Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, В.Б. Шубой, А.Д. Башкиным, депутатами Государственной Думы А.И. Голушко, А.И. Петровым, А.Г. Сидякиным, другими депутатами Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по осуществлению контроля за "розничными продажами спиртосодержащей непищевой продукции" (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 проекта).
В связи с этим обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в указанной сфере деятельности осуществляется государственный контроль (надзор), государственный надзор. Таким образом, в подпункте "б" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона слова "осуществление контроля" необходимо заменить на формулировку "осуществление государственного контроля (надзора)" или "осуществление государственного надзора".
Кроме того, поскольку законопроектом предлагается осуществление государственного надзора не только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, но и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в части государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции, нуждается в уточнении проектируемое изменение пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ в целях соблюдения принципов осуществления государственного контроля (надзора), определенных в статье 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно принципа недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и принципа разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
В соответствии с изменениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ в целях установления контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции предусматривается обязанность перевозчиков указанной продукции оснащать железнодорожный подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации (подпункт "а" пункта 5 статьи 1 проекта). В связи с этим полагаем необходимым рассмотреть вопрос о вступлении в силу проектируемого положения с учетом периода времени, который потребуется для оснащения железнодорожного транспорта указанными техническими средствами (см. статью 6 проекта).
Отмечаем, что проектируемое положение статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ о возврате этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии соответствующих сопроводительных документов (пункт 6 статьи 1 проекта) не является предметом регулирования данной статьи, поскольку возврат не относится к понятию "оборот" (см. подпункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ). По нашему мнению, отношения по возврату указанной продукции могут быть урегулированы в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, содержащем норму о возврате остатков такой продукции поставщику.
Законопроект наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции (подпункт "а" пункта 7 статьи 1 проекта). Проектируемое положение нуждается в уточнении с учетом пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (о принятии соответствующих актов только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота).
В связи с изложением пункта 2.3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ в новой редакции, устанавливающей требование к организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, иметь "стационарные" производственные и "стационарные" складские помещения на соответствующем праве (подпункт "б" пункта 7 статьи 1 проекта), отмечаем, что корреспондирующие изменения следует внести также в статью 5, пункт 1 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, поскольку в указанных положениях говорится о "производственных и складских помещениях".
Кроме того, поскольку пункт 2.3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ излагается в новой редакции в целом, нуждается в обосновании признание утратившими силу других положений пункта 2.3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающих требования к производству и обороту соответствующей продукции (см. абзацы второй - пятый пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ).
В дополнительном обсуждении нуждается проектируемое положение о включении в перечень оснований для приостановления действия лицензии неуплату лицензиатом в установленный срок штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенные в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 9 статьи 1 проекта). При этом обращаем внимание на норму части 4 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой к лицензионным требованиям не могут быть отнесены "требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта".
В проектируемом положении пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ следует уточнить, о запрете перемещения по территории Российской Федерации какой продукции идет речь (видимо, ограничения устанавливаются в отношении алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции (подпункт "в" пункта 14 статьи 1 проекта). Аналогичное замечание относится к пункту 2 статьи 5 проекта.
Кроме того, по статье 4 проекта особо обращаем внимание на то, что в проекте в ряде случаев вносятся изменения в положения, которые уже вступили в силу с 1 января 2017 года (см., например, подпункты "а", "б", "ж", "и" пункта 1 статьи 4 проекта). В связи с этим предлагаемые изменения следует вносить непосредственно в Федеральный закон N 171-ФЗ.
Проектной частью 7 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предлагается установить административную ответственность за распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом (пункт 1 статьи 5 проекта). В Кодексе уже имеется часть 7 статьи 13.15, что должно быть учтено в проектируемых нормах законопроекта.
Включение проектной статьи 14.17.1 Кодекса, закрепляющей, по сути, административную ответственность физических лиц за незаконное перемещение алкогольной и спиртосодержащей продукции в главе 14 Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, по нашему мнению, требует дополнительного обсуждения (на наш взгляд, представляется возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в главу 19 или 20 Кодекса).
Сообщаем также, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 62939-7 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляющий органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать ограничения времени, условий и мест розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Проект нуждается в тщательной юридико-технической и лингвистической доработке.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.