Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 09-231/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования субсидий из федерального бюджета на государственное задание и на иные цели, а также бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности в рамках подпрограммы 7 "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2015 году и за истекший период 2016 года (совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации)" в федеральном государственном бюджетном научном учреждении "Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр" (далее - ФГБНУ "ТИНРО-Центр", учреждение), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Отловленные по квотам, предоставленным для учебных и культурно-просветительских целей, морские млекопитающие (белухи) не были использованы ФГБНУ "ТИНРО-Центр" должным образом, а после прохождения адаптации и обучения с разрешения Росрыболовства реализовывались в связи с отсутствием в действующем законодательстве прямого запрета на продажу третьим лицам и вывозились за пределы Российской Федерации с целью извлечения прибыли. При этом в нарушение требований абзаца 2 пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" осуществляло поставки за пределы Российской Федерации морских млекопитающих (белух), несмотря на то, что данный вид деятельности не предусмотрен его уставом, утвержденным приказом Росрыболовства от 2 декабря 2014 г. N 924. В результате учреждением в 2015 и 2016 годах незаконно получен доход от поставки в Китай 10 белух в размере 42 046,2 тыс. рублей.
2. В нарушение части 3.1 статьи 21 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" использовало по договору от 1 июня 2010 г. N 03/10 с ООО "Лакколит" для платного показа в рамках приносящей доход деятельности в том числе морских млекопитающих (белух), выловленных в счет предоставленных в 2012 году учреждению квот на вылов для научно-исследовательских и контрольных целей.
3. В нарушение пункта 11 Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального государственного учреждения, находящегося в ведении Росрыболовства, и об использовании закрепленного за ним федерального имущества, утвержденного приказом Росрыболовства от 2 декабря 2010 г. N 992, ФГБНУ "ТИНРО-Центр" не согласовало с Росрыболовством отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в 2015 году, предусмотренный подпунктом 10 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
4. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 8 объектов основных средств стоимостью 9 051,3 тыс. рублей.
5. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на девять земельных участков площадью 7,43770 га.
6. В нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" не внесены в реестр федерального имущества 83 объекта особо ценного движимого имущества балансовой стоимостью 228 219,0 тыс. рублей.
7. По результатам проверки осуществления учреждением закупок и исполнения контрактов (договоров) выявлены нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданского кодекса Российской Федерации.
7.1. В нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 2 и 6 Особенностей размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, установленных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н (далее - Особенности N 544/18н), план-график размещения заказов на 2015 год размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в отношении ФГБНУ "ТИНРО-Центр" позже установленного срока на 81 день (3 апреля 2015 года), филиала "База научно-исследовательского флота" - на 46 дней (27 февраля 2015 года), Хабаровского филиала - на 93 дня (15 апреля 2015 года) и Чукотского филиала - на 113 дней (5 мая 2015 года).
7.2. В нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 2 и 6 Особенностей N 544/18н внесение изменений в планы-графики размещения заказов на 2015 год осуществлялось позже чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): в отношении ФГБНУ "ТИНРО-Центр" - по 18 объектам закупок, в отношении его Хабаровского филиала - по 3 объектам закупок.
7.3. При осуществлении закупок в 2015 и 2016 годах на проведение этапов работ по реконструкции научно-производственного центра по созданию технологий аквакультуры на острове Попова (г. Владивосток) (далее - "Реконструкция НПЦ аквакультуры") ФГБНУ "ТИНРО-Центр" использовало проектно-сметный метод определения начальной (максимальной) цены контракта с несоблюдением пункта 3.30 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, в результате чего пересчет сметной стоимости реконструкции объекта в текущие цены осуществлялся не на основании ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства, утверждаемых Минстроем России для Приморского края, а с применением индексов-дефляторов, разработанных Минэкономразвития России для прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В результате в нарушение пункта 1 части 9 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установленная учреждением начальная (максимальная) цена контракта на выполнение реконструкции объекта была завышена на 27 161,6 тыс. рублей, в том числе в 2015 году на 11 234,0 тыс. рублей (или 19,4%) и 2016 году на 15 927,57 тыс. рублей (или 19,2%).
7.4. В нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" суммарный объем закупок ФГБНУ "ТИНРО-Центр" стоимостью до 100 тыс. рублей, осуществленных без проведения торгов, как с единственным исполнителем, превысил допустимый уровень в 5% от совокупного годового объема средств, предусмотренного на закупки в 2015 году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения от 30 декабря 2015 года (476 552,7 тыс. рублей), и составил 6,4% (30 456,3 тыс. рублей). В результате учреждением неправомерно осуществлены закупки на сумму 6 628,7 тыс. рублей.
