поручительства от 24 июня 2013 года N 3126/П) перед Банком ВТБ (ПАО) (далее - Кредитор) и отвечает за исполнение ОАО "Ленфильм" обязательств по кредитному соглашению от 24 июня 2013 года N 3126 (далее - Кредитное соглашение).
При этом необходимо отметить, что по итогам 2013 года ООО "Продюсерский центр" был получен убыток в сумме (-) 751 тыс. рублей, в 2014 году - (-)1 358 тыс. рублей, а в 2015 году - (-) 3 338 тыс. рублей. Выручка от продаж составляла в 2013 году - 1 654 тыс. рублей, в 2014 году - 20 163 тыс. рублей и в 2015 году 1 743 тыс. рублей. В этой связи данное поручительство не может рассматриваться в качестве механизма снижения риска предъявления требований Банка ВТБ (ПАО) по государственной гарантии Российской Федерации.
2. Основной объем обязательств ОАО "Ленфильм" по уплате процентов по Кредитному соглашению с учетом изменений и дополнений приходится на период с 4 квартала 2016 года по 1 квартал 2019 года. При этом по состоянию на 1 января 2016 года и на 1 апреля 2016 года начисленные к уплате в соответствии с условиями Кредитного соглашения проценты составили, соответственно, 137,12 млн. рублей и 168,34 млн. рублей, фактически уплаченные проценты за пользование кредитом - 10,1 млн. рублей и 11,1 млн. рублей.
Проведенный анализ показал, что, благодаря предоставленным Банком ВТБ (ПАО) отсрочкам по уплате процентов за пользование кредитными средствами, которые устанавливались дополнительными соглашениями к Кредитному соглашению, ОАО "Ленфильм" своевременно и в полном объеме выполняло обязательства по Кредитному соглашению.
3. Первоначальный бюджет проекта модернизации киностудии "Ленфильм" (далее - Проект), утвержденный генеральным директором ОАО "Ленфильм" 15 мая 2013 года, был скорректирован ОАО "Ленфильм" в декабре 2014 года (приказ генерального директора ОАО "Ленфильм" от 22 декабря 2014 года N 53/1пр) и в декабре 2015 года (приказ генерального директора ОАО "Ленфильм" от 25 декабря 2015 года N 47/1пр). Общая стоимость реализации Проекта в объеме 1 530,0 млн. рублей при корректировках бюджетов Проекта не изменилась.
В течение 2013-2015 годов сокращены плановые расходы бюджета Проекта на строительство нового павильона с 150 500,0 тыс. рублей до 42 000,0 тыс. рублей, или на 72,1%, увеличены расходы бюджета на ремонт кинопроизводственных зданий и сооружений на 31 011,08 тыс. рублей, или на 7,0%, и на закупку кинопроизводственного оборудования - на 95 278,03 тыс. рублей, или на 10,9%.
Необходимо отметить, что, по информации ОАО "Ленфильм" (письмо от 14 июня 2016 года N б/н), единый сводный сметный расчет Проекта, а также сводный сметный расчет ремонта по каждому объекту Проекта, подтверждающий бюджет Проекта по видам работ (услуг), ОАО "Ленфильм" не составлялся, так как на объектах ОАО "Ленфильм" проводились только текущие ремонтные работы, неносящие капитального характера и не связанные между собой технологически и функционально.
4. По состоянию на 1 января 2016 года ОАО "Ленфильм" использовало на Проект 1 214 759,2 тыс. рублей из 1 530 000,0 тыс. рублей, или 79,4% от общей суммы кредита.
Из 10 основных видов работ по 7 видам (строительство нового павильона (СМР); ремонтно-строительные работы; реконструкция наружных инженерных сетей; реконструкция внутренних инженерных сетей и систем; подготовительные работы, поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования; благоустройство и озеленение; фасадные работы) сроки окончания работ были перенесены от 4 до 18 месяцев.
