Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 февраля 2017 г. N 5.1-01/416
на проект федерального закона N 64630-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 февраля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 64630-7 "О внесении изменения в главу 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О биомедицинских клеточных продуктах" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 27 декабря 2016 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование, расширено содержание и увеличен в три раза объем.
Федеральным законом абзац четвертый подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополняется положением о том, что в подтверждение обоснованности применения налоговой льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в налоговый орган должно представляться регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Регистрационное удостоверение, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, можно будет представлять до 31 декабря 2021 года, то есть до даты окончания переходного периода, установленного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 года N 46 "О правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий". Аналогичной нормой дополнен абзац третий подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса, в соответствии с которым для подтверждения обоснованности применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов необходимо представлять регистрационное удостоверение медицинского изделия. Кроме этого, Федеральным законом из подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса исключено правило, в соответствии с которым в утверждаемый Правительством Российской Федерации специальный перечень медицинских изделий, реализация которых не облагается НДС, могут включаться только важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Правительству Российской Федерации предоставлено право по своему усмотрению определять виды медицинских изделий, включаемых в указанный перечень. В соответствие с правом ЕАЭС также приведена норма статьи 181 Налогового кодекса, определяющая виды спиртосодержащей продукции, не признаваемые подакцизными товарами, в части лекарственных средств, сведения о которых содержатся в Государственном реестре лекарственных средств. В соответствии с Федеральным законом в эту категорию товаров включены лекарственные средства, сведения о которых содержатся также в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС.
Федеральным законом также предусматривается установление новых видов государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий, связанных с осуществлением регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС. В частности, за проведение экспертизы лекарственного препарата для медицинского применения при его регистрации и за оценку экспертного отчета об оценке безопасности, эффективности и качества лекарственного препарата для медицинского применения будет уплачиваться государственная пошлина в размере 325 000 рублей, за подтверждение регистрации лекарственного препарата для медицинского применения предусматривается уплата государственной пошлины в размере 145 000 рублей.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается установление новых видов государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий, связанных с осуществлением государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов. В частности, за проведение экспертизы качества биомедицинского клеточного продукта, экспертизы документов для получения разрешения на проведение клинического исследования биомедицинского клеточного продукта и этической экспертизы возможности проведения клинического исследования биомедицинского клеточного продукта при обращении за государственной регистрацией биомедицинского клеточного продукта устанавливается государственная пошлина в размере 200 000 рублей. За проведение экспертизы эффективности биомедицинского клеточного продукта и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения биомедицинского клеточного продукта при государственной регистрации биомедицинского клеточного продукта будет уплачиваться государственная пошлина в размере 50 000 рублей.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса исключены слова "важнейших и жизненно необходимых", определяющие, какие медицинские изделия могут включаться в специальный перечень медицинских изделий, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях освобождения их реализации на территории Российской Федерации от обложения НДС. Таким образом, Правительству Российской Федерации предоставляется неограниченное право по своему усмотрению определять, реализация каких медицинских изделий будет полностью освобождаться от налогообложения, а каких облагаться по ставке 10 процентов. Такое регулирование не согласуется с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса, согласно которому основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам определяются федеральным законом (льготы по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом). Обращаем внимание на то, что данное изменение распространяется также на ввоз медицинских изделий в Российскую Федерацию, так как пункт 2 статьи 150 Налогового кодекса, на основании которого ввоз медицинских изделий освобождается от НДС, содержит ссылку на подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Предусмотренный статьей 2 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренному абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в увеличении доходов федерального бюджета.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федеральных налогов и федерального сбора. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 8 марта 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.