По итогам реализации в 2016 году Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 28 мая 2014 г. N 3241 п-П8 (далее - комплексная программа), Минобрнауки России докладывает.
По подпрограмме "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования [воспитатель, учитель])".
В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12 января 2016 г. N ОГ-П8-32 во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС по итогам заседаний Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. Минобрнауки России осуществляется работа по формированию национальной системы учительского роста (далее - НСУР).
В рамках указанной работы Минобрнауки России проводит подготовку и согласование "дорожной карты", направленной на реализацию комплекса мероприятий по формированию НСУР в Российской Федерации.
Контрольными событиями прорабатываемой "дорожной карты" определены такие мероприятия; как:
- разработка и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок аттестации учителей и учительские должности, а также закрепление данных изменений в части установленных действующим законодательством прав и социальных гарантий педагогических работников;
- внесение изменений в профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее - профессиональный стандарт), основанных на дифференциации уровней квалификации и выделении новых трудовых функций учителя в соотнесении с новыми должностями учителей;
- разработка и апробация модели единых (федеральных) оценочных материалов для оценки квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) учителей требованиям профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для целей аттестации;
- проведение общественно-профессиональных обсуждений опыта оценки уровней владения профессиональными компетенциями учителей, в том числе в целях аттестации.
Указанные меры позволят сформировать для всех субъектов Российской Федерации единые механизмы связи уровней квалификации и системы оплаты труда педагогических работников.
В настоящее время Минобрнауки России совместно с Минтрудом России перенесен срок начала применения профессионального стандарта на 1 января 2019 г. (приказ Минтруда России от 15 декабря 2016 г. N 745н, который направлен на государственную регистрацию в Минюст России)*.
Кроме того, разработана новая модель профессионального стандарта, связавшая требования профессионального стандарта с различными уровнями квалификации учителей, в целях обсуждения которой проведена однодневная Всероссийская конференция на базе ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет".
В ходе реализации подпрограммы "Модернизация педагогического образования" в 2016 году получены следующие результаты.
Разработаны и прошли обсуждение в федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования (далее - ВО) по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" (далее - УГСН 44.00.00) шесть проектов актуализированных в соответствии с профессиональными стандартами федеральных государственных образовательных стандартов ВО по уровням образования и направлениям подготовки и 13 примерных основных образовательных программ по профилям в рамках УГСН 44.00.00. Разработаны 42 модернизированные основные профессиональные образовательные программы в соответствии с новыми требованиями (по уровням образования бакалавриат [13], магистратура [17], аспирантура [12]).
Разработана и апробирована новая образовательная единица (модуль), включающая в свою структуру практику (учебно-ознакомительную, учебную или непрерывную педагогическую практику на старших курсах программ бакалавриата и магистратуры), теоретическую часть, научно-исследовательскую работу студентов и этап рефлексии. Структура образовательного модуля и этапы его изучения учтены в разработанных проектах примерных основных образовательных программ и в модернизированных образовательных программах по профилям.
В целях усиления практической подготовки обучающихся разработаны механизмы и реализуется сетевое взаимодействие образовательных организаций ВО и общеобразовательных организаций по педагогическим программам.
В 2016 году к апробации основных профессиональных образовательных программ уровней образования бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в рамках УГСН 44.00.00 были привлечены 34 образовательные организации ВО и 132 образовательные организации системы общего образования (в том числе программы бакалавриата апробированы в 22 образовательных организациях ВО с привлечением более 60 образовательных организаций системы общего образования). Кроме того, в экспертное обсуждение и информационное взаимодействие дополнительно были вовлечены 24 образовательные организации ВО.
К реализации комплексного проекта по модернизации педагогического образования были привлечены 58 образовательных организаций ВО.
Разработаны и апробируются:
- модель подготовки педагогических кадров в магистратуре с усиленной практической направленностью в 18 образовательных организациях ВО по профилям: "Педагог дошкольного образования", "Педагог начального общего образования", "Педагог основного общего образования", "Педагог среднего общего образования", "Педагог-дефектолог";
- модель подготовки педагогических кадров в магистратуре с усиленной исследовательской направленностью в девяти образовательных организациях ВО по профилю "Педагог-исследователь (методист)";
- модель подготовки кадров по менеджменту для управленческого персонала системы образования в восьми образовательных организациях ВО по профилю "Руководитель образовательной организации".
Разработана модель непрерывного педагогического образования, учитывающая преемственность уровней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), наличие образовательных профилей, которая включает многопрофильный бакалавриат (с двумя профилями).
Модель непрерывного педагогического образования предусматривает вариативность образовательных траекторий обучающихся как внутри направлений и профилей подготовки УГСН 44.00.00, так и между ними и "непедагогическими" направлениями подготовки. В соответствии с указанной моделью предусмотрены переходы между уровнями и профилями подготовки в случае близких видов профессиональной деятельности различных категорий педагогов, предусматривающие возможность освоения элективных и адаптивных моделей, а также модулей дополнительного профессионального образования, ликвидирующих разницу входных требований за счет освоения необходимых профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов. В рамках модели также предполагается создание элективных и адаптационных модулей и программ дополнительного профессионального образования, позволяющих обеспечить переходы между образовательными программами по разным направлениям и профилям подготовки.