5. По состоянию на 1 января 2016 года ОАО "Ленфильм" должен был использовать кредитные средства на общую сумму 1 470 000,0 тыс. рублей, или 96,1% от общей суммы кредита. Фактически использованы кредитные средства на сумму 1 214 759,18 тыс. рублей, или 82,6% от планового объема предоставления кредита. По информации ОАО "Ленфильм", по состоянию на 24 июня 2016 года использовано кредитных средств на сумму 1 295 630,9 тыс. рублей, или 84,7% от общей суммы кредита. Сумма неполученных средств кредита по состоянию на дату истечения общего срока использования кредита (23 июня 2016 года) составила 234 369,1 тыс. рублей.
Таким образом, существует риск незавершения реализации Проекта модернизации киностудии "Ленфильм" в сроки, предусмотренные графиком реализации Проекта, и в объемах, предусмотренных бюджетом Проекта, источником финансирования которого являются привлеченные кредитные средства, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации.
6. При оценке в ходе контрольного мероприятия финансового состояния ОАО "Ленфильм" в соответствии с Правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N 367, и Методикой проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. N 104 (далее - Методика), основные показатели финансового состояния Принципала по состоянию на 31 декабря 2012 года характеризуются следующими значениями: норма чистой прибыли (рекомендуемое значение больше 0) составляет - 0,31; степень платежеспособности по текущим обязательствам (допустимое значение менее 6 месяцев) составляет 12,23 месяцев; коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение больше или равен 1) равен 0,34. То есть ни один из приведенных показателей финансового состояния не соответствует рекомендуемым значениям.
Таким образом, в ходе контрольного мероприятия при оценке финансового состояния ОАО "Ленфильм" при предоставлении государственной гарантии на основании Методики, установлено, что на основании значений указанных выше показателей ОАО "Ленфильм" следовало бы отнести к группе "Объекты учета, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности".
7. Согласно заключению Внешэкономбанка о финансово-хозяйственной деятельности Принципала за 2014 - первое полугодие 2015 года, представленному в Минфин России, по состоянию на 30 июня 2015 года ОАО "Ленфильм" имеет признаки банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансовое состояние Общества было оценено как удовлетворительное, но с тенденцией к ухудшению.
Анализ финансового состояния ОАО "Ленфильм", осуществленный в ходе проведения контрольного мероприятия по Методике проведения анализа финансового состояния принципала, являющейся Приложением 4 к Правилам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825, показал, что по состоянию на 31 декабря 2015 года финансовое состояние Общества оценивается как неудовлетворительное по трем показателям (К2 - Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами - 0,5; К4 - рентабельность продаж - (-) 0,19; К5 - норма чистой прибыли - (-) 0,58) из пяти, так как указанные показатели имеют неудовлетворительные значения*.
8. ОАО "Ленфильм" ведет работу с целью решения вопроса о передаче Обществу части средств, получаемых Госфильмофондом России от использования прав на киноколлекцию киностудии "Ленфильм" - "золотая коллекция". Необходимо отметить, что Банк ВТБ (ПАО) при принятии решения о предоставлении ОАО "Ленфильм" кредита, обеспеченного государственной гарантией, рассматривал получение доходов от "золотой коллекции" как составляющую бизнес-плана и будущих доходов ОАО "Ленфильм".
При этом на момент проведения контрольного мероприятия соглашение о получении ОАО "Ленфильм" части доходов от реализации фильмов ОАО "Ленфильм", права на которые находятся в распоряжении Госфильмофонда России, не подписано, передача прав не осуществлена. Таким образом, доходы от использования "золотой коллекции" ОАО "Ленфильм" в настоящее время не получает.
9. ОАО "Ленфильм" проводится работа по реализации непрофильных активов. Решением Совета директоров ОАО "Ленфильм" от 15 декабря 2015 года (протокол от 15 декабря 2015 г. N 49) одобрено заключение сделки по отчуждению комплекса объектов недвижимости, признанного непрофильным, путем проведения торгов.
Однако, проведенные 30 мая 2016 года торги по продаже единым лотом объектов недвижимого имущества ОАО "Ленфильм", расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, 5, были признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок. Повторные торги, проведенные 7 июля 2016 года, также были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Таким образом, на момент проведения контрольного мероприятия доходы от реализации непрофильных активов ОАО "Ленфильм" не получены.