7.5. В нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФГБНУ "ТИНРО-Центр" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение в 2016 году строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция НПЦ аквакультуры" в соответствии с протоколом аукционной комиссии о рассмотрении первых частей заявок от 6 июня 2016 года безосновательно отклонены 3 из 4 заявок на участие в аукционе как не соответствующие требованиям части II аукционной документации "Техническое задание", пунктов 1.3, 1.5, 1.7 раздела I части I документации об электронном аукционе и пункта 3 части 3 статьи 66 вышеуказанного закона, в результате чего аукцион признан несостоявшимся и учреждение в соответствии с объявленной начальной (максимальной) ценой заключило контракт с единственным допущенным к аукциону участником - ООО "ВЛАДВИК", выступавшим также в качестве генподрядчика по объекту в 2014 и 2015 годах и в качестве субподрядчика в 2012 году. Учитывая выявленные признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отмечены высокие коррупционные риски.
7.6. При внесении существенных изменений в договор от 4 сентября 2015 г. N РШ 04/09-15 с ООО "ВладТехноМарин" путем заключения дополнительного соглашения от 18 декабря 2015 г. б/н заказчиком - филиалом "База научно-исследовательского флота ФГБНУ "ТИНРО-Центр" нарушены требования части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункта 7.2 договора в части неправомерного увеличения цены договора на 320,0 тыс. рублей (10%) вследствие изменения (улучшения) технических характеристик поставляемого в комплекте со шлюпкой двигателя. При этом возможность данной замены предусмотрена условиями договора без увеличения его цены.
7.7. В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целом по ФГБНУ "ТИНРО-Центр" отчеты о выполнении работ (этапов работ) по 228 контрактам (договорам) согласно перечню, приведенному в приложении N 2 к акту по результатам контрольного мероприятия, не были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru или размещены позднее (от 5 дней до 16 месяцев) срока, установленного пунктом 7 Положения о подготовке и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1093.
7.8. В 2015 году информация о заключенных контрактах (договорах) (реестр договоров) ФГБНУ "ТИНРО-Центр" неоднократно представлялась в ТУ Федерального казначейства с нарушением сроков, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, в результате соответствующие реестровые записи были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с нарушением установленных сроков в отношении 19 договоров.
7.9. В нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условий пунктов 4.4, 6.1.1 контракта от 28 сентября 2015 г. N 48-09-15 ФГБНУ "ТИНРО-Центр" при наличии отрицательного заключения ООО "СтройПодряд", осуществлявшего строительный контроль на объекте "Реконструкция НПЦ аквакультуры", на основании представленных генподрядчиком - ООО "ВЛАДВИК" актов выполненных работ (форма N КС-2) от 15 декабря 2015 г. N 34 - N 59 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 15 декабря 2015 г. N 3 неправомерно приняты и оплачены объемы строительно-монтажных работ, выполненные с нарушением строительных норм и правил, не в полном объеме и с отклонением от утвержденного проекта, на общую сумму 14 229,7 тыс. рублей.
7.10. В нарушение пунктов 1.8-1.10 строительных норм и правил (СНиП) 3.04.03-85 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии" отделочные работы, работы по нанесению защитных лакокрасочных покрытий, антикоррозийной битумно-резиновой или битумно-полимерной изоляции стальных трубопроводов, гидроизоляция стен и днища в мокрых грунтах, масляная окраска и огрунтовка металлических поверхностей и ряд других аналогичных работ согласно актам приемки выполненных работ (форма N КС-2) за период с 27 октября по 15 декабря 2015 года (N 19 - N 29, N 35 - N 38, N 41, N 42, N 45, N 46 - N 48, N 51, N 55) выполнены с нарушением технологических процессов, при отрицательных температурах окружающей среды и во время атмосферных осадков, что подтверждено справкой ФГБУ "Приморское УГМС" от 12 июля 2016 г. N ЦСО-1227 о температурных показателях за период с ноября 2015 года по январь 2016 года.
В результате ФГБНУ "ТИНРО-Центр" в нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктов 4.4, 6.1.1 контракта от 28 сентября 2015 г. N 48-09-15 необоснованно оплачены работы, выполненные с нарушением строительных норм и правил, на общую сумму 1 289,7 тыс. рублей.
7.11. На стоимость поставленного оборудования согласно предъявленным к оплате актам приемки выполненных работ (форма N КС-2) от 26 октября 2015 г. N 3 и N 4; от 16 ноября 2015 г. N 14 и N 15 в нарушение пунктов 2.2 и 4.6 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) генподрядчиком - ООО "ВЛАДВИК" необоснованно начислены различные удорожающие коэффициенты (зимнее удорожание, страхование, временные здания и сооружения), применяемые к строительно-монтажным работам, которые фактически не выполнялись.
В результате ФГБНУ "ТИНРО-Центр" в нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пунктов 4.4, 6.1.1 государственного контракта от 28 сентября 2015 г. N 48-09-15 необоснованно оплачены дополнительные затраты генподрядчика на сумму 2 771,4 тыс. рублей.
7.12. Также на стоимость выполненных строительно-монтажных работ согласно предъявленным к оплате актам приемки выполненных работ (форма N КС-2) за период с 15 сентября по 26 октября 2015 г. N 1, N 2, N 5 - N 12 в нарушение пункта 9 "Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007" в отсутствие подтверждающих данных гидрометеорологической службы генподрядчиком - ООО "ВЛАДВИК" необоснованно начислен повышающий коэффициент, применяемый в зимний период времени при условии, что количество ветреных дней превышает 30% и скорость ветра составляет более 10 м/с.
В результате ФГБНУ "ТИНРО-Центр" в нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пунктов 4.4, 6.1.1 государственного контракта от 28 сентября 2015 г. N 48-09-15 необоснованно оплачены дополнительные затраты генподрядчика на сумму 12,6 тыс. рублей.
7.13. В нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условий пунктов 4.4, 6.1.1 государственного контракта от 20 июня 2016 г. N 05201000008160000620380007-01 ФГБНУ "ТИНРО-Центр" на основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 27 июня 2016 г. N 1 - N 4 за период с 20 по 27 июня 2016 года и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 27 июня 2016 г. N 1 неправомерно приняты и оплачены не подтвержденные результатами строительного контроля объемы строительно-монтажных работ на объекте "Реконструкция НПЦ аквакультуры", в том числе выполненные с нарушением строительных норм и правил, не в полном объеме и с отклонением от утвержденного проекта, на общую сумму 37 672,31 тыс. рублей.
7.14. В нарушение статей 711, 720, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", условий государственных контрактов от 28 сентября 2015 г. N 48-09-15 и от 20 июня 2016 г. N 0520100000816000062-0380007-01 ФГБНУ "ТИНРО-Центр" неправомерно приняты и оплачены на основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 16 ноября 2015 г. N 16 и от 27 июня 2016 г. N 3 строительно-монтажные работы на объекте "Реконструкция НПЦ аквакультуры" в объемах, не соответствующих предусмотренным сметами строительства по разделам "Электроснабжение 0,4 кв с наружным освещением, смета N 04-05-01" и "Общестроительные работы цеха трепанга, смета N 02-01-03" соответственно. В результате общая сумма необоснованно оплаченных учреждением работ согласно акту контрольных обмеров составила 2 463,3 тыс. рублей.
8. В нарушение статей 7 и 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и требований пункта 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, в Учетной политике ФГБНУ "ТИНРО-Центр" не предусмотрены особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по осуществлению передаваемых учреждению на основании соглашений полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
9. В нарушение пункта 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, предельный (8-кратный) уровень кратности соотношения средней заработной платы руководителя и работников ФГБНУ "ТИНРО-Центр" за счет всех финансовых источников был превышен и по итогам 2015 года составил 8,5.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору ФГБНУ "ТИНРО-Центр" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Провести проверку по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд ФГБНУ "ТИНРО-Центр" и его филиалов, осуществлении приносящей доход деятельности, не предусмотренной уставом учреждения, использовании в рамках приносящей доход деятельности водных биоресурсов, предоставленных для научно-исследовательских и контрольных целей, принятии и оплате за счет бюджетных инвестиций объемов работ, ненадлежащим образом выполненных и не подтвержденных результатами строительного контроля, по результатам проверки принять меры по привлечению к ответственности лиц, предусмотренной законодательством, допустивших указанные нарушения.
2. Обеспечить размещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru всех отчетов о выполнении работ (этапов работ) по контрактам (договорам) согласно перечню, приведенному в приложении N 2 к акту по результатам контрольного мероприятия.
3. Принять меры по соблюдению предельного (8-кратного) уровня соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.
4. Принять меры по организации учреждением контроля за ходом и качеством выполняемых работ на объекте "Реконструкция научно-производственного центра по созданию технологий аквакультуры".
5. Внести изменения в Учетную политику ФГБНУ "ТИНРО-Центр" в части отражения особенностей организации и ведения бухгалтерского учета операций по реализации передаваемых учреждению на основании соглашений полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
6. Обеспечить проверку качества и инвентаризацию объемов принятых и оплаченных работ на объекте "Реконструкция научно-производственного центра по созданию технологий аквакультуры, Приморский край, г. Владивосток", по которым выявлены нарушения строительных норм и правил, а также отклонения от проектно-сметной документации.
По результатам проверки принять меры по устранению выявленных нарушений, предусмотренные контрактными обязательствами и гражданским законодательством.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" директору ФГБНУ "ТИНРО-Центр" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 сентября 2016 г. N ПР 09-231/09-02
Текст представления официально опубликован не был