По итогам реализации подпрограммы "Эффективный контракт" Минобрнауки России докладывает.
Во исполнение подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "26 ноября 2012 г."
В соответствии с Программой "эффективный контракт" - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внедрение эффективного контракта осуществляется согласно Программе в рамках введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работников.
Показатели эффективности актуализируются по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда.
Также Минобрнауки России докладывает, что в соответствии с перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N ДМ-П8-5082 по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников Минобрнауки России совместно с Общероссийским профсоюзом образования в рамках Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы, утвержденного 22 декабря 2014 г., разрабатывает проект примерных положений по оплате труда (далее - проект).
Проектом предполагается обеспечение нормирования учительского труда с установлением верхнего предела "часовой" нагрузки, предусмотрено исключение случаев дискриминации - через дополнительные выплаты должны поощряться конкретные результаты труда без исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, и механизм распределения этих выплат должен быть абсолютно прозрачен.
В процессе дальнейшей работы над проектом предполагается учет лучшего регионального опыта, а также проведение широких профессиональных и экспертных обсуждений.
По итогам реализации подпрограммы "Повышение престижа профессии" в 2016 году Минобрнауки России осуществлялся ряд мероприятий.
В части разработки и реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога и формирования уважительного отношения к профессиональной деятельности педагогов со стороны общества, подготовлены видеоролики: "Обыкновенный человек", "Первый учитель" и "Говорите учителям спасибо".
Видеоролики показаны в эфире более 50 региональных телеканалов, размещены на официальных сайтах и в социальных медиа 85 региональных органов управления в сфере образования, отделах образования муниципальных районов и образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Их демонстрация осуществлялась на крупных региональных мероприятиях, проводимых Минобрнауки России. С целью широкого охвата аудитории видеоролики опубликованы на официальном сайте Минобрнауки России, а также активно продвигались в социальных медиа в ведомствах.
В рамках реализации предложений по формированию государственного заказа на издательскую и кинопродукцию об успешной деятельности педагога Минобрнауки России инициировало создание документального фильма о профессии учителя "Урок на всю жизнь" общим хронометражем 48 минут. Фильм планируется к размещению в сети Интернет, в социальных сетях Минобрнауки России (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники) и на сайтах образовательной тематики. Планируется трансляция фильма в эфире региональных телеканалов, а также в рамках тематических мероприятий в образовательных организациях.
Издана книга "Учитель и школа в современном информационном пространстве", на страницах которой представлены методические рекомендации по информационному взаимодействию для региональных органов управления образованием и образовательных организаций. В дополнение к методическим рекомендациям в книге подобраны тематически близкие афоризмы и изречения об образовании, учителях и детстве, даны выдержки из воспоминаний, произведений, писем и выступлений писателей и педагогов о воспитании личности, представлен образ школы и учителя в изобразительном искусстве и поэзии.
В целях повышения престижа профессии учителя организована фотовыставка "Образование в России", которая включила лучшие фотоработы из архива Минобрнауки России, а также материалы, предоставленные образовательными организациями и средствами массовой информации из различных регионов страны. В составе экспозиции было представлено более 60 фоторабот. Выставку посетило около 500 тысяч человек.
Проведена всероссийская акция в социальных медиа "#Любимыйучитель". За время проведения акции на страницах Минобрнауки России в соцсетях было оставлено более 6000 сообщений. Размещенные материалы демонстрировались во время праздничного концерта, посвященного Дню учителя, в Государственном Кремлевском Дворце.
Организован конкурс журналистского мастерства "PRO образование" среди журналистов, освещающих вопросы образовательной деятельности. В 2016 году в оргкомитет конкурса поступило более 900 заявок от представителей большинства регионов России. В номинации, касающейся работы педагогов и модернизации общего образования, было подано более 100 заявок.
В рамках распространения лучших практик повышения престижа профессии учителя Общероссийский Профсоюз образования и Союз молодых педагогов обобщили и представили лучшие работы в сфере повышения престижа профессии. Наиболее успешные практики будут направлены в образовательные организации.
В 2016 году проведены всероссийские конкурсы профессионального мастерства "Учитель года России", "Воспитатель года России" и "Директор школы".
В конкурсе "Учитель года России" на школьном этапе приняли участие 66 807 учителей, из них 18 837 человек участвовали в муниципальном (районном) этапе, 2593 человека приняли участие в региональном этапе, 85 победителей регионального этапа конкурса из 85 субъектов Российской Федерации участвовали в заключительном (федеральном) этапе.
В финале конкурса "Воспитатель года России" приняли участие 64 работника дошкольных образовательных организаций из 64 регионов Российской Федерации.
Для участия в конкурсе "Директор школы" подали заявки 358 человек (допущено к участию в конкурсе 346) из 67 регионов России, из них самому младшему участнику 24 года, самому старшему - 70 лет.
Министр |
О.Ю. Васильева |
______________________________
* Возвращен без государственной регистрации Минюстом России - письмо Минюста России от 11.01.2017 N 01/1748-МГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2016 г. N МОН-П-5436 "О реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций в 2016 году"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", март 2017 г., N 5