Согласно заключению Внешэкономбанка по проведенному в 2015 году анализу финансового состояния Общества при планировании доходов и расходов на период 2013 - 2023 годы ОАО "Ленфильм" исходило из максимальной загрузки киноиндустрии после проведения модернизации, однако по состоянию на 31 декабря 2015 года ввиду увеличения сроков реализации Проекта ОАО "Ленфильм" не сформирован пакет заказов на кинопроизводственные услуги на ближайшие годы.
Таким образом, финансовое состояние Общества в период использования кредита, привлеченного под государственную гарантию Российской Федерации, является неудовлетворительным, выручка от продаж продукции, работ и услуг в настоящее время не может обеспечить выполнение обязательств ОАО "Ленфильм" по Кредитному соглашению, Общество с 2012 по 2015 годы формирует чистые убытки, что существенно повышает риски неисполнения ОАО "Ленфильм" своих обязательств по Кредитному соглашению и наступления гарантийного случая для Российской Федерации в связи с возможным неисполнением ОАО "Ленфильм" своих обязательств по Кредитному соглашению в июне 2017 года.
10. В ходе контрольного мероприятия установлено, в 2013-2015 годах в период действия гарантии и Договора о предоставлении гарантии ОАО "Ленфильм" не выполняло условия пункта 8.2. Договора о предоставлении гарантии, предусматривающего обязанность Принципала осуществить сокращение размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу Принципала на период оказания государственной гарантийной поддержки. В проверяемом периоде суммы вознаграждений руководящему составу ОАО "Ленфильм" превысили объем денежных средств, направленных на выплату вознаграждений руководящему составу ОАО "Ленфильм" за 2012 год, предшествующий году выдачи гарантии и заключения Договора о предоставлении гарантии, на 844,8 тыс. рублей в 2013 году, на 293,9 тыс. рублей в 2014 году и на 89,8 тыс. рублей в 2015 году.
11. В ходе проверки установлено, что сумма вознаграждений коммерческого директора в 4 квартале 2013 года составила 45,7% от трехкратного должностного оклада, а сумма вознаграждения первого заместителя генерального директора в 4 квартале 2013 года составила 39,3% от трехкратного должностного оклада, что является нарушением приказа ОАО "Ленфильм" от 30 ноября 2012 г. N 36а-л/с в редакции приказа ОАО "Ленфильм" от 1 августа 2013 г. N 18а-л/с, устанавливающего предельный размер премирования работников ОАО "Ленфильм" (до 30% должностного оклада работника).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" ОАО "Ленфильм" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Рассмотреть совместно с Банком ВТБ (ПАО) и Минфином России вопрос о продлении сроков использования кредита по Кредитному соглашению от 24 июня 2013 года N 3126, установленных графиком предоставления кредита (приложение N 4 к указанному кредитному соглашению).
2. Разработать комплекс системных мер, направленных на снижение убытков ОАО "Ленфильм", в том числе путем получения доходов от использования прав на "золотую коллекцию" фильмов ОАО "Ленфильм", продажи непрофильных активов общества, обеспечения формирования пакета заказов на кинопроизводственные услуги.
3. Провести проверку по факту неисполнения ОАО "Ленфильм" требований пункта 8.2. договора о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации от 27 сентября 2013 года N 01-01-06/04-334, предусматривающего обязанность ОАО "Ленфильм" осуществить сокращение размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу ОАО "Ленфильм" на период оказания государственной гарантийной поддержки, по результатам которой принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 июля 2016 года N 39К(1114).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору ОАО "Ленфильм" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 февраля 2017 года.
Аудитор |
Т.Н. Мануйлова |
______________________________
* Согласно Методике финансовое состояние принципала признается удовлетворительным в случае удовлетворительного результата анализа величины чистых активов принципала и при условии, что в отношении каждого из показателей сделан вывод о его удовлетворительном значении в анализируемом периоде. В иных случаях финансовое состояние принципала в соответствии с пунктом 11 Методики признается неудовлетворительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 июля 2016 г. N ПР 05-211/05-03
Текст представления официально опубликован не был