Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 09-230/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования субсидий из федерального бюджета на государственное задание и на иные цели, а также бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в рамках подпрограммы 7 "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2015 году и за истекший период 2016 года (совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации)" в федеральном государственном бюджетном научном учреждении "Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства" (далее - ФГБНУ "ВНИИПРХ", Учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Акты выпуска молоди от 12, 18, 27 мая, от 3, 10 июня 2016 года ФГБНУ "ВНИИПРХ" в нарушение части 4 статьи 45 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и приказа Минсельхоза России от 7 ноября 2014 г. N 434 "Об утверждении формы акта выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения" не содержат указаний на реквизиты государственного задания (далее - госзадание), на основании которых производится соответствующий выпуск молоди стерляди, в результате чего факт выполнения Учреждением госзадания не был подтвержден должным образом, поскольку указанные акты могли быть составлены и при выполнении им договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, заключенных с хозяйствующими субъектами в счет компенсации причиненного ими ущерба.
2. В 2015 году ФГБНУ "ВНИИПРХ" в нарушение абзаца 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, пунктов 1.1, 2.1.1 и 2.3.1 заключенного с Росрыболовством Соглашения о порядке и условиях предоставления в 2015 году ФГБНУ "ВНИИПРХ" субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) от 26 февраля 2015 г. N СУБ-84 за счет субсидии на выполнение государственного задания неправомерно оплачены командировочные расходы в сумме 57,9 тыс. рублей, связанные с приобретением и перевозкой рыбы - китайского окуня (аухи), работы по разведению которой осуществлялись в рамках приносящей доход деятельности.
3. В I квартале 2016 года в нарушение абзаца 3 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, пунктов 1.1, 2.1.1, 2.3.1 заключенного с Росрыболовством Соглашения о порядке и условиях предоставления в 2016 году ФГБНУ "ВНИИПРХ" субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) от 5 февраля 2016 г. N СУБ-72 за счет субсидии на выполнение государственного задания неправомерно оплачены расходы в сумме 935,1 тыс. рублей, связанные с содержанием на Конаковском заводе по осетроводству ремонтно-маточных стад осетровых видов рыб, не используемых Учреждением при выполнении государственного задания, в том числе маточных стад бестера (15 штук) в сумме 44,7 тыс. рублей, белуги (11 штук) в сумме 130,0 тыс. рублей, русского осетра (36 штук) в сумме 133,6 тыс. рублей; ремонтных стад ленского осетра (12 штук) в сумме 44,5 тыс. рублей, русского осетра (26 штук) в сумме 210,3 тыс. рублей, гибрида стерляди и калуги (133 штуки) в сумме 371,6 тыс. рублей.
4. При осуществлении закупок и исполнении контрактов ФГБНУ "ВНИИПРХ" допущены следующие нарушения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Гражданского кодекса Российской Федерации:
4.1. ФГБНУ "ВНИИПРХ" в нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", условий пунктов 4.4 и 6.1.1 контракта от 24 августа 2015 г. N 0348100098915000050 с ООО "Строительные технологии" при наличии отрицательных заключений ООО "Кентавр", осуществлявшего строительный контроль на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение Конаковского завода по осетроводству, г. Конаково", в период с 29 октября по 15 декабря 2015 года неправомерно приняты и оплачены объемы строительно-монтажных работ, выполненные с нарушением строительных норм и правил, не в полном объеме и с отклонением от утвержденного проекта, на общую сумму 62 987,9 тыс. рублей.
4.2. ФГБНУ "ВНИИПРХ" в нарушение части 10 статьи 70 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по результатам проведенного электронного аукциона заключен государственный контракт от 24 августа 2015 г. N 0348100098915000050 с ООО "Строительные технологии" на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение Конаковского завода по осетроводству, г. Конаково" на условиях, не соответствующих аукционной документации, а именно, без подписания сторонами контракта графика выполнения работ, предусмотренного пунктом 5.3 контракта, что исключало возможность привлечения исполнителя к ответственности за отступления от графика выполнения работ, предусмотренной пунктом 12.4 контракта.
4.3. Решение о заключении дополнительного соглашения от 23 ноября 2015 г. N 3 к контракту на увеличение объема и стоимости работ на 10% (или 4 600,0 тыс. рублей) - до 50 600,0 тыс. рублей принято ФГБНУ "ВНИИПРХ" в нарушение части 2 статьи 34 и подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 2,1, 3.2, 4.13 государственного контракта от 23 июля 2015 г. N 0348100098915000044, согласно которым исполнитель - ООО "ТСМ инжиниринг" обязался выполнять необходимые проектно-изыскательские работы по объекту, включая возможные работы, не указанные в контракте, но выполнение которых обусловлено контрактом, и не вправе требовать увеличение цены контракта, в том числе в случае, когда в момент заключения контракта исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
4.4. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 1.1, 3.4, 5.2.2 и 5.4.1 государственного контракта от 29 июня 2015 г. N 03481000098915000040 с ООО "Ярославский проектно-изыскательский институт мелиорации и водного хозяйства", а также пункта 5 технического задания, являющегося приложением N 1 к контракту, ФГБНУ "ВНИИПРХ" приняло и оплатило в полном объеме за счет субсидии на госзадание услуги по декларированию гидротехнических сооружений водохранилища на р. Якоть, находящихся на балансе ФГБНУ "ВНИИПРХ", в сумме 450,0 тыс. рублей, несмотря на то, что исполнителем в срок до 15 декабря 2015 года не были выполнены обязательства по утверждению безопасности объекта в Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Представление декларации в Ростехнадзор в 2016 году дважды осуществляло само Учреждение. В связи с наличием замечаний по представленным документам на момент проверки декларация безопасности ГТС, представленная ФГБНУ "ВНИИПРХ", не была утверждена Ростехнадзором.
4.5. В 2015 году ФГБНУ "ВНИПРХ" в нарушение статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и части 2 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при отсутствии размещенного в установленные сроки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупках товаров, работ, услуг, предусмотренного пунктом 6 части 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, проведено 258 закупок товаров, работ и услуг на общую сумму 19 453,3 тыс. рублей без соблюдения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В результате все закупки, независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта, осуществлялись без проведения конкурентных процедур, как с единственным поставщиком.
5. ФГБНУ "ВНИИПРХ" нарушались требования Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", инструкций и методических указаний Минфина России, в том числе:
5.1. В нарушение статей 7 и 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, в Учетной политике ФГБНУ "ВНИИПРХ" не предусмотрены особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по осуществлению передаваемых Учреждению на основании соглашений полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
5.2. В нарушение части 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, и пункта 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год ФГБНУ "ВНИИПРХ" не проводилась обязательная инвентаризация нематериальных активов по балансовому счету 0.102.00 "Нематериальные активы".
5.3. В нарушение части 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, бюджетная отчетность ФГБНУ "ВНИИПРХ" как получателя бюджетных средств по переданным полномочиям государственного заказчика составлена по состоянию на 1 января 2016 года без подтверждения данными инвентаризации незавершенного капитального строительства, предусмотренной пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
5.4. В нарушение статей 13 и 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктов 56 и 65.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, в Сведениях о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762), представленных в Росрыболовство в составе утвержденной бухгалтерской отчетности ФГБНУ "ВНИИПРХ" за 2015 год, не приведена информация о выполнении 3 из 7 работ, включенных в государственное задание на 2015 год, а также указаны натуральные показатели, не соответствующие перечню показателей, характеризующих объем работ, предусмотренному государственным зданием и действующим Ведомственным перечнем государственных услуг (работ).
5.5. Согласно утвержденному Росрыболовством в составе годовой бухгалтерской отчетности балансу ФГБНУ "ВНИИПРХ" за 2015 год (ф. 0503730) в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Учреждением представлены недостоверные данные по счету 0.106.10 "Вложения в недвижимое имущество учреждения", в том числе по строке 091 на начало и конец отчетного периода не отражена стоимость произведенных в 1991 - 1992 годах при строительстве "Центра селекции и индустриального рыбоводства" вложений в недвижимое имущество по объектам "Насосная станция с артезианской скважиной" и "Фундамент жилого дома" в объеме 91,4 тыс. рублей и 626,4 тыс. рублей соответственно. В нарушение абзаца 3 пункта 51 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, указанная стоимость вложений в недвижимое имущество в периоды, предшествующие отчетному, была неправомерно отражена по объекту "Насосная станция с артезианской скважиной" на 1 января 2015 года как вложения в нефинансовые активы по строке 093 "Вложения в иное движимое имущество учреждения (счет 0.106.30)" и на 1 января 2016 года как вложения в нефинансовые активы по строке 092 "Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения (счет 0.106.20)", а по объекту "Фундамент жилого дома" на 1 января 2015 и 2016 годов - как вложения в нефинансовые активы по строке 093 "Вложения в иное движимое имущество учреждения (счет 0.106.30)". Искажение отчетности по коду строки 091 на 1 января 2015 года и по коду строки 093 на 1 января 2016 года составляет 717,8 тыс. рублей, что превышает 10% по каждой из строк и относится к грубым нарушениям бухгалтерского учета.
5.6. В нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 381 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, балансовая стоимость имущества в сумме 227,4 тыс. рублей, переданного ФГБНУ "ВНИИПРХ" в возмездное пользование (по договорам аренды), не отражена на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование". В результате в нарушение пункта 21 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, Учреждением при формировании и представлении годового отчета за 2015 год в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Учреждения (ф. 0503730) не отражены данные по переданному в аренду имуществу. Искажение отчетности по кодам строк 250 и 252 составляет 227,4 тыс. рублей, что превышает 10% по каждой из строк и относится к грубым нарушениям бухгалтерского учета.
6. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФГБНУ "ВНИИПРХ" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления в отношении 20 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 9 965,4 тыс. рублей.
7. ФГБНУ "ВНИИПРХ" не исполнено указание Росрыболовства от 2 апреля 2015 г. N 1772-ИР/У09 по инвентаризации импортного оборудования стоимостью 101 078,5 тыс. рублей объекта незавершенного строительства "Цех гранулированных кормов", не введенного в эксплуатацию с 2009 года, в связи с чем данное оборудование не включено в перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением, и существуют риски его утраты.
8. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации ФГБНУ "ВНИИПРХ" не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 50:04:0101107:14, площадь которого согласно кадастровой выписке, полученной Учреждением только в ходе проверки, составляет 534,5 га.
9. В нарушение пункта 11 Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения, находящегося в ведении Росрыболовства, и об использовании закрепленного за ним федерального имущества, утвержденного приказом Росрыболовства от 2 декабря 2010 г. N 992, ФГБНУ "ВНИИПРХ" не согласовало с Росрыболовством отчет о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в 2015 году, предусмотренный подпунктом 10 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБНУ "ВНИИПРХ" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении в проверяемом периоде государственного задания по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд, использовании средств субсидии на государственное задание и ведении бухгалтерского учета, принятии и оплате за счет бюджетных инвестиций объемов работ, ненадлежащим образом выполненных и не подтвержденных результатами строительного контроля. По результатам проверки принять меры по привлечению к ответственности, предусмотренной законодательством, лиц, допустивших указанные нарушения.
2. Рассмотреть вопрос о перечислении на счет Росрыболовства для дальнейшего зачисления в доход федерального бюджета средств субсидии в размере 57,9 тыс. рублей, неправомерно использованных в 2015 году на цели, не связанные с выполнением государственного задания.
3. При ведении бухгалтерского учета обеспечить перевод данных по содержанию в 2016 году маточных стад бестера (15 штук), белуги (11 штук) русского осетра (36 штук) и ремонтных стад ленского осетра (12 штук), русского осетра (26 штук) и гибрида стерляди и калуги (133 штуки) с бюджетной категории на внебюджетную, а расходы, связанные с содержанием указанных видов рыб в I квартале 2016 года, в сумме 935,1 тыс. рублей отнести за счет приносящей доход деятельности.
4. Внести изменения в Учетную политику ФГБНУ "ВНИИПРХ" в части отражения особенностей организации и ведения бухгалтерского учета операций по осуществлению передаваемых Учреждению на основании соглашений полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
5. Обеспечить согласование с Росрыболовством отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в 2015 году.
6. Обеспечить проведение инвентаризации импортного оборудования и представить данные о ее результатах в Росрыболовство с целью включения данного оборудования в перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением.
7. Обеспечить проверку качества и инвентаризацию объемов принятых и оплаченных работ на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение Конаковского завода по осетроводству, г, Конаково, Тверская область", по которым выявлены нарушения строительных норм и правил, а также отклонения от проектно-сметной документации.
По результатам проверки принять меры, предусмотренные контрактными обязательствами, по устранению выявленных нарушений и предъявлению штрафных санкций к исполнителям за невыполненные (некачественно выполненные) работы.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору ФГБНУ "ВНИИПРХ" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 09-230/09-02
Текст представления официально опубликован